Статья:

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Булатова А.А. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ И ПРИЛОЖЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 38(305). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/305/155208 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Булатова Айя Аскарбековна
студент, Западно-Казахстанский университет им М. Утемисова, Казахстан, г. Уральск
Абуханова Алма Габдурахимовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Западно-Казахстанский университет им М. Утемисова, Казахстан, г. Уральск

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние интернет-технологий и искусственного интеллекта на обучение школьников фонетическим навыкам. В условиях динамичного развития образовательной среды цифровые инструменты занимают одну из ключевых ролей в формировании фонетических умений. Описание современных онлайн платформ и мобильных приложений показывает их потенциал как инструмент в предоставлении интерактивного и персонализированного подхода к обучению. В статье представлены рекомендации по интеграции цифровых ресурсов в образовательный процесс, обсуждается влияние ИИ на создание адаптивных учебных программ. Кроме того, обсуждается влияние искусственного интеллекта на создание адаптивных учебных программ, которые могут учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, выявляя их слабые стороны и предлагая целенаправленные упражнения для их преодоления. Статья служит полезным ресурсом для педагогов и специалистов в области образования, стремящихся использовать современные методы и технологии для повышения качества обучения фонетике в школе.

 

Ключевые слова: персонализация, геймификация, цифровые ресурсы, мультимедийные материалы, визуализация.

 

