Статья:

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Кочеткова Т.Ю. ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 32(211). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/211/117834 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кочеткова Татьяна Юрьевна
студент, Государственный социально-гуманитарный университет, РФ, г. Коломна
Таров Андрей Геннадьевич
научный руководитель, канд. техн. наук, Государственный Социально-Гуманитарный университет, РФ, г. Коломна

 

Аннотация. В данной работе изучены понятия преступности обучающихся, проанализированы особенности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений. Рассмотрены пути решения проблем преступности обучающихся.

 

Ключевые слова: преступность обучающихся; профилактическая работа; контроль поведения подростком; пропаганда правовых знаний.

 

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди подростков и молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в нашей стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних; криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Всё это связано с тем, что на ребенка в современной ситуации его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка.

Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому на учителей возложена огромная ответственность за воспитание личности. В Федеральном законе "Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних " указано, что субъектом формирования правомерного поведения и профилактика противоправного действия является школа [3].

Преступность - это исторически изменчивое, массовое, социальное и правовое явление, представляющее собой целостную систему общественно опасных, уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за конкретный период времени.

Личностные особенности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений.

Для несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений изменяется система общепризнанных ценностей, стирается граница между добром и злом. При такой нравственной дезориентации, несовершеннолетний способен на совершение преступлений. И поскольку такой несовершеннолетний в своей жизни сталкивается с другими людьми, не разделяющими его убеждений и восприятий познаваемого объекта, в конечном итоге все это доходит до конфликтных ситуаций [4].

Система ценностей несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений и представление о нормах поведения складываются не в один момент – они являются результатом длительного, системного и последовательного воздействия со стороны основных институтов социализации: семьи и школы, ближайшего бытового, досугового окружения: родственников, друзей, знакомых.

Чтобы понять и прогнозировать личность несовершеннолетнего склонного к преступности, надо представить его восприятие мира и соответствующий способ отношения к этому миру, понять специфику его субъективной жизни. Необходимым условием для понимания личности, является знание мотивов преступного поведения [1].

В декабре 2020 года в МБОУ ООШ с. Ульяновка проводился социологический опрос с целью выявления подростковых правонарушений, в опросе приняло участие 40 человек.

100 % школьников ответили отрицательно на первый вопрос «мое отношение к правонарушениям среди несовершеннолетних».

На второй вопрос «В чем причина роста правонарушений» учащиеся ответили 50% предпочли указать причину роста правонарушений из-за влияния окружающей среды, 50% видят причину в недостаточном контроле родителей.

На третий вопрос «Бывают ли ситуации, что вы хотите совершить правонарушение?» 80% опрошенных ответили, что у них не бывает ситуаций, когда они хотели бы совершить правонарушение, и 20% иногда задумывались над совершением правонарушения.

На пятый вопрос «Как решить проблему подросткового правонарушения?» учащиеся предложили родителям больше контролировать действия и поведение подростков (50%), организовывать досуг подростка (30%), пропаганда ЗОЖ (10%), пропаганда правовых знаний (10%)

Таким образом, Опрос школьников показал: подростки считают, что уровень преступности в последние годы возрос и ведет к негативным последствиям для нашего общества. Снизить преступность, по их мнению, можно с помощью деятельности семьи, организации досуга подростков, пропаганды среди них правовых знаний [2].

Хотелось бы выделить несколько путей, которые способствовали бы решению проблемы преступности обучающихся.

Необходимо составить план профилактической работы в школе и реализовать его в сотрудничестве с педагогами [4].

Профилактика преступность, может включать следующее:

1. Ликвидацию правовой неграмотности подростков и их родителей (совместно с учителями, разработаем ряд мероприятий, направленных на повышения уровня правовой культуры обучающихся и их родителей).

2. Выход на педагогов дополнительного образования с просьбой привлечь дополнительное количество посетителей в кружки, секции, клубы;

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Активную работу и агитацию за здоровый образ жизни самими учениками.

5. Оформление стендов усилиями учеников «Знай права, но не забывай об обязанностях»

6. Введение в школе разбора конфликтных и неправомерных ситуаций, и, может даже в форме театрализованного суда рассматривать эти ситуации.

7. Проведение классных часов, нацеленных на профилактику подростковых правонарушений, с привлечением органов ПДН.

8. Вовлечение родителей в жизнь их детей путем организации совместных мероприятий, тем самым увеличивая значимость семейных отношений и ответственность самих родителей.

Таким образом, причинами подростковой преступности являются психологические особенности подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, имеет перед собой дурной пример поведения, то он может легко попасть в зону риска. Подростковая преступность имеет свои особенности, которые также обуславливаются психологическими особенностями подростка.

 

Список литературы:
1. Лебедев, О.Е, Золотухина, В.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования / О.Е. Лебедев, В.И. Золотухина и др. – М.: Интеллект-центр, 2003. – 116с.
2. Лелеков,В.А., Кошелева, Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А.Лелеков, Е.В.Кошелева // Социологические исследования. – 2007. – №3. – с. 87-88
3. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob/ (дата обращения: 03.09.2022). 
4. Рябцев Г. В. Причины и условия преступности несовершеннолетних // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. №1 (6). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-usloviya-prestupnosti-nesovershennoletnih/viewer  (дата обращения: 01.09.2022).