Статья:

ПРОБЛЕМА «УТЕЧКИ УМОВ» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Виноградова Ю.С., Гилев Д.В. ПРОБЛЕМА «УТЕЧКИ УМОВ» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(24).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 22 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА «УТЕЧКИ УМОВ» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Виноградова Юлия Сергеевна
cтудент группы ДЭЭ-132б, РФ, г. Москва
Гилев Дмитрий Владимирович
cтудент группы ДЭЭ-132б, РФ, г. Москва
Хмелев Игорь Борисович
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры Мировой экономики и международных отношений, РФ, г. Москва

 

В условиях современного мира, где особую роль играет технологическое развитие, миграция, как форма приобретения человеческих талантов и ресурсов, способна вывести государство на более высокий уровень развития. Таким образом, высокая квалификация и передовые научные знания являются ценным интеллектуальным капиталом, который способен повысить конкурентоспособность национальных экономик и извлечь большие выгоды из процессов глобализации рынка. В этой связи происходит активное развитие рынка высококвалифицированных специалистов и научных кадров, сопровождающееся ростом интеллектуальной миграции и появлением специфичного феномена — «утечка умов».

Проблема «утечки умов» заключается в том, что квалифицированные кадры, способные приносить своей стране значительную пользу, занимаются исследовательской деятельностью за рубежом. Очевидно, что, не разрешив данную проблему, дальнейшее экономическое развитие страны будет невозможным.

Что касается России, то «утечка умов» за границу началась в 90-х годах XX века. В это время финансирование научно-технических разработок практически прекратилось, не уделялось внимание поддержке конструкторских бюро и исследовательских центров. Страну стали покидать ведущие ученые и академики российского научного сообщества, которые решили, что станут более востребованными и успешными в зарубежных странах.

Потеря работников, производственный и научный потенциал которых высок, отрицательным образом отразился на экономике страны, ее конкурентоспособности на мировом рынке. Страны, в которые эмигрировали российские специалисты, приобрели ценный кадровый ресурс. В первую очередь, это США, Франция, Израиль, Германия, Канада. Эти страны — прямые конкуренты России на мировых рынках.

Негативное в этой ситуации то, что массовый отток научных работников не прекратился до сих пор, и даже набирает обороты. Главная причина «утечки умов» заключается в том, что общество потеряло интерес к научной специальности, и профессия стала непрестижной.

Кроме того, причины миграции связаны со снижением финансирования научных исследований. По объему бюджетных расходов на науку Россия занимает шестое место в мире (рис. 1).

 

Рисунок 1. «Затраты некоторых стран на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в 2013 г., % от ВВП»

 

Однако по результативности фундаментальных исследований, патентам и объему экспорта технологий страна свои позиции теряет. Государственные инвестиции в науку в большей части неэффективны. Такие выводы можно сделать, проанализировав документы, цель которых — повышение уровня развития науки.

Правительство РФ должно обеспечить увеличение к 2015 г. затраты на разработки и исследования до 1,77 % ВВП. Однако ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и другие документы, нацеленные на совершенствование науки, по факту не устремлены к решению задач, поставленных в указах Президента РФ. Итак, можно сделать вывод о том, что расходы на науку снижаются, и увеличение не планируется.

По прогнозам, величина ВВП на 2015 г. составит 77498 млрд. рублем, и, в таком случае, затраты на науку в 2015 г. должны быть не меньше 1372 млрд. рублей (т. е. 1,77 % от ВВП). Но финансирование за счет федерального бюджета науки по России, в том числе финансирование оборонной и правоохранительной науки, а также космических программ, не превысит и 600 млрд. рублей в 2015 г. Что же касается частных инвестиций, то маловероятен факт покрытия ими такого дефицита, учитывая, что объемы инвестиций за 2012 г. был не более 300 млрд. руб.

Другой и к тому же немаловажной причиной «утечки умов» является низкий уровень оплаты труда высококвалифицированных специалистов. На рис. 2 представлена заработная плата научных сотрудников по субъектам РФ за 2014 г.

 

Рисунок 2. «Уровень средней заработной платы научных сотрудников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за 2014 г.»

 

Кроме этого, Правительство РФ должно обеспечить повышение средней оплаты труда научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы научных сотрудников в соответствующем регионе. Однако, Указ Президента РФ № 599 в части увеличения финансирования науки, скорее всего, выполнен не будет, о чем было сказано выше. И, конечно же, это ставит под угрозу выполнение положений Указа Президента РФ № 597 по поводу увеличения зарплаты научным сотрудникам. Заморозив финансирование науки, рост зарплаты можно обеспечить только одним путем — за счет резкого сокращения числа ученых. Эти действия приведут к тому, что Россия займет одно из последних мест в мире по такому показателю, как удельный вес исследователей в структуре рабочей силы. Соответственно, продолжится стагнация российской науки, будет сорвана программа по переводу России на инновационный путь развития.

Между прочим, если посмотреть на величину заработной платы научных сотрудников в других странах, представленных на рис. 3, то можно сделать вывод о том, что оплата труда за рубежом намного выше и, соответственно, такие условия более привлекают специалистов.

 

Рисунок 3. «Академические заработные платы в других странах, долл.»

 

Последствия отъезда российских квалифицированных специалистов сказались незамедлительно. Россия превратилась в импортную державу, ввоза все больше, тогда как для передовых позиций в мире необходимы достижения в сфере высоких технологий, которые можно продавать и экспортировать. Как видно из приведенных фактов, ситуация в российской науке и деятельности, в промышленном и высокотехнологичном наукоемком производстве складывается далеко не радужная. В докладе по индексу конкурентоспособности промышленного производства ЮНИДО отмечается, что экспорт высокотехнологичной продукции из России за 10 лет сократился почти в 2 раза, и страна занимает 43 место в мире по этому показателю (рис. 4).

 

Рисунок 4. «Экспорт высоких технологий в 2012 г., % от экспорта готовых изделий»

 

Чтобы остановить массовую «утечку умов», необходимо мотивировать научных сотрудников на работу в своей стране, донести до властей информацию о текущей ситуации с ценными кадрами. Без открытого и широкого обсуждения проблемы «утечки мозгов» за рубеж, без выработки комплекса мер, способствующих тому, чтобы самые ценные и квалифицированные кадры оставались в России, стране не выдержать мировую конкуренцию в условиях глобализации.

Кроме того, необходимо увеличивать финансирование инновационной деятельности, российской науки и инновационных разработок. На науку, новые технологии должны направляться не 1,5 % ВВП, как сейчас, а 3 % ВВП. И этими серьезными инвестициями необходимо умело управлять, уметь получать результат.

Нужно подумать и о финансировании направлений подготовки технических специалистов, и о статусе вузов и преподавателей, необходимо готовить квалифицированных рабочих, умеющих управляться с современными станками. Необходимо мотивировать и работников науки, и молодых специалистов оставаться в России, а также повышать общий уровень подготовки инженерных кадров, ведь из-за массовой «утечки мозгов» тот уровень, который некогда был у нашей страны, безвозвратно утерян. Только если эти вопросы будут обсуждаться и решаться, у нашей страны есть будущее.

 

Список литературы:
1.    Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
2.    Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
3.    http://www.finam.info.ru — Информационно-экономический портал.
4.    http://www.garant.ru — Информационно-правовой портал.
5.    http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
6.    http://www.minfin.ru — Официальный сайт Министерства финансов.
7.    https://www.ras.ru — Официальный сайт Российской академии наук.
8.    http://www.undp.ru.
9.    http://www.un.org/ru/.
10.    http://www.rg.ru/2013/05/14/strany.html.