Современное образование претерпевает значительные изменения под влиянием интернет-технологий. Интернет-технологии трансформируют как общие подходы к обучению, так и специфические методики, включая обучение фонетической стороне речи. Становление фонетических навыков имеет особое значение на начальном этапе изучения языков. Использование новых цифровых инструментов и ресурсов для формирования этих навыков у школьников становится архиважным. [1] В последние годы наблюдается уверенный рост интереса к платформам и приложениям, которые предлагают интерактивные и индивидуализированные подходы к изучению фонетики. Такие инструменты, как специализированные обучающие программы и мобильные приложения, позволяют учащимся не только слушать и имитировать правильное произношение, но и получать мгновенную обратную связь, [2, c. 3] что делает процесс обучения более увлекательным и подконтрольным. Возможность получать результаты повышает мотивацию учеников и поддерживает их интерес к изучению языка. Интернет-технологии в современном мире играют важнейшую роль в улучшении качества образования и его индивидуализации. Их использование помогает учителю адаптировать образовательные методики к новым реалиям. Интерактивные платформы могут значительно повысить эффективность процесса улучшения фонетических навыков. Искусственный интеллект открывает новые горизонты для персонализации образования. Алгоритмы, способные анализировать индивидуальные ошибки и потребности учеников, предоставляют возможности для адаптации учебной программы под конкретные запросы каждого учащегося. Таким образом, технологии не просто дополняют традиционные методы обучения, но и существенно дополняют их, модернизируя подходы к освоению произношения. Важно отметить, что занятия по постановке произношения традиционно воспринимаются учениками как сложные и не всегда интересные. Современные цифровые ресурсы предоставляют возможность делать обучение более увлекательным и интерактивным, что может стимулировать интерес школьников к изучению фонетики. Наряду с этим использование мобильных приложений и специализированных обучающих программ позволяет ученикам заниматься в удобном для них темпе, получая при этом нагрузку, адаптированную под их индивидуальные потребности. Такая платформа как, Duolingo, [3] предлагает интерактивные упражнения, в которых учащиеся могут напрямую сравнивать свое произношение с правильными образцами, что способствует быстрой коррекции ошибок [4, c. 2]. В ходе прохождения уроков, наряду с заданиями на перевод, учащимся также предлагаются задания где произносится предложение на изучаемом вами языке для того, чтобы вы на слух его восприняли и повторили. Также отдельно вы можете потренироваться в произношении используя новую лексику в тренажере приложения. Помимо того, что это приложение предлагает геймификацию процесса обучения, оно также помогает выучить язык интуитивно. Вместо того, чтобы нагружать учащегося теорией и грамматикой, алгоритмы приложения предлагают изучение новой лексики и ситуации, в которых она употребляется. Обучение проходит поэтапно и не ощущается усталости и монотонности. Элементы геймификации прибавляют интерес, а интерфейс приложения предлагает соревноваться с друзьями проходя различные тематические ежемесячные награды, что побуждает интерес у юных и более зрелых учащихся. Применение методов геймификации, таких как соревнования с друзьями, создание челленджей и награждения за достижения, может значительно повысить мотивацию учащихся как молодого, так и более зрелого возраста. Такие элементы делают процесс изучения языка более игривым и интересным, что способствует лучшему усвоению материала. Мотивация, поддержка со стороны окружения и правильный подход со стороны педагогов могут значительно улучшить результаты в изучении фонетики. Одним из наиболее значимых достижений, связанных с использованием технологий в образовании, является применение искусственного интеллекта с целью  индивидуализации обучения [5]. Как было упомянуто ранее, AI способен запоминать ошибки и слабые места учащихся, а также адаптировать задания с учетом их прогресса [6, c. 2].  Это создает уникальный опыт обучения, который подстраивается под каждого ученика. Например, если ученик часто путает некоторые звуки, система может чаще предлагать ему задания, связанные с этими трудностями, предоставляя больше возможностей для повторения и закрепления. Рассмотрим следующее приложение, разработанное Британским советом - Learn English Sounds Right [7]. В этом приложении нам предлагается таблица транскрипционных знаков. Тренировка происходит следующим образом: вы нажимаете на интересующий вас звук и слышите пример его правильного произношения. Путем многократного его повторения его вы научитесь произносить звук правильно. Фонемы в таблице расположены в зависимости от того, какую форму принимает рот при произнесении того или иного звука. Например, согласные звуки располагаются слева направо: слева – согласные, в образовании которых участвует фронтальная часть ротовой полости, справа – те, что образуются в глубине рта. К каждой фонеме есть три примера ее употребления. Это приложение выступает в роли дополнительной помощи в правильном произношении [8, c. 2]. Необходимо отметить, что эффективная интеграция онлайн-платформ и мобильных приложений в традиционный образовательный процесс требует от педагогов знания современных технологий и готовности к их использованию [9, c. 5].  От преподавателя требуется подготовка методических рекомендаций по их внедрению в учебный процесс. Рассмотрим популярное на данный момент приложение ChatGPT [10]. Это приложение основывается на искусственном интеллекте [11, c. 2] и нашей задачей овладеть умением правильно составлять промпты (от англ. Prompt «запрос»). Учителю важно правильно составлять промпты или формулировать свои запросы корректно, не забывая деталей. Можно с самого начала задать роль искусственному интеллекту, и вы сможете получать более точные рекомендации. Для преподавателей искусственный интеллект является методическим наставником или консультантом [12], в то время как для учащихся он может быть их репетитором, предоставляя обратную связь об их знаниях. Говоря об обратной связи, искусственный интеллект способен оценить эффективность заданий, помочь в их корректировке, дополнить урок новыми идеями и дать прогноз по времени выполнения задания с учетом возрастной группы. На наш взгляд, нельзя полностью полагаться только на прогнозы искусственного интеллекта, но ясно, что уже сейчас можно эффективно пользоваться его помощью не только для облегчения работы, но и в целях развития и генерации новых идей и персонализации обучения.

 

Список литературы:
1. Влияние ИИ на образование https://d-economy.ru/analitic/vlijanie-ii-na-obrazovanie/
2. Плохотнюк О. С. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ВАРИАТИВНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧАТ-БОТА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ CHATGPT В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. №3 (65). 
3. https://en.duolingo.com/   
4. Богатова С.М., Фрезе О.В. Дидактические возможности нейросетей в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. 2024. №3. 
5. Как искусственный интеллект меняет сферу образования https://softline.ru/about/blog/kak-iskusstvennyj-intellekt-menyaet-sferu-obrazovaniya
6. А Г. Кравцова CHATGPT-3: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // МНКО. 2023. №3 (100). 
7. https://learnenglish.britishcouncil.org/apps/learnenglish-sounds-right
8. Мерк А.А., Таджибова А.Н. Использование современных технологий при формировании фонетических навыков английского языка на начальном этапе // Педагогический журнал. 2021. 
9. Сысоев П. В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. №10. 
10. https://chatgpt.com/
11. Кондрахина Н. Г. , Петрова О. Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ // МНКО. 2024. №1 (104). 
12. Искусственный интеллект в образовании https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8