Статья:

Анализ возможностей применения компьютерных логопедических игр в коррекции нарушений речи у детей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Якименко Е.Т. Анализ возможностей применения компьютерных логопедических игр в коррекции нарушений речи у детей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 1(94). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/94/64646 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ возможностей применения компьютерных логопедических игр в коррекции нарушений речи у детей

Якименко Елена Тимуровна
магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

ANALYSIS OF THE POSSIBILITIES OF USING COMPUTER SPEECH THERAPY GAMES IN THE CORRECTION OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN

 

Elena Yakimenko

Undergraduate Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье проведен возможности применения обучающих компьютерных игр для логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Изучены сайты с логопедическими играми и влияние этих игр на процесс коррекции речевых нарушений. Сделаны выводы о роли обучающих компьютерных игр в работе логопеда.

Abstract. The article describes the possibility of using educational computer games for speech therapy for children of preschool and primary school age. We studied sites with speech therapy games and the impact of these games on the process of correction of speech disorders. The article concluded the role of educational computer games in the work of a speech therapist.

 

Ключевые слова: логопедия, логопедический сайт, компьютер, компьютерные логопедические игры, коррекция нарушений речи.

Keywords: speech therapy, speech therapy site, computer, computer speech therapy games, correction of speech disorders.

 

Согласно данным исследований [1, с. 20], число детей с речевыми нарушениями в России постоянно увеличивается. Нарушения речи препятствуют формированию навыков чтения и письма, освоению школьной программы [2, с. 2]. Недостатки речи могут оказывать влияние на общение с одноклассниками, другими сверстниками, со взрослыми, а также влиять на развитие тревожности и неуверенности у детей. Поэтому своевременная коррекция речевых недостатков очень важна.

Факторами, способствующими успешности исправления недостатков речи, являются эмоциональный контакт с ребенком, проведение занятия с учетом ведущей деятельности дошкольника – игры, переключение между разыми видами деятельности, чтобы избежать переутомления ребенка. Один из способов коррекции речевых нарушений в игровой форме – применение компьютерных игр и пособий. Компьютерная деятельность может иметь развивающий эффект, помогая ребенку получить новые знания и положительные эмоции через игровые сюжеты, созданные с учетом возрастных и физиологических особенностей дошкольника [3, с. 24]. При этом занятия на компьютере, планшете или смартфоне должны быть ограничены небольшим промежутком времени.

Существует несколько специальных логопедических сайтов и крупных порталов, на которых есть множество обучающих игр для коррекции звукопроизношения, общего развития речи, вызова речевой активности у неговорящих детей и т.д.

Самые большие и разнообразные возможности предоставляют следующие сайты:

