Статья:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ GPS В ЛОГИСТИКЕ: ОПТИМИЗАЦИЯ МАРШРУТОВ И КОНТРОЛЬ АВТОПАРКА ЧЕРЕЗ ДАННЫЕ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(343)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Ващенко А.Н., Филина А.В. НОВЫЕ ПОДХОДЫ GPS В ЛОГИСТИКЕ: ОПТИМИЗАЦИЯ МАРШРУТОВ И КОНТРОЛЬ АВТОПАРКА ЧЕРЕЗ ДАННЫЕ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 34(343). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/343/178340 (дата обращения: 18.11.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НОВЫЕ ПОДХОДЫ GPS В ЛОГИСТИКЕ: ОПТИМИЗАЦИЯ МАРШРУТОВ И КОНТРОЛЬ АВТОПАРКА ЧЕРЕЗ ДАННЫЕ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Ващенко Александр Николаевич
студент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, РФ, г. Орел
Филина Анна Владимировна
канд. техн. наук, доцент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, РФ, г. Орел

 

Введение. Современная логистика и управление автопарками сталкиваются с растущими затратами на топливо, ужесточением экологических норм и ожиданиями клиентов в скорости и прозрачности доставки. Традиционные методы теряют конкурентоспособность из-за ошибок, трудоемкости и недостаточной эффективности. GPS‑технологии становятся не просто инструментом слежения за местоположением, а стратегическим императивом, обеспечивающим видимость в реальном времени, прогнозируемые данные и возможность цифровой трансформации бизнес‑процессов. Внедрение GPS рассматривается как средство выживания и дифференциации, а также основа для дальнейшей интеграции с ИИ, телематикой и другими технологиями.

Основы технологии GPS‑отслеживания.

GPS‑отслеживание базируется на сигналах спутников и реализуется через трекеры, которые вычисляют положение по «трилатерации» по данным как минимум четырех спутников. Данные передаются на центральный сервер через сотовую или спутниковую связь и отображаются в онлайн‑панелях или мобильных приложениях. Устройства бывают активные (реальное время) и пассивные (для просмотра позже). Ключевые компоненты: GPS‑устройства в автомобилях, спутники, связь, программное обеспечение диспетчеризации. Современная ценность GPS‑систем складывается не только из местоположения, но и из скорости, времени простоя, диагностики и поведения водителей благодаря встроенным датчикам. Проблемы сигнала возникают в условиях слабого сигнала, плотной застройки и экстремальных условий погоды. Решения: A‑GPS, Wi‑Fi позиционирование, мульти–GNSS (Galileo, BeiDou и пр.); возрастает потребность в более устойчивых и комплексных подходах к позиционированию.

Оптимизация маршрутов: повышение эффективности

Традиционное планирование часто не учитывает реальное время и актуальные дорожные условия. GPS‑системы дают мониторинг в реальном времени, позволяют динамически перенаправлять транспорт, сокращать простой водителей и ускорять доставку. Данные GPS в сочетании с дорожной информацией и автодиспетчеризацией позволяют быстро подобрать ближайшее транспортное средство к заданию. Введением ИИ и предиктивной аналитики современные решения анализируют поток транспорта, погоду и исторические данные для формирования более умных маршрутов, учитывая текущие и прогнозируемые условия, вместимость, характеристики авто, расписания водителей, временные окна и требования по топливной эффективности. Эффекты: снижение времени доставки, повышение точности ETA, улучшение клиентской удовлетворенности. В примерах отраслевых компаний отмечены значимые улучшения: снижение задержек и рост удовлетворенности клиентов в крупных операторах. GPS + ИИ превращают логистическую сеть в проактивную, адаптивную систему.

Повышение производительности и безопасности водителей

Мониторинг поведения водителей (скорость, резкие маневры, отвлечения, усталость) позволяет формировать обучающие программы и снижать риски. Применение технологий телематики улучшает диспетчеризацию, уменьшает простой и повышает пропускную способность. Прямые эффекты включают снижение числа аварий, снижение страховых затрат и улучшение управляемости активами. Геофенсинг и использование данных GPS позволяют автоматизировать отчеты о пробеге, часах вождении и расходе топлива, снизить административную нагрузку и обеспечить соблюдение регуляторных требований. Взаимное влияние аспектов безопасности, эксплуатации и экономии свидетельствует о высокой окупаемости инвестиций в GPS‑управление парком.

