Статья:

Роль физической культуры в жизни и профессиональной деятельности инженера с ослабленным здоровьем

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Дядюченко О.А., Джумаева А.Д. Роль физической культуры в жизни и профессиональной деятельности инженера с ослабленным здоровьем // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54152 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль физической культуры в жизни и профессиональной деятельности инженера с ослабленным здоровьем

Дядюченко Оксана Александровна
магистрант, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», РФ, г. Москва
Джумаева Анна-Мария Джамоловна
бакалавр, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», РФ, г. Москва

 

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE LIFE AND PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE ENGINEER WITH RELAXED HEALTH

 

Oksana Dyadyuchenko

student, Moscow State University of Technology “STANKIN”, Russia, Moscow

Anna-Mariya Dzhumaeva

bachelor’s degree, Moscow State University of Technology “STANKIN”, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние физического воспитания на процесс обучения и дальнейшую профессиональную деятельность студентов технических вузов с ослабленным здоровьем.

Abstract. The article discusses the impact of physical education on the learning process and further professional activities of students of technical universities with relaxed health.

 

Ключевые слова: профессионализм; физическое воспитание; студенты.

Keywords: professionalism; physical training; students.

 

В современном мире значение физической культуры в процессе подготовки будущих инженеров играет важную роль.

Особенности профессиональной деятельности оказывают на организм неблагоприятное воздействие. Занятия физической культурой способны поддержать должный уровень здоровья и сохранить его на долгие годы. Физическое здоровье связано с умственным трудом и является одной из главных целей физического совершенствования.

Тенденции развития науки и техники привели к ослаблению здоровья у большей части населения, все чаще - среди молодежи. Рост числа различных заболеваний мешает гармоничному развитию личности. Плохая физическая подготовка создает трудности на пути к успешной реализации профессиональных знаний и навыков, раскрытию творческих способностей будущих специалистов.

Число молодых специалистов с ослабленным здоровьем увеличивается из года в год. Это подтверждает ряд медицинских осмотров. Более 50% вчерашних школьников на момент поступления имеют 2-3 хронических заболевания. Наиболее распространенными заболеваниями среди будущих инженеров являются заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В ходе анализа состояния здоровья студентов в сентябре 2016 года выявились следующие характеристики:

- высокий уровень здоровья наблюдается у 8% студентов;

- средний – 29%;

- ниже среднего – 31%;

- низкий – 37%.

Существует необходимость повышать уровень физкультурной грамотности среди молодежи. Большинство из них не получило достаточных знаний из базы школы или не изучало физкультуру вообще. В специальную медицинскую группу, по данным специалистов, направляются от 25 до 45% студентов первого курса, 15% имеют полное освобождение от занятий физической культурой. «Относительно здоровыми» являются студенты из основной группы.

Высокая востребованность профессии инженера требует постоянного повышения сопротивляемости организма различным стрессовым ситуациям. Чередование интеллектуального труда и отдыха способствует восстановлению работоспособности. Основой работоспособности является множество качеств, необходимых в той или иной деятельности. К ним относят также состояние организма в целом и работу различных его систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, нервной и т.д.

Для повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды, в том числе и связанным с производственной деятельностью, необходимо развивать физические данные студентов. Занятия интенсивной физической деятельностью плодотворно влияют на организм и способствуют улучшению показателей общего состояния здоровья. Вне зависимости от того, в каком объёме занятия присутствовали в школах у будущих студентов, начинать заботу о здоровье необходимо в период интенсивного освоения новой профессии. Инженерные специальности являются одними из самых востребованных профессий в современном мире. Поэтому первоначальная работа над укреплением физического здоровья способствует успешной реализации в профессиональной сфере.

Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье как отдельного человека, так и целой группы. В современном мире высокая популярность и доступность компьютерных технологий приводит к снижению двигательной активности и провоцирует развитие множества болезней, негативно влияющих на дальнейшую профессиональную деятельность студентов [1, с. 16]. Инженер в современных условиях должен легко адаптироваться к изменяющимся условиям труда, к повышенному риску, связанному с выбором профессии, а также быть в состоянии противостоять высокому умственному и психологическому напряжению.

Занятия физической культурой должны носить регулярный характер. Тренировка должна проходить не реже двух раз в неделю. Нагрузка выбирается в зависимости от состояния здоровья, возраста и пола. Разнообразные двигательные действия, выполнять которые можно как во время занятий, так и самостоятельно в свободное время призваны укреплять общее состояние организма и компенсировать недостающую у большинства молодых людей двигательную активность.

Повышенный интерес к физическим нагрузкам во многом определяется желанием вести здоровый образ жизни. Здоровье является высшей ценностью, и по данным исследований (1000 студентов-респондентов) 53% считают его «самым главным в жизни».

Здоровье является качественной характеристикой и способствует достижению многих потребностей и целей. Студенты воспринимают физическое здоровье как один из функциональных помощников для достижения жизненных целей, но также же как возможность прожить полноценную и продолжительную жизнь [2, 120].

Для того, чтобы убедиться в том, что как влияет на организм студента в период учебного процесса физические нагрузки, было проведено исследование. Учебный процесс построен таким образом, что во время проведения аттестационных мероприятий у большинства студентов снижается работоспособность и ухудшается самочувствие. Данное явление связанно с повышенным умственным и психоэмоциональным напряжением. В особенности ухудшения проявляются в группах студентов с ослабленным здоровьем.

На протяжении трех семестров велось наблюдение за студентами в соответствии с их распределением по медицинским группам. Результаты показывают, что при регулярных занятиях общее состояние здоровья к концу года существенно не изменяется в основной группе, но в группе с начальными показателями «ниже среднего» наблюдаются положительные изменения (рис.1).

 

Рисунок. 1. Результаты наблюдения за контрольными группами студентов в течении трёх семестров

 

В результате эксперимента установлено, что в группах «ниже среднего» также отмечается улучшение самочувствия и настроения у большинства студентов, повышения активности и успехов в учебном процессе даже больше, чем у обычной группы студентов.

Физическая культура – не только оздоровление и самосовершенствование, но и комплекс воспитания трудовой, социальной и творческой активности среди студентов. От уровня физической подготовки зависит работоспособность будущих специалистов, их возможность выполнять свои социально-профессиональные функции [3, с. 18].

В профессии инженера физкультура имеет огромное значение, так как позволяет сформировать важнейшие ценности: успех, труд, профессия, здоровье, образование и т.д.

 

Список литературы:
1. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М., 2003.
2. Ильинич В.И. Физическая культура студента. Москва, 2005.
3. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28 февраля 2012 г. / ФГАУ ВПО «Рос. гос. проф. – пед. ун-т».