Статья:

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Булатова Д.Р. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179656 (дата обращения: 22.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ

Булатова Дина Руслановна
студент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск
Пахтусова Наталья Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье влияние социальных сетей на психическое благополучие и процессы личностного развития молодежи. Анализируются особенности цифровой среды, а также механизмы, через которые социальные платформы воздействуют на эмоциональную сферу, когнитивные функции, социальные навыки и мотивацию подростков и молодых людей. Показано, что социальные сети обладают как развивающимся потенциалом, так и рисками, ограничениями с зависимостью, снижением самооценки, ростом тревожности и ослаблением функций межличностного взаимодействия. Определенные психологические и педагогические условия позволяют снизить негативные последствия и усилить развивающую роль цифровой коммуникации.

 

Ключевые слова: социальные сети, психическое здоровье, подростки, молодежь, цифровая социализация, эмоциональное благополучие, интернет-зависимость.

 

Развитие информационных технологий стало определяющим, определяющим образ жизни молодого поколения. Для студентов и студентов социальные сети постоянно доступны в пространствах общения, обмена опытом подростков, поиска информации и самопрезентаций. Наличие смартфона превращает цифровое взаимодействие в непрерывный процесс, который сопровождает человека с раннего утра до позднего вечера. Такая вовлеченность порождает особые условия, отличающие современную социализацию от той, которая была свойственна нынешнему поколению.

Цифровая среда влияет на развитие личности: изменяет формы общения, формы выражения эмоций, характер учебной мотивации. Молодые люди одновременно получают эксклюзивную возможность участвовать в различных группах, при этом часть этого сообщества существует исключительно в Интернете. Социальные сети развивают альтернативное пространство, в котором подростки испытывают новые роли, учатся выстраивать коммуникацию и одновременно сталкиваются с открытой критикой, конкуренцией и потоком информации, с которым бывает сложно работать.

Неоднозначность мировых социальных сетей делает проблему особенно актуальной. С одной стороны, они расширяют возможности обучения и творчества, сохраняя социальные связи и поддерживая общение. С другой – может провоцировать тревожность, снижать качество внимания, нарушать сон, формировать зависимость и искажать представления о наблюдаемой жизни. В связи с этим необходим глубокий анализ их работы на психическое здоровье и развитие личности молодёжи. Психическое развитие подростков и молодых людей характерно для самооценки, системы ценностей, навыков общения и эмоциональной регуляции. В этот период особенно сильна критика со стороны одобрения и оценок сверстников. Поэтому социальная сеть становится значимым компонентом окружающей среды, способной усилить как позитивные, так и проблемные изменения [1; 3]. Цифровая коммуникация часто строится на кратких реакциях: лайках, комментариях, просмотрах. Эти символы приобретают для подростков значение эмоциональной подтвержденности. Чем больше человек смотрит на внешний монитор, тем сильнее виртуальная обратная связь определяет его настроение. В результате преобразования:

  • эмоциональная неустойчивость, связанная с ожиданием состояния окружающей среды;
  • чувство присутствия при отсутствии ответов на сообщения;
  • реакция на негативные или позитивные комментарии [2].

Непрерывный поток информации делает мышление более поверхностным, затрудняет длительную стабильность. У некоторых молодых людей появилась привычка быстро переключаться между задачами, что дает возможность глубокому анализу. В этой социальной сети может оказаться полезным контент, способствующий расширению кругозора – всё зависит от сложившейся культуры потребления информации.

Социальные сети создают новый формат общения – одновременно широкий и поверхностный. Пользователь может общаться с десятками людей, но глубина контактов снижается. Появляется тенденция к замене реального взаимодействия виртуальным, что особенно заметно у подростков с низкой безопасностью в себе [5]. Молодёжь стремится создать привлекательный цифровой образ, отвечающий всем требованиям. Это приводит к разрыву между наблюдаемой и демонстрируемой личностью, снижению естественности поведения и может возникнуть внутренний конфликт. При этом социальная сеть способна усилить учебную и профессиональную мотивацию, если   цифровых компетенций.

Умение работать с информацией становится важным фактором профессионального роста [2].

Негативные последствия

  1. Интернет-зависимость.

Постоянное желание отслеживать уведомления и пролистывать ленту самоконтроля и возможности регулирования поведения.

  1. Искажение самооценки.

Подростки начинают сравнивать свою жизнь с идеализированными образами, что ведет к недовольству собой, снижению определенности, появлению комплексов.

  1. Рост тревожности и депрессивных заболеваний.

Избыточное пребывание в сети может сохранять эмоциональную истощенность и чувство одиночества.

  1. Ухудшение навыков реального общения.

Виртуальный формат требует соблюдения душевных контактов, что может привести к трудностям в условиях стационарности межличностных отношений.

  1. Кибербуллинг.

Возможность анонимно выразить агрессию, которая делает молодых людей уязвимыми к психологическим травмам [2].

Опыт психологической практики и педагогических исследований показывает, что влияние социальных сетей может быть гармоничным, если выполняются рабочие условия.

1. Формирование осознанности

Подростков необходимо научить анализировать свое поведение в сети, распознавать эмоциональные состояния, отслеживать время, проведённое в Интернете.

2. Развитие навыков цифровой грамотности.

Умение определения достоверности информации, понимание принципов работы алгоритмов и оценка оценки медиаконтента, внушаемости и риска манипуляции.

3. Поддержка со стороны и образовательной среды семьи.

Важна открытая коммуникация между взрослыми и подростками, нуждающаяся в необходимости, происходящая в цифровом пространстве, без запретов.

4. Создание условий для настоящего общения

Участие в творческих кружках, мобильных секциях, волонтёрских проектах помогает формировать навыки межличностного взаимодействия, которые невозможно обеспечить виртуальными контактами.

5. Развитие эмоционального интеллекта.

Умение управлять устойчивостью, сопереживать другим, выстраивать конструктивный диалог с учетом факторов риска и зависимого поведения.

6. Дозирование времени в сети

Полезно соблюдать собственные правила: отключать уведомления на ночь, предлагать определенные временные промежутки, соблюдать множество задач [4].

Социальные сети стали важной частью среды, в которой растёт и пользуется популярностью современная молодежь. Их влияние значительно: расширение возможностей для творчества и общения представляет собой серьезный риск для психического здоровья. Влияние характера определяется не самими технологиями, а темой, какими навыками, установками и моделями, которые ведут себя хорошо среди молодых пользователей.

Психологическая и педагогическая задача общества – создать условия, при которых социальные сети начинают развиваться, а не добиваться эмоциональных и когнитивных достижений. Включая цифровую грамотность и навыки саморегуляции в образовательном процессе, диалог между поколениями, поддержку различных социальных связей – всё это позволяет интегрировать социальные сети в жизнь современного молодого человека.

 

Список литературы:
1. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровое поколение: от риска к возможным последствиям. – М.: Смысл, 2019.
2. Бовина И.Б. Психологические эффекты интернет-коммуникации. – М.: ИП РАН, 2020.
3. Лаптева И.В. Социальные сети как фактор формирования самооценки подростков // Психология развития. – 2021.
4. Янг К. Интернет-зависимость: Справочник и руководство по оценке и лечению. – Wiley, 2011.
5. Бойд Д. Всё сложно: социальная жизнь подростков, общающихся в сети. – Издательство Йельского университета, 2014.