Статья:

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗАНЯТИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО БИОЛОГИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)

Рубрика: Биология

Выходные данные
Водяницкая В.А. РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗАНЯТИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО БИОЛОГИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 35(302). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/302/154114 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗАНЯТИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО БИОЛОГИИ

Водяницкая Виктория Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Чернявских Светлана Дмитриевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В работе показано как изменяются психофизиологических процессов у обучающихся разного пола. Статистически доказано, что существуют гендерные особенности структурные организации свойств внимания, концентрации, объема зрительной информации у учащихся. Показатели  мужского и женского пола качественно разнородны.

 

Ключевые слова: психофизиологические процессы, проектная деятельность, объем смысловой памяти и кратковременной памяти продуктивность и устойчивость внимания.

 

На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

В своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемами. Решить эти проблемы, возможно лишь осуществляя поиск необходимой информации. Поиск информации и познание окружающего мира происходит благодаря психофизиологическим процессам человека. Психофизиологические процессы – это физиологические механизмы субъективных психических явлений, состояний и индивидуальных различий. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №47 г. Белгорода. В нем приняли участие ученики 9-х классов. Было организовано две группы испытуемых: 1 группа – мальчики-13 человек, 2 группа – девочек 13 человек. Исследования были проведены в середине недели как в начале учебного года, так и середине учебного года. Показатели объема памяти при случайном запоминании определяли с помощью рядов чисел.

Показатели объема смысловой памяти определяли с помощью, специальных тестов, включающих набор из 18 относительно отвлеченных понятий.

Показатели продуктивности и устойчивости определяли с помощью колец Ландольта.

Показатели объема и скорости переработки зрительной информации, определяли с помощью корректурной пробы Анфимова.

В работе рассмотрены понятия когнитивных способностей у учащихся, развитие когнитивных способностей у детей, а также особенности проектной деятельности по биологии её виды.

  1. Результаты показателя скорости переработки информации в начале и в конце исследования были у девочек выше по сравнению с мальчиками.

.

Рисунок 1. Показатели скорости переработки информации испытуемых девочек и мальчиков, усл. ед.

 

  1. Показатель продуктивности и устойчивости внимания у девочек был выше, чем у мальчиков.

 

Рисунок 2. Показатель продуктивности и устойчивости внимания испытуемых девочек и мальчиков, усл. ед. S1-S5– показатели продуктивности и устойчивости внимания за 1-5 мин

 

4.Показатели объема кратковременной памяти у девочек преобладают над мальчиками.

 

Рисунок 3. Показатель объема кратковременной памяти, испытуемых девочек и мальчиков, усл. ед.

 

5. У испытуемых девочек показатели объема памяти при случайном запоминании, продуктивность и устойчивость, объем и скорость переработки зрительной информации динамично возрастают к концу учебного года.

Статистически доказано, что существуют гендерные особенности  структурные организации свойств внимания, концентрации, объема зрительной информации у учащихся. Показатели  мужского и женского пола качественно разнородны.

 

Список литературы:
1. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: «Педагогика», 2000. − 151 с.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –  М.: Вербум-М, 2001.– 48 с.
3. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы памяти. Онтогенетическое исследование. – М.: Наука,2014. – 144 с.
4. Истомина З.М. Развитие внимания. – М.: Москва, 2012. – 222 с.
5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / В. С.  Лазарев // Вопросы образования.– 2015. – №. 3. – С. 15-17.
6. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во АСТ, 2009. – 335 с.
7. Чернявских С.Д., Т.А. Погребняк, Во Ван Тхань, Глубшева Т.Н. Функциональное состояние организма человека и факторы его определяющие: Учебно-методическое пособие для школьников, учителей и студентов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2017. – 74 с.
8. Яковлева Е.Л. Познавательная активность в системе процессов памяти и внимания. – М.: Москва, 1995. – 192 с.