Виды транспортного контроля, осуществляемые Российской транспортной инспекцией
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Виды транспортного контроля, осуществляемые Российской транспортной инспекцией
Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации призвана обеспечить охрану основных государственных ценностей, декларируемых Конституцией Российской Федерации, в том числе: жизни и здоровья человека, окружающей среды, прав и интересов физических и юридических лиц, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
Основным нормативным правовым документом, регулирующим общественные отношения в сфере контрольно-надзорной деятельности, является федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1] (далее – Закон), принятым во исполнение «Указа Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» [2] и являющимся «второй попыткой реформирования государственного контроля и надзора». [20]
Закон обеспечил защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, упорядочил сроки и процесс проведения плановых и внеплановых проверок, определил основания для их проведения. Однако, по мнению ученых, «настроить систему контрольно-надзорной деятельности на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, влекущих реальное причинение вреда, так и не удалось». [20]
В настоящий момент контрольно-надзорная деятельность Российской Федерации находится в стадии активного реформирования со стороны государства. Разработан и находится на этапе оценки регулирующего воздействия проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». [18]
Основой очередного реформирования контрольно-надзорной деятельности стал риск-ориентированный подход, представляющий собой «метод организации и осуществления государственного контроля, при котором интенсивность (формы, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по контролю деятельности субъекта экономики определяется рядом факторов: отнесение деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности». [22]
Из представленной выше информации следует вывод о несовершенстве системы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в целом, а, следовательно, и в каждом из видов контролей (надзоров) в частности.
Рассмотрим подробнее государственный контроль (надзор), осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее – Ространснадзор), а именно виды государственного контроля (надзора).
В соответствии с «Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» [3] (далее – Положение) Ространснадзор осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией в сфере: «гражданской авиации, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта Российской Федерации, международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации), безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте, организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств, обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава, транспортной безопасности, перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». [1] Кроме того, в соответствии с пунктом 5.5 Положения Ростренснадзор осуществляет «весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку морских судов [2]
Таким образом, можно выделить следующие виды контроля (надзора), осуществляемые Ространснадзором: государственный железнодорожный надзор, государственный автомобильный и дорожный надзор, государственный морской и речной надзор, государственный надзор за деятельностью в гражданской авиации, надзор за обеспечением транспортной безопасности.
Каждый вид контроля (надзора) осуществляется отдельными межрегиональными территориальными подразделениями Ространснадзора, осуществляющими свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с «постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» [4] осуществление контроля (надзора) за соблюдением физическими и юридическими лицами, в том числе органами государственной власти, а также органами местного самоуправления правил поведения, соответствующих требованиям действующего законодательства в подконтрольных сферах деятельности является основной функцией Ространснадзора.
Деятельность Ространснадзора в сфере проведения контрольно-надзорных мероприятий урегулирована обширной базой нормативно-правовых документов.
В целях проверки законности в подконтрольных видах деятельности Ространснадзор руководствуется нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в данных видах деятельности:
федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» [2] «федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации», [3] «федеральный закон от 30 сентября 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», [4] «федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» [5], «федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта» [6], «федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», [7] федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», [8] постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», [9] постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений», [10] «постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 690 «Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования», [11] «постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)». [17]
Кроме того, при проведении мероприятий, связанных с контрольно-надзорной деятельностью, Ространснадзор руководствуется рядом нормативных правовых актов, определяющих порядок разработки планов проверок, порядок действий должностных лиц Ространснадзора при проведении проверок, в том числе административными регламентами по исполнению государственных функций, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации и определяющими порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в каждом отдельном виде контроля (надзора).
Привлечение Ространснадзором к ответственности осуществляется в соответствии с «федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». [1]
Деятельность Ространснадзора в части проведения контрольно-надзорных мероприятий достаточно хорошо изучена в научном сообществе. Имеющиеся публикации, что ценно, достаточно подробно описывают проблематику контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора в различных видах контроля (надзора).
Заслуживает внимания исследование Майорова В.И. и Лисеенко В.И. в области «совершенствования государственного контроля и надзора в сфере транспорта: внедрения риск-ориентированного подхода [21] Авторы отмечают успешное применение в пилотном режиме с 2015 года Ространснадзором риск-ориентированного подхода, который, по мнению исследователей, «позволяет повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, с одной стороны, и освободить от излишнего контроля тех предпринимателей, чья деятельность не несет в себе серьезных рисков» []21.
Диканова Т. обращает внимание на необходимость обеспечения безопасности полетов с использованием авиации общего назначения, отмечает значительное число аварийных ситуаций, ставших следствием, в том числе отсутствия должного контроля за осуществлением полетов малой авиации, а также беспилотных воздушных судов. «Следует подчеркнуть значимость дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность авиации общего назначения, создания эффективной системы контроля за этой деятельностью, активизации надзора на рассматриваемом направлении, а также надзора за исполнением законов при использовании беспилотных воздушных судов» [19].
Дюмина А.А. исследует проблему обеспечения безопасности пассажирских перевозок с использованием автомобильного транспорта. В качестве причин дорожно-транспортных происшествий автор отмечает: устаревший автопарк, нарушение порядка прохождения предрейсового осмотра, нарушение правил дорожного движения в связи с нарушением режима труда и отдыха, низкое качество дорожного покрытия. Контроль в поименованных сферах деятельности – задача Ространснадзора. Кроме совершенствования деятельности Ространснадзора в качестве одного из путей решения проблем автор предлагает «привлекать общественность к проблемам транспортной безопасности» [23]
Анализ «доклада Ространснадзора по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере транспорта и транспортной безопасности и об эффективности такого контроля за 2018 год [22] позволяет сделать вывод о том, что по основным показателям работы Ространснадзора в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдается положительная динамика, как по количеству проведенных внеплановых проверок и выявленных нарушений, так и по количеству возбужденных административных дел и сумме взысканных административных штрафов.
Нельзя сказать, что увеличение проверок является положительным фактором в реализации контрольно-надзорной деятельности, особенно с учетом применения Ространснадзором риск-ориентированного подхода, вместе с тем, следует отметить наличие положительных тенденций на пути совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта.