ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДВУХФАЗНЫМ РАБОЧИМ ТЕЛОМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДВУХФАЗНЫМ РАБОЧИМ ТЕЛОМ
Аннотация. В современном мире газотурбинные двигатели получили широкое распространение в сфере транспорта. Но, учитывая особенности ГТД, существует потребность улучшения полетных характеристик. В работе было предложено применение воды наряду с окружающим воздухом в качестве рабочего тела для использования подобной схемы на судах, что обеспечивает увеличение полетного КПД более чем в 7 раз. Расчет ведется на примере двигателя ТА-6, тяга которого получается от рабочего тела с использованием воздуха, направленного в кабину, и тяга, создаваемая двухфазной струей, если в воздух осуществляется впрыск воды.
Ключевые слова: ГТД, авиация, двухфазный поток, тяга, впрыск воды.
Введение
Газотурбинный двигатель является наиболее легким по удельной массе, однако он слабо применяется на судах в силу низкого полетного КПД. Если использовать окружающую воду наряду с воздухом в качестве рабочего тела, то можно сделать такой двигать конкурентноспособным по сравнению с другими двигателями, если его использовать для движения судов.
Расчёт двигателя ГТДДв
Схема такого двигателя, который будем называть ГТДДв, т.е. двухфазным ГТД, в общем виде показана на рис.1.
Рисунок 1. Схема ГТДДв
К турбине (г) дополнительно присоединяется водяной насос (д), который подает воду в сопло (е), образуя двухфазную струю. Такая схема использовалась для получения двухфазной дальнобойной струи [4]. Применим полученную струю для двигателя с двухфазным рабочим телом, и сравним тягу, создаваемую воздухом, направляемым в кабину самолета с тягой, создаваемой двухфазной струей.
В данной работе в качестве ГТД рассматривался двигатель ТА6.
который снабжает воздухом кабину с пассажирами. Параметры воздуха Gг = 1.35кг/с при давлении Р = 4 атм.
Используя этот воздух и мощность ТА-6, насосом подается в сопло вода с расходом Gв = 60кг/с. Полученный двухфазный поток разгоняется в сопле до скорости 80 м/с [1,4,5,6,7]. График, полученной на выходе из сопла двухфазной струи показан на рис.2. Здесь um – скорость газа, ufm – скорость капель.
Рисунок 2. Скорости фаз струи в зависимости от дистанции в метрах
Для сравнения рассмотрим получение тяги от рабочего тела, создаваемого двигателем ТА-6 с использование воздуха, направляемого в кабину, и тягой, создаваемой двухфазной струей, если в воздух впрыснуть воду.
Рассмотрим получение тяги с двигателем типа ТА-6 и его параметрами. Тяга создается за счет воздуха, отбираемого от компрессора , при давлении , , тогда
- критическая скорость звука:
,
- газодинамическая функция π(λ):
,
- скорость истечения:
,
- скорость истечения с учетом коэффициента скорости φ = 0,98:
,
- тяга двигателя при скорости движении :
.
Сопло с двухфазным рабочим с такими же параметрами воздуха и расходом жидкости (с учетом насоса) обеспечивает скорость wс = 82 м/с, при экспериментальном значении коэффициента скорости φ=0,75, то есть
- скорость истечения с учетом коэффициента скорости φ=0,75:
,
- тяга:
.
Было выявлено, что тяга увеличивается в 2,25 раза, что является самым маленьким значением для конкретного двигателя.
Выигрыш можно объяснить, также используя понятие полетного КПД, формула которого в наших обозначениях и пренебрежение массой газа имеет вид:
где wc – скорость истечения рабочего тела из сопла.
Для ТА-6 величина полетного КПД будет:
.
Для двигателя с впрыском воды полетный КПД будет:
=0,656.
Таким образом, полетный КПД вырос более чем в 7 раз.
Заключение
По итогам проведенного исследования следует заметить, что не учтены некоторые дополнительные затраты энергии связанные с потерями давления воды на входе в систему, которые потребуют дополнительной мощности, и приведут к снижению тяги за счет снижения скорости двухфазного рабочего тела (и увеличения полетного КПД). С другой стороны, если впрыснуть топливо в воздух, тяга воздушного сопла увеличится за счет увеличения скорости (увеличение полетного КПД). Точные результаты расчета каждой схемы могут уточнить эти результаты. В целом сделанная оценка говорит о возможности эффективного использования газотурбинных двигателей на судах для создания тяги.