Статья:

ВЛИЯНИЕ ИНГИБИТОРА КОРРОЗИИ НА ФИЗИКО – ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Умиржанова Э.Р. ВЛИЯНИЕ ИНГИБИТОРА КОРРОЗИИ НА ФИЗИКО – ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 23(246). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/246/129205 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ИНГИБИТОРА КОРРОЗИИ НА ФИЗИКО – ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТИ

Умиржанова Эльмира Робертовна
студент, Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань
Власова Галина Владимировна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань

 

Введение

Наиболее экономичным способом доставки нефти к месту его дальнейшей переработки является трубопроводный транспорт. Однако технологические ограничения, связанные с реологией вязкой жидкости, являются основным препятствием для обычной транспортировки по трубопроводам.

Для перекачки высоковязких нефтей наряду с обычной изотермической перекачкой применяют и другие методы транспорта таких нефтей.

1. Гидроперекачка - совместная перекачка высоковязких нефтей с водой. Известно несколько способов гидроперекачки:

  • перекачка нефти внутри водяного кольца;
  • перекачка водонефтяной смеси в виде эмульсии типа «нефть в воде»;
  • перекачка нефти и воды без вмешательства в формирование структуры потока [1].

2. Перекачка с подогревом. Существует несколько вариантов перекачки высокозастывающих нефтей с подогревом. Для коротких (чаще нефтебазовых) трубопроводов используют методы электроподогрева:

  • путем пропуска электрического тока по телу трубы;
  • применением электронагревательных элементов в виде специальных кабелей и лент.

"Горячий трансфер" стал частой практикой как в России, так и в других странах благодаря своей простой и хорошо развитой технологии, но проблема остается с точки зрения надежности конструкций [2].

3. Перекачка с предварительным улучшением реологических свойств для предотвращения образования АСПО и для удаления уже образовавшихся отложений на внутренних поверхностях нефтепромыслового оборудования.

На практике для повышения эффективности транспортировки нефти необходимо комбинировать различные технологии улучшения реологических свойств нефти.

Цель исследования заключалась в изучении влияния ингибитора коррозии «Додиген 4482-1С» и его концентрации на физико – химические свойства нефти.

Объекты и результаты исследования

Объектами исследований служили: нефть месторождения им. Ю. Корчагина (табл. 1) и ингибитор коррозии «Додиген 4482–1С» (табл. 2).

Таблица 1.

Физико – химические характеристики нефти месторождения им. Ю. Корчагина

Показатель

Ед. измерения

Значение

Плотность при 20 оС

кг/м3

834

Выход фракций до 350 оС

% масс.

66

Температура застывания

оС

-4

Кинематическая вязкость при 20 оС

мм2

11,4

Средний диаметр частиц дисперсной фазы

нм

260

Содержание парафинов

% масс.

9,0

Содержание асфальтенов

% масс.

1,15

Содержание хлористых солей

мг/дм3

51,44

Содержание общей серы

% масс.

0,16

 

Таблица 2.

Характеристики ингибитора коррозии Додиген-4482-1С

Показатель

Значение

Основное действующее вещество

Замещенные имидазол и имидазолины, амидывысших карбоновых кислот, высшие амины

Внешний вид

Темно - коричневая жидкость

Плотность при 20 оС, г/см3

0,94 ± 0,03

Температура застывания, оС

< -35

Температура вспышки, не выше оС

85

Температура начала кипения, °С

108

Вязкость при температуре 20 °С, мм2

250 - 450

 

Критериями оценки эффективности влияния ингибитора коррозии на физико - химические свойства нефти являются такие показатели как температура застывания, кинематическая вязкость, плотность, средний диаметр частиц дисперсной фазы (рис. 1 - 4). Интервал концентраций добавляемого ингибитора коррозии составил 0,001 – 0,05 % масс.

 

Рисунок 1. Изменение плотности в зависимости от концентрации ингибитора коррозии

 

Рисунок 2. Изменение вязкости в зависимости от концентрации ингибитора коррозии

 

Рисунок 3. Изменение температуры застывания в зависимости от концентрации ингибитора коррозии

 

Рисунок 4. Изменение размера частиц дисперсной фазы в зависимости от концентрации ингибитора коррозии

 

Выводы

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что при добавлении ингибитора коррозии, снижающего температуру застывания и вязкость, происходит перераспределение углеводородов в слоях ССЕ, внешний слой распределяется в дисперсионной среде, а ароматический внутренний слой остается в виде ССЕ, которая обладает повышенной способностью удерживать кристаллическими образованиями жидкую массу.

Введение в нефть ингибитора коррозии Додиген-4482-1С существенно влияет на ее реологию, снижает вязкость, температуру застывания, что повышает эффективность транспортировки нефти.

 

Список литературы:
1. Сорокин С.А., Хавкин С.А. Особенности физико - химического механизма образования АСПО в скважинах // Бурение и нефть. 2007. №10. с. 30 - 31.
2. Новейшие технологические линии (оборудования) для входного контроля насосно - компрессорных труб и ее капитального ремонта [Текст] / М.Л. Галимуллин, М.С. Габдрахимов, Р.И. Сулейманов, Л.М. Зарипова // Актуальные вопросы инженерного образования – 2015: сборник научных трудов международной научно - методической конференции / отв. ред. К.Т.Тынчеров. – Уфа: Альфа Принт, 2016.– с. 97 - 103.