Интегрированные технологии и расширенные возможности

Современные решения объединяют GPS с телематикой, видеорегистраторами с ИИ, IoT‑датчиками и предиктивной аналитикой:

  • Телематика объединяет данные о скорости, торможении, состоянии двигателя и пр., обеспечивая полную видимость операций.
  • Видеорегистраторы с ИИ анализируют дистанцию, отвлечённость, усталость и прочие аспекты, сохраняя видео доказательства и поддерживая обучение водителей.
  • IoT‑датчики передают данные о температуре, давлении, состоянии цепей и других критически важных параметрах, включая контроль для чувствительных грузов.
  • В перспективе роль ИИ/МО расширится на прогнозирование спроса, управление ресурсами и автономизацию процессов; телематика и IoT создают базовую инфраструктуру для полноценных цифровых автопарков.
  • Интеграция технологий порождает комплексную экосистему, которая переводит данные в управляемую информацию и автоматизацию. Однако рост взаимозависимости подталкивает к повышенным требованиям к кибербезопасности и защите конфиденциальности.

Примеры повышения операционной эффективности и безопасности

Включены кейсы различных компаний, демонстрирующие устойчивую экономию и повышение эффективности: FedEx (30% снижение задержек доставки), Amazon (25% рост удовлетворенности клиентов), Pfizer (20% снижение порчи за счёт мониторинга условий среды).

В примерах подчёркнута универсальность подхода: улучшение в логистике, строительстве, фармацевтике и электронной коммерции.

Успешные истории устойчивы к сбоям и помогают обеспечивать непрерывность бизнеса, особенно в условиях глобальных кризисов и сложных логистических цепочек.

Проблемы внедрения и решения.

Сопротивление водителей и вопросы конфиденциальности требуют управленческого внимания.

Решения включают прозрачность в отношении сбора и использования данных, письменное согласие сотрудников, обучение и обратную связь, а также демонстрацию явной пользы для водителей. Важно строить культуру доверия и показать, что мониторинг поддерживает безопасность, комфорт работы и справедливую оценку.

Технические проблемы включают помехи сигналу и сложность интеграции с существующими системами.

Рекомендации: использовать A‑GPS и мульти‑GNSS, надёжное оборудование, обеспечить бесшовную интеграцию программного обеспечения, поддерживать актуальность ПО и прошивок. Выбор поставщика с полным спектром услуг и поддержкой на месте, обучением и сопровождением играет критическую роль в минимизации рисков и оптимизации вложений.

Будущее управления автопарками: новые тенденции и инновации.

Основные направления включают переход к электромобилям и гибридным паркам, интеграцию ИИ и МО в процессы планирования и предиктивного обслуживания, развитие автономных технологий (полуавтономные системы), роботизацию административных задач.

Также усиливается фокус на устойчивом развитии и снижении углеродного следа, что приводит к расширенному мониторингу выбросов и оптимизации маршрутов с учётом экологических факторов.

Другие инновации включают расширенный телематика, IoT‑датчики, 5G, AR/VR для обучения и симуляций, а также более точную интеграцию контроля и анализа данных. GPS остаётся фундаментальной основой для данных в реальном времени и их интеграции с ИИ, телематикой и экологическими KPI.

Заключение и стратегические рекомендации.

GPS‑технологии трансформировали логистику и управление автопарками, превратился из простого слежения за местоположением в полнофункциональную платформу управления.

Они существенно снижают затраты, повышают безопасность, улучшают использование активов и упрощают административные и регуляторные задачи.

Внедрение GPS‑решений следует рассматривать как стратегический импульс к конкурентному преимуществу и устойчивому росту.

В условиях усиливающейся цифровой зависимости кибербезопасность становится критически важной частью стратегии. Рекомендации для внедрения: продуманная стратегия взаимодействия с водителями, прозрачная политика конфиденциальности и согласие, обучение и поддержка, выбор надёжного поставщика с интегрируемыми и жизнеспособными решениями, а также фокус на устойчивость и экологические KPI. В перспективе GPS останется основой для более умных, безопасных и устойчивых автопарков и эволюционирующей логистической инфраструктуры.

 

Список литературы:
1. Transforming Fleet Management with GPS Tracking Technology - Bouncie  https://blog.bouncie.com/blog/how-gps-tracking-technology-is 
2. 5 Ways GPS Tracking Reduces Fleet Costs - EasiTrack Blog https://easitrack.com/blog-5-ways-gps-tracking-reduces-fleet-costs 
3. Case Study 1: Fleet Optimisation In Logistics — TG Tracking South Africa https://tgtracking.co.za/gps-case-studies/fleet-optimisation-in
4. How GPS-Enabled Routing Helps in Cost-Efficiency? - NextBillion.ai https://nextbillion.ai/blog/gps-enabled-routing
5. How to Reduce Operating Costs With GPS Fleet Management Solutions - Linxup https://www.linxup.com/blog/how-to-reduce-operating-costs-with-gps-fleet-management-solutions