ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье влияние социальных сетей на психическое благополучие и процессы личностного развития молодежи. Анализируются особенности цифровой среды, а также механизмы, через которые социальные платформы воздействуют на эмоциональную сферу, когнитивные функции, социальные навыки и мотивацию подростков и молодых людей. Показано, что социальные сети обладают как развивающимся потенциалом, так и рисками, ограничениями с зависимостью, снижением самооценки, ростом тревожности и ослаблением функций межличностного взаимодействия. Определенные психологические и педагогические условия позволяют снизить негативные последствия и усилить развивающую роль цифровой коммуникации.
Ключевые слова: социальные сети, психическое здоровье, подростки, молодежь, цифровая социализация, эмоциональное благополучие, интернет-зависимость.
Развитие информационных технологий стало определяющим, определяющим образ жизни молодого поколения. Для студентов и студентов социальные сети постоянно доступны в пространствах общения, обмена опытом подростков, поиска информации и самопрезентаций. Наличие смартфона превращает цифровое взаимодействие в непрерывный процесс, который сопровождает человека с раннего утра до позднего вечера. Такая вовлеченность порождает особые условия, отличающие современную социализацию от той, которая была свойственна нынешнему поколению.
Цифровая среда влияет на развитие личности: изменяет формы общения, формы выражения эмоций, характер учебной мотивации. Молодые люди одновременно получают эксклюзивную возможность участвовать в различных группах, при этом часть этого сообщества существует исключительно в Интернете. Социальные сети развивают альтернативное пространство, в котором подростки испытывают новые роли, учатся выстраивать коммуникацию и одновременно сталкиваются с открытой критикой, конкуренцией и потоком информации, с которым бывает сложно работать.
Неоднозначность мировых социальных сетей делает проблему особенно актуальной. С одной стороны, они расширяют возможности обучения и творчества, сохраняя социальные связи и поддерживая общение. С другой – может провоцировать тревожность, снижать качество внимания, нарушать сон, формировать зависимость и искажать представления о наблюдаемой жизни. В связи с этим необходим глубокий анализ их работы на психическое здоровье и развитие личности молодёжи. Психическое развитие подростков и молодых людей характерно для самооценки, системы ценностей, навыков общения и эмоциональной регуляции. В этот период особенно сильна критика со стороны одобрения и оценок сверстников. Поэтому социальная сеть становится значимым компонентом окружающей среды, способной усилить как позитивные, так и проблемные изменения [1; 3]. Цифровая коммуникация часто строится на кратких реакциях: лайках, комментариях, просмотрах. Эти символы приобретают для подростков значение эмоциональной подтвержденности. Чем больше человек смотрит на внешний монитор, тем сильнее виртуальная обратная связь определяет его настроение. В результате преобразования:
- эмоциональная неустойчивость, связанная с ожиданием состояния окружающей среды;
- чувство присутствия при отсутствии ответов на сообщения;
- реакция на негативные или позитивные комментарии [2].
Непрерывный поток информации делает мышление более поверхностным, затрудняет длительную стабильность. У некоторых молодых людей появилась привычка быстро переключаться между задачами, что дает возможность глубокому анализу. В этой социальной сети может оказаться полезным контент, способствующий расширению кругозора – всё зависит от сложившейся культуры потребления информации.
Социальные сети создают новый формат общения – одновременно широкий и поверхностный. Пользователь может общаться с десятками людей, но глубина контактов снижается. Появляется тенденция к замене реального взаимодействия виртуальным, что особенно заметно у подростков с низкой безопасностью в себе [5]. Молодёжь стремится создать привлекательный цифровой образ, отвечающий всем требованиям. Это приводит к разрыву между наблюдаемой и демонстрируемой личностью, снижению естественности поведения и может возникнуть внутренний конфликт. При этом социальная сеть способна усилить учебную и профессиональную мотивацию, если цифровых компетенций.
Умение работать с информацией становится важным фактором профессионального роста [2].
Негативные последствия
- Интернет-зависимость.
Постоянное желание отслеживать уведомления и пролистывать ленту самоконтроля и возможности регулирования поведения.
- Искажение самооценки.
Подростки начинают сравнивать свою жизнь с идеализированными образами, что ведет к недовольству собой, снижению определенности, появлению комплексов.
- Рост тревожности и депрессивных заболеваний.
Избыточное пребывание в сети может сохранять эмоциональную истощенность и чувство одиночества.
- Ухудшение навыков реального общения.
Виртуальный формат требует соблюдения душевных контактов, что может привести к трудностям в условиях стационарности межличностных отношений.
- Кибербуллинг.
Возможность анонимно выразить агрессию, которая делает молодых людей уязвимыми к психологическим травмам [2].
Опыт психологической практики и педагогических исследований показывает, что влияние социальных сетей может быть гармоничным, если выполняются рабочие условия.
1. Формирование осознанности
Подростков необходимо научить анализировать свое поведение в сети, распознавать эмоциональные состояния, отслеживать время, проведённое в Интернете.
2. Развитие навыков цифровой грамотности.
Умение определения достоверности информации, понимание принципов работы алгоритмов и оценка оценки медиаконтента, внушаемости и риска манипуляции.
3. Поддержка со стороны и образовательной среды семьи.
Важна открытая коммуникация между взрослыми и подростками, нуждающаяся в необходимости, происходящая в цифровом пространстве, без запретов.
4. Создание условий для настоящего общения
Участие в творческих кружках, мобильных секциях, волонтёрских проектах помогает формировать навыки межличностного взаимодействия, которые невозможно обеспечить виртуальными контактами.
5. Развитие эмоционального интеллекта.
Умение управлять устойчивостью, сопереживать другим, выстраивать конструктивный диалог с учетом факторов риска и зависимого поведения.
6. Дозирование времени в сети
Полезно соблюдать собственные правила: отключать уведомления на ночь, предлагать определенные временные промежутки, соблюдать множество задач [4].
Социальные сети стали важной частью среды, в которой растёт и пользуется популярностью современная молодежь. Их влияние значительно: расширение возможностей для творчества и общения представляет собой серьезный риск для психического здоровья. Влияние характера определяется не самими технологиями, а темой, какими навыками, установками и моделями, которые ведут себя хорошо среди молодых пользователей.
Психологическая и педагогическая задача общества – создать условия, при которых социальные сети начинают развиваться, а не добиваться эмоциональных и когнитивных достижений. Включая цифровую грамотность и навыки саморегуляции в образовательном процессе, диалог между поколениями, поддержку различных социальных связей – всё это позволяет интегрировать социальные сети в жизнь современного молодого человека.