  • «Логопед в школе: компьютерные пособия для коррекции нарушений чтения и письма». Этот сайт создан для логопедов и родителей детей с речевыми проблемами. На сайте представлены современные методики исправления нарушений письма, артикуляционная и дыхательная гимнастики в виде нескольких комплексов: дикция и дыхание, комплекс для свистящих, комплекс для шипящих, комплекс для Л, комплекс для Р. К каждому комплексу на сайте прилагается литература и обучающие видеоролики с демонстрацией конкретных артикуляционных упражнений. Также комплексы включают в себя интерактивные игры «Мемори» и презентации. В играх «Мемори» ребенку необходимо находить по две одинаковые карточки с упражнениями для артикуляции и выполнять их. В презентациях нарисованные морские обитатели показывают ребенку на картинках артикуляционные упражнения и порядок их выполнения. Кроме артикуляционной гимнастики на сайте представлен обширный набор игр и заданий для автоматизации и дифференциации звуков, в том числе и звуков раннего онтогенеза, для автоматизации которых достаточно мало игрового материала на остальных логопедических порталах. Есть на сайте и раздел с играми и упражнениями на преодоление дизорфографии – стойкой и специфической несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием неречевых и речевых психических функций [4, с. 1]. Материалы сайта предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • «Учебные компьютерные игры. Компьютерные пособия для развития речи». На сайте представлены игры на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (например, найти слова, в которых есть заданный звук, найти место звука в слове и т.п.), видео-уроки с комплексом артикуляционной гимнастики. В разделе «Звуки» находятся игры и презентации на автоматизацию звуков С, З, Ш, Ж, Л, Р, Рь изолированно, в слогах и в словах. Все учебные игры сделаны с учетом возрастных особенностей детей, разделены по сложности. Каждая игра имеет небольшой интересный сюжет, который дополнительно мотивирует ребенка заниматься. В разделе «Развитие речи» находятся игры, которые подойдут для детей 3-5 лет для расширения словарного запаса и общего развития речи, а также для неговорящих детей с 3 лет для улучшения понимания речи, расширения пассивного словарного запаса и вызова речевой активности. Игры в этом разделе разбиты по темам, например, «Игрушки», «Транспорт», «Овощи или фрукты». Раздел «Чтение, письмо» предназначен для профилактики и коррекции дисграфии – нарушения письма по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова [5, с. 27]. Игры и задания на сайте предназначены в основном для детей дошкольного возраста, хотя некоторые игры можно применять и в работе с детьми младшего школьного возраста.
  • «Мерсибо». Сайт с интерактивными пособиями и играми для логопедов, воспитателей и родителей. Сайт «Мерсибо» включает в себя несколько разделов с логопедическими играми. В разделе «Игры для малышей» расположены игры для детей 2-7 лет: игры на повторение неречевых звуков и подражание речевым звукам («Дикие животные», «Игрозвуки», «Пожужжим!» и др.), игры на узнавание картинок и словарный запас («По домам!», «Мышкин завтрак», «Ловец слов» и др.), зрительное внимание («Фрукты-овощи», «Сказочная ошибка», «Невнимательный художник» и др.). С помощью этих обучающих игр легко привлечь и удержать внимание ребенка. В разделе «Фонематический слух» находятся игры на развитие слухового внимания и памяти («Ку-ку-бум», «Грибники», «Птенцы в беде» и др.). Задачей ребенка в этих играх – услышать, запомнить и правильно повторить набор слогов или слов. Также в этом разделе расположены игры на фонетический анализ («Свинки-копилки», «Срочная почта», «Угадайка» и др.). Игры в разделе предназначены для детей 4-8 лет. С помощью игр раздела «Фонематический слух» ребенок под руководством логопеда развивает слуховую память, учится различать речевые звуки на слух и правильно воспроизводить их в словах. В разделе «Грамматика» находятся игры на расширение глагольного словаря ребенка, правильное употребление предлогов в речи, род местоимений и существительных. Самый большой раздел логопедических игр – «Звукопроизношение». В нем есть несколько подразделов. Первый подраздел – «Артикуляционная гимнастика». В этом подразделе находятся интересные игровые задания на проведение артикуляционной зарядки («Артикуляционная гимнастика» 1 и 2, «Малышастика», «Лицедей») и постановку некоторых звуков («Где мой рык?» для постановки звука Р и «Клоун и голубь» для постановки звука Л). Следующий подраздел – «Воздушная струя». В нем есть несколько необычных и занимательных игр на тренировку воздушной струи и речевого дыхания. Для игр этого раздела необходим микрофон. Ребенок выполняет игровые задания, дует в микрофон и таким образом тренирует дыхание. В подразделе «Автоматизация» расположены игры на закрепление звуков в слогах («Бедный козлик», «Перед концертом»), словах («Попугай», «Ловкая Л» и др.) и фразах («Мои полкило», «Руки-звуки» и др.). В подразделе «Дифференциация» находятся специальные игры на дифференциацию звуков. Задача этих игр в том, чтобы ребенок научился слышать разницу между схожими звуками (например, Ш и С, Р и Л) в слогах и словах. Игры в этом подразделе подходят для детей 5-8 лет. Портал «Мерсибо» предоставляет большие возможности для увлекательных занятий с детьми разных возрастов с различными нарушениями речи на всех этапах логопедической работы.

Все перечисленные логопедические сайты и порталы можно использовать для повышения продуктивности работы с детьми с нарушениями речи. Игры со звуком и подвижными картинками помогают специалисту привлечь и удержать внимание ребенка, заинтересовать его и дополнительно мотивировать заниматься, что делает занятия более эффективными.

 

Список литературы:
1. Кондракова Э. В. Распространенность ограничений слуха и речи у детей: динамика и региональные особенности. Справочник врача общей практики. – Москва, 2005. № 9.
2. Гайдай М. Н. Совершенствование процесса подготовки детей с речевой патологией в школе. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – Краснодар, 2012. №3 (103).
3. Могилёва В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: Учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
4. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников. - М.: Издательство «Каро», 2019. - 224 с.
5. Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. - М.: Издательство «Парадигма», 2011. - 274 с.