Статья:

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДВУХФАЗНЫМ РАБОЧИМ ТЕЛОМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Петрова Э.Р., Смирнов А.Д., Обухов И.А. ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДВУХФАЗНЫМ РАБОЧИМ ТЕЛОМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 35(302). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/302/154399 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДВУХФАЗНЫМ РАБОЧИМ ТЕЛОМ

Петрова Элина Романовна
студент, Московский авиационный институт, РФ, г. Москва
Смирнов Андрей Дмитриевич
студент, Московский авиационный институт, РФ, г. Москва
Обухов Иван Алексеевич
студент, Московский авиационный институт, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В современном мире газотурбинные двигатели получили широкое распространение в сфере транспорта. Но, учитывая особенности ГТД, существует потребность улучшения полетных характеристик. В работе было предложено применение воды наряду с окружающим воздухом в качестве рабочего тела для использования подобной схемы на судах, что обеспечивает увеличение полетного КПД более чем в 7 раз. Расчет ведется на примере двигателя ТА-6, тяга которого получается от рабочего тела с использованием воздуха, направленного в кабину, и тяга, создаваемая двухфазной струей, если в воздух осуществляется впрыск воды.

 

Ключевые слова: ГТД, авиация, двухфазный поток, тяга, впрыск воды.

 

Введение

Газотурбинный двигатель является наиболее легким по удельной массе, однако он слабо применяется на судах в силу низкого полетного КПД. Если использовать окружающую воду наряду с воздухом в качестве рабочего тела, то можно сделать такой двигать конкурентноспособным по сравнению с другими двигателями, если его использовать для движения судов.

Расчёт двигателя ГТДДв

Схема такого двигателя, который будем называть ГТДДв, т.е. двухфазным ГТД, в общем виде показана на рис.1.

 

Рисунок 1. Схема ГТДДв

 

К турбине (г) дополнительно присоединяется водяной насос (д), который подает воду в сопло (е), образуя двухфазную струю. Такая схема использовалась для получения двухфазной дальнобойной струи [4]. Применим полученную струю для двигателя с двухфазным рабочим телом, и сравним тягу, создаваемую воздухом, направляемым в кабину самолета с тягой, создаваемой двухфазной струей.

В данной работе в качестве ГТД рассматривался двигатель ТА6.

который снабжает воздухом кабину с пассажирами. Параметры воздуха Gг = 1.35кг/с при давлении Р = 4 атм.

Используя этот воздух и мощность ТА-6, насосом подается в сопло вода с расходом Gв = 60кг/с. Полученный двухфазный поток разгоняется в сопле до скорости 80 м/с [1,4,5,6,7]. График, полученной на выходе из сопла двухфазной струи показан на рис.2. Здесь um – скорость газа, ufm – скорость капель.

 

Рисунок 2. Скорости фаз струи в зависимости от дистанции в метрах

 

Для сравнения рассмотрим получение тяги от рабочего тела, создаваемого двигателем ТА-6 с использование воздуха, направляемого в кабину, и тягой, создаваемой двухфазной струей, если в воздух впрыснуть воду.

Рассмотрим получение тяги с двигателем типа ТА-6 и его параметрами. Тяга создается за счет воздуха, отбираемого от компрессора , при давлении , тогда

- критическая скорость звука:

,

- газодинамическая функция π(λ):

,

- скорость истечения:

,

- скорость истечения с учетом коэффициента скорости φ = 0,98:

,

- тяга двигателя при скорости движении :

.

Сопло с двухфазным рабочим с такими же параметрами воздуха и расходом жидкости (с учетом насоса) обеспечивает скорость wс = 82 м/с, при экспериментальном значении коэффициента скорости φ=0,75, то есть

- скорость истечения с учетом коэффициента скорости φ=0,75:

,

- тяга:

.

Было выявлено, что тяга увеличивается в 2,25 раза, что является самым маленьким значением для конкретного двигателя.

Выигрыш можно объяснить, также используя понятие полетного КПД, формула которого в наших обозначениях и пренебрежение массой газа имеет вид:

где    wc – скорость истечения рабочего тела из сопла.

Для ТА-6 величина полетного КПД будет:

.

Для двигателя с впрыском воды полетный КПД будет:

=0,656.

Таким образом, полетный КПД вырос более чем в 7 раз.

Заключение

По итогам проведенного исследования следует заметить, что не учтены некоторые дополнительные затраты энергии связанные с потерями давления воды на входе в систему, которые потребуют дополнительной мощности, и приведут к снижению тяги за счет снижения скорости двухфазного рабочего тела (и увеличения полетного КПД). С другой стороны, если впрыснуть топливо в воздух, тяга воздушного сопла увеличится за счет увеличения скорости (увеличение полетного КПД). Точные результаты расчета каждой схемы могут уточнить эти результаты. В целом сделанная оценка говорит о возможности эффективного использования газотурбинных двигателей на судах для создания тяги.

 

Список литературы:
1. Лепешинский, И. А. Теория оптимального реактивного двигателя с двухфазным рабочим телом: учебное пособие / Вопросы газотермодинамики энергоустановок. – Харьков, 1976. – Вып. 3. – с. 11-21.
2. Геворгян, А. А. Оценка гидропотерь полнонапорного водозаборника : учебное пособие / А. А Геворгян, В. Г. Селиванов, С. Д. Фролов. – Вопросы газотермодинамики энергоустановок. – Харьков, 1978. – Вып. 5. – с. 41-48.
3. Сманцер, В. В. Исследование некоторых характеристик сплошной и кольцевой цилиндрических струй жидкоости: Автореф. дис. канд. техн. наук. – Харьков, 1971.
4. Зуев, Ю. В. Экспериментальное и численное исследования газокапельной полидисперсной турбулентной струи : журнал / Зуев, Ю. В., Лепешинский И. А., Советов В. А. // Изв. АН СССР. Сер. МЖГ. – Москва, 1986. № 5. – С. 63-68.
5. Численное и экспериментальное исследование газокапельного течения в сопле с большой концентрацией дисперсной фазы: учебник / И. А. Лепешинский и др. – Математическое моделирование. – Москва, 2002. – №7, том 14. – С. 121 - 127.   
6. Селиванов, В. Г. О влиянии подмешивания воды в газовый поток на тягу, развиваемую с помощью газожидкостного сопла : учебное пособие / Селиванов В. Г. Фролов С. Д. – Вопросы газотермодинамики энергоустановок. – Харьков, 1975. –  Вып. 2. – с. 28-37. 
7. Селиванов, В. Г. О форсировании тяги турбореактивного двигателя подмешиванием воды за турбиной: учебное пособие / Селиванов В. Г. Фролов С. Д. – Вопросы газотермодинамики энергоустановок. – Харьков, 1978. – Вып. 5. – с. 17-21.