Анализ влияния человеческого фактора на возникновение производственного травматизма в ОАО «РЖД»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)
Анализ влияния человеческого фактора на возникновение производственного травматизма в ОАО «РЖД»
Analysis of the influence of the human factor on the occurrence of industrial injuries in Russian Railways
Marina Tumanova
student of the Russian university of transport (MIIT), Russia, Moscow
Oleg Gribkov
candidate of Technical Science, associate Professor, lecturer of the Department "Safety Management in the Technosphere" of the Russian university of transport (MIIT), Russia, Moscow
Аннотация. В работе приводится анализ влияния человеческого фактора на возникновение производственного травматизма в ОАО «РЖД» за 2017 год, анализируются категории работников и группы причин опасных действий, сопутствующих возникновению травм на производстве.
Abstract. The paper analyzes the impact of the human factor on the occurrence of occupational injuries in Russian Railways for 2017, analyzes the categories of workers and the groups of causes of hazardous activities associated with the occurrence of injuries at work.
Ключевые слова: человеческий фактор; производственный травматизм; несчастный случай.
Keywords: human factor; industrial injury; accident.
Человеческий фактор стал основной причиной в возникновения производственного травматизма с самых первых дней индустриализации. Поскольку люди взаимодействуют с окружающей их средой, ошибки приводят к возникновению потенциально опасных ситуаций.
Единственное, что изменилось с развитием индустриализации, так это то, что увеличился масштаб возможных последствий человеческой ошибки, поскольку системы, в рамках которых люди взаимодействуют, стали очень сложными. В простых системах историческое влияние человеческой ошибки вряд ли бы вышло за рамки отдельного случая совершения ошибки. Однако на современных предприятиях с комплексными сложными технологиями и оборудованием, таким как ОАО «РЖД», ошибки могут иметь катастрофические последствия с огромным экономическим и экологическим ущербом.
Анализ влияния человеческого фактора на возникновение несчастных случаев в ОАО «РЖД» за 2017 г. показал, что в большинстве несчастных случаев на производстве главным виновником продолжает оставаться сам человек.
Оценка влияния человеческого фактора в 2017 г. проводилась на основе «Методики оценки влияния человеческого фактора на возникновение случаев травмы на производстве и определении доли ответственности причастных работников к этому событию», разработанной в ОАО «РЖД».
Изучение влияния человеческого фактора, проводимая на его основе профилактическая работа позволяет организовать работу по минимизации ряда нарушений при производстве работ в подразделениях филиалов, однако количество нарушений, допускаемых работниками в процессе трудовой деятельности, остается достаточно большой.
Наибольшее количество допускаемых нарушений в вопросах безопасности производственных процессов, приводящих к травмам, допускают сами пострадавшие, далее – непосредственные руководители работ, руководители и инженерно-технические работники линейных предприятий: другие исполнители работ и руководители среднего звена. Распределение причастных работников к возникновению в 2017 году 182 травм на производстве приведено на рис. 1.
Рисунок 1. Распределение причастных работников к возникновению травм на производстве в 2017 году
Основными нарушениями причастных работников, повлекших возникновение травм на производстве были:
- нарушения должностных обязанностей, трудовой и производственной дисциплины, техпроцессов, требований охраны труда;
- отсутствие контроля за выполнением работниками требований охраны труда;
- необеспечение безопасных условий труда;
- неприятие мер по предотвращению нарушений.
Распределение основных допущенных нарушений приведены на рис. 2.
Рисунок 2. Распределение основных допущенных нарушений работников, повлекших возникновение травм на производстве в 2017 году
Любое опасное действие работников может быть следствием одной или группы непосредственных причин (рис. 3), т.е. причин, обусловленных индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника.
Рисунок 3. Группы непосредственных причин опасных действий работников
Причастность работников к возникновению травм в ОАО «РЖД» за 2017 год (рис. 4) по группам причин опасных действий распределялось:
«Б.Не хочет» - 488 эпизодов; «Г.Не обеспечен» - 75; «В.Не может» - 26 и «А.Не умеет» - 17 эпизодов.
Рисунок 4. Причастность работников к возникновению травм за 2017 год по группам причин опасных действий
Непосредственными причинами опасных действий в группе «Б.Не хочет» является: недисциплинированность, безответственность, недобросовестность и предрасположенность к риску причастных работников.
Рисунок 5. Непосредственные причины опасных действий в группе «Б.Не хочет»
Анализ влияния человеческого фактора в производственном травматизме за 2017 год показал, что:
на втором месте среди причастных к возникновению несчастных случаев на производстве, после пострадавших, находятся непосредственные руководители работ, а на третьем – руководители и инжененерно-технические работники линейных подразделений;
нарушают установленные требования в вопросах безопасности труда, организация и контроля за производством работ, обеспечения безопасных условий труда, обеспечения и ношения спецодежды, спецобуви – непосредственные руководители и инжененерно-технические работники линейных предприятий;
работники ОАО «РЖД», в основном «А.Умеют», «В.Могут», «Г.Обеспечены», но «Б.Не хотят» выполнять предписанные им обязанности и причины этому – недисциплинированность.
Такая ситуация свидетельствует о том, что вопросы организации и проведения работ по: повышению культуры безопасности труда, укреплению дисциплины, выполнению работниками требований норм и правил безопасности труда, технологии производства работ в подразделениях филиалов ОАО «РЖД» пока не являются приоритетными.