ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)
Рубрика: Безопасность жизнедеятельности
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В данной работе изучены понятия преступности обучающихся, проанализированы особенности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений. Рассмотрены пути решения проблем преступности обучающихся.
Ключевые слова: преступность обучающихся; профилактическая работа; контроль поведения подростком; пропаганда правовых знаний.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди подростков и молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в нашей стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних; криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Всё это связано с тем, что на ребенка в современной ситуации его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка.
Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому на учителей возложена огромная ответственность за воспитание личности. В Федеральном законе "Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних " указано, что субъектом формирования правомерного поведения и профилактика противоправного действия является школа [3].
Преступность - это исторически изменчивое, массовое, социальное и правовое явление, представляющее собой целостную систему общественно опасных, уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за конкретный период времени.
Личностные особенности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений.
Для несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений изменяется система общепризнанных ценностей, стирается граница между добром и злом. При такой нравственной дезориентации, несовершеннолетний способен на совершение преступлений. И поскольку такой несовершеннолетний в своей жизни сталкивается с другими людьми, не разделяющими его убеждений и восприятий познаваемого объекта, в конечном итоге все это доходит до конфликтных ситуаций [4].
Система ценностей несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений и представление о нормах поведения складываются не в один момент – они являются результатом длительного, системного и последовательного воздействия со стороны основных институтов социализации: семьи и школы, ближайшего бытового, досугового окружения: родственников, друзей, знакомых.
Чтобы понять и прогнозировать личность несовершеннолетнего склонного к преступности, надо представить его восприятие мира и соответствующий способ отношения к этому миру, понять специфику его субъективной жизни. Необходимым условием для понимания личности, является знание мотивов преступного поведения [1].
В декабре 2020 года в МБОУ ООШ с. Ульяновка проводился социологический опрос с целью выявления подростковых правонарушений, в опросе приняло участие 40 человек.
100 % школьников ответили отрицательно на первый вопрос «мое отношение к правонарушениям среди несовершеннолетних».
На второй вопрос «В чем причина роста правонарушений» учащиеся ответили 50% предпочли указать причину роста правонарушений из-за влияния окружающей среды, 50% видят причину в недостаточном контроле родителей.
На третий вопрос «Бывают ли ситуации, что вы хотите совершить правонарушение?» 80% опрошенных ответили, что у них не бывает ситуаций, когда они хотели бы совершить правонарушение, и 20% иногда задумывались над совершением правонарушения.
На пятый вопрос «Как решить проблему подросткового правонарушения?» учащиеся предложили родителям больше контролировать действия и поведение подростков (50%), организовывать досуг подростка (30%), пропаганда ЗОЖ (10%), пропаганда правовых знаний (10%)
Таким образом, Опрос школьников показал: подростки считают, что уровень преступности в последние годы возрос и ведет к негативным последствиям для нашего общества. Снизить преступность, по их мнению, можно с помощью деятельности семьи, организации досуга подростков, пропаганды среди них правовых знаний [2].
Хотелось бы выделить несколько путей, которые способствовали бы решению проблемы преступности обучающихся.
Необходимо составить план профилактической работы в школе и реализовать его в сотрудничестве с педагогами [4].
Профилактика преступность, может включать следующее:
1. Ликвидацию правовой неграмотности подростков и их родителей (совместно с учителями, разработаем ряд мероприятий, направленных на повышения уровня правовой культуры обучающихся и их родителей).
2. Выход на педагогов дополнительного образования с просьбой привлечь дополнительное количество посетителей в кружки, секции, клубы;
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Активную работу и агитацию за здоровый образ жизни самими учениками.
5. Оформление стендов усилиями учеников «Знай права, но не забывай об обязанностях»
6. Введение в школе разбора конфликтных и неправомерных ситуаций, и, может даже в форме театрализованного суда рассматривать эти ситуации.
7. Проведение классных часов, нацеленных на профилактику подростковых правонарушений, с привлечением органов ПДН.
8. Вовлечение родителей в жизнь их детей путем организации совместных мероприятий, тем самым увеличивая значимость семейных отношений и ответственность самих родителей.
Таким образом, причинами подростковой преступности являются психологические особенности подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, имеет перед собой дурной пример поведения, то он может легко попасть в зону риска. Подростковая преступность имеет свои особенности, которые также обуславливаются психологическими особенностями подростка.