ВЛИЯНИЕ ИНГИБИТОРА КОРРОЗИИ НА ФИЗИКО – ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
ВЛИЯНИЕ ИНГИБИТОРА КОРРОЗИИ НА ФИЗИКО – ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТИ
Введение
Наиболее экономичным способом доставки нефти к месту его дальнейшей переработки является трубопроводный транспорт. Однако технологические ограничения, связанные с реологией вязкой жидкости, являются основным препятствием для обычной транспортировки по трубопроводам.
Для перекачки высоковязких нефтей наряду с обычной изотермической перекачкой применяют и другие методы транспорта таких нефтей.
1. Гидроперекачка - совместная перекачка высоковязких нефтей с водой. Известно несколько способов гидроперекачки:
- перекачка нефти внутри водяного кольца;
- перекачка водонефтяной смеси в виде эмульсии типа «нефть в воде»;
- перекачка нефти и воды без вмешательства в формирование структуры потока [1].
2. Перекачка с подогревом. Существует несколько вариантов перекачки высокозастывающих нефтей с подогревом. Для коротких (чаще нефтебазовых) трубопроводов используют методы электроподогрева:
- путем пропуска электрического тока по телу трубы;
- применением электронагревательных элементов в виде специальных кабелей и лент.
"Горячий трансфер" стал частой практикой как в России, так и в других странах благодаря своей простой и хорошо развитой технологии, но проблема остается с точки зрения надежности конструкций [2].
3. Перекачка с предварительным улучшением реологических свойств для предотвращения образования АСПО и для удаления уже образовавшихся отложений на внутренних поверхностях нефтепромыслового оборудования.
На практике для повышения эффективности транспортировки нефти необходимо комбинировать различные технологии улучшения реологических свойств нефти.
Цель исследования заключалась в изучении влияния ингибитора коррозии «Додиген 4482-1С» и его концентрации на физико – химические свойства нефти.
Объекты и результаты исследования
Объектами исследований служили: нефть месторождения им. Ю. Корчагина (табл. 1) и ингибитор коррозии «Додиген 4482–1С» (табл. 2).
Таблица 1.
Физико – химические характеристики нефти месторождения им. Ю. Корчагина
Показатель |
Ед. измерения |
Значение |
Плотность при 20 оС |
кг/м3 |
834 |
Выход фракций до 350 оС |
% масс. |
66 |
Температура застывания |
оС |
-4 |
Кинематическая вязкость при 20 оС |
мм2/с |
11,4 |
Средний диаметр частиц дисперсной фазы |
нм |
260 |
Содержание парафинов |
% масс. |
9,0 |
Содержание асфальтенов |
% масс. |
1,15 |
Содержание хлористых солей |
мг/дм3 |
51,44 |
Содержание общей серы |
% масс. |
0,16 |
Таблица 2.
Характеристики ингибитора коррозии Додиген-4482-1С
Показатель |
Значение |
Основное действующее вещество |
Замещенные имидазол и имидазолины, амидывысших карбоновых кислот, высшие амины |
Внешний вид |
Темно - коричневая жидкость |
Плотность при 20 оС, г/см3 |
0,94 ± 0,03 |
Температура застывания, оС |
< -35 |
Температура вспышки, не выше оС |
85 |
Температура начала кипения, °С |
108 |
Вязкость при температуре 20 °С, мм2 /с |
250 - 450 |
Критериями оценки эффективности влияния ингибитора коррозии на физико - химические свойства нефти являются такие показатели как температура застывания, кинематическая вязкость, плотность, средний диаметр частиц дисперсной фазы (рис. 1 - 4). Интервал концентраций добавляемого ингибитора коррозии составил 0,001 – 0,05 % масс.
Рисунок 1. Изменение плотности в зависимости от концентрации ингибитора коррозии
Рисунок 2. Изменение вязкости в зависимости от концентрации ингибитора коррозии
Рисунок 3. Изменение температуры застывания в зависимости от концентрации ингибитора коррозии
Рисунок 4. Изменение размера частиц дисперсной фазы в зависимости от концентрации ингибитора коррозии
Выводы
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что при добавлении ингибитора коррозии, снижающего температуру застывания и вязкость, происходит перераспределение углеводородов в слоях ССЕ, внешний слой распределяется в дисперсионной среде, а ароматический внутренний слой остается в виде ССЕ, которая обладает повышенной способностью удерживать кристаллическими образованиями жидкую массу.
Введение в нефть ингибитора коррозии Додиген-4482-1С существенно влияет на ее реологию, снижает вязкость, температуру застывания, что повышает эффективность транспортировки нефти.