Статья:

Пожарно-техническая экспертиза автотранспорта в Республике Саха(Якутия)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Петров А.М. Пожарно-техническая экспертиза автотранспорта в Республике Саха(Якутия) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 12(33). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/33/37886 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пожарно-техническая экспертиза автотранспорта в Республике Саха(Якутия)

Петров Андрей Михайлович
магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Горный институт, РФ, г. Якутск

 

Аннотация. В статье анализируется статистика пожаров в автотранспортных средствах происшедших на территории Республики Саха (Якутия) и поступивших на исследование ФГБУ СЭУ ФПС «ИПЛ» по РС (Я) за 2017 год, рассмотрена методика исследования стальных конструкций и изделий вихретоковым методом.

Ключевые слова: анализ пожаров, автотранспорт, вихретоковый метод.

 

Ежегодно в России происходит большое количество пожаров, доля, приходящаяся на пожары автотранспортных средств, согласно статистике, за период 2013-2017 гг, составляет около 14,9% от общего количества пожаров. Пожары на транспорте в Республике Саха (Якутии), также происходят нередко.

Основными задачами ПТЭ являются установление места первоначального возникновения горения (очага пожара) и установление причины пожара. Основным методом исследования, при проведении ПТЭ, является аналитический метод, - Исследование проводится на основании изучения материалов проверки (материалов дела и т.д.), специальной и справочной литературы. Наряду с этим, огромную информативность несут инструментальные методы исследования веществ и материалов, находящихся на месте пожара. Для электротехнического исследования используются методы рентгеноструктурного и металлографического анализа. А для исследования стальных конструкций и изделий автотранспортного средства используются магнитный и вихретоковый метод.

Суть методики исследования стальных конструкций и изделий вихретоковым методом заключается в оценке степени термического поражения стальных изделий, как холоднодеформированных, так и горячедеформированных путем определения физических параметров, коррелирующих с толщиной слоя окалины, образующейся при нагревании в ходе пожара. Исследование осуществляется вихретоковым методом путем измерения величины ЭДС (мВ) на поверхности стальных изделий [1].

Таким образом можно утверждать, что с помощь данного метода, можно выявлять зоны стальных конструкций, например, кузов автомобиля, наиболее подвергнутые термическому воздействию, если все очаговые признаки, фиксируемые визуально, были нивелированы в ходе развития пожара. Существование подобной лабораторной базы, позволяет свести к минимуму процент нераскрытых пожаров (см. Рисунок 3).

Анализ пожаров в автотранспортных средствах происшедших на территории Республики Саха (Якутия) и поступивших на исследование ФГБУ СЭУ ФПС «ИПЛ» по РС (Я) за 2017 год:

 

Рисунок 1. Статистика пожаров в автотранспорте за 2017 год и поступивших на исследование ФПС «ИПЛ» по РС(Я)

 

За 2017 год в Испытательной пожарной лаборатории РС (Я) было исследовано всего 35 пожаров на автотранспортных средствах среди них: 14 пожаров на легковых автотранспортах, 21 на грузовых и специальных автомашинах (см. Рисунок 1).

 

Рисунок 2. Количество пожаров в РС (Я) по месту расположения очага

 

Рисунок 3. Количество пожаров в РС (Я) по причинам их возникновения

 

Рисунок 4. Состояние транспортного средства на момент возникновения пожара

 

Как показывает анализ пожаров происшедших на территории РС (Я) и поступивших на исследование в ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по РС (Я), большая часть пожаров автотранспортных средств, в виду специфики рассматриваемого региона, а именно жестких климатических условий, приходится на зимний период (см. Рисунок 1). По месту расположения очага пожара наибольший процент у моторного отсека - 49% (см. Рисунок 2). Пожары в основном происходят при работающем двигателе -66% (см. Рисунок 4).

Основной причиной пожаров является загорание горючих материалов в результате воздействия источниками зажигания электрической природы (см. Рисунок 3). Подобная статистика может быть связана, с особенностями использования и кустарной модернизации транспортных средств в условиях жесткого климата (различные автоодеяла и самодельные обогреватели). Наряду с тем, автовладельцы часто прибегают к отоплению гаражей нештатными и зачастую запрещенными обогревающими устройствами, что может привести к пожару.

 

Список литературы:
1. Булочников Н.М., Зернов С.И., Становенко А.А., Черничук Ю.П. Пожар в автомобиле: как установить причину? М. ООО «НПО «ФЛОГИСТОН», 2006 – 224с.