Статья:

Изучение готовности педагогов к реализации инновационной деятельности (на примере педагогов с небольшим опытом)

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Дамба Ю.С. Изучение готовности педагогов к реализации инновационной деятельности (на примере педагогов с небольшим опытом) // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 15.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение готовности педагогов к реализации инновационной деятельности (на примере педагогов с небольшим опытом)

Дамба Юлия Сергеевна
студент КемГУ, РФ, г. Кемерово
Сантьева Елена Васильевна
научный руководитель, старший преподаватель КемГУ, РФ, г. Кемерово

 

Аннотация. В статье рассматриваются готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. При этом рассматриваем сущность инновационной деятельности. Проанализировано отношение учителей к нововведениям в образовательных организациях и на основе этого выделены основные этапы содействия педагогам в реализации инновационной деятельности.

 

Ключевые слова: инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности,

 

Приоритетной задачей «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р, является обеспечение инновационной направленности школьного образования. Для образовательной организации необходимо создание условий для реализации инновационной деятельности, а такжеспециальных мер поддержки педагогов в осуществлении инновационного процесса. Это затрагивается в современных нормативных документах и инструктивно-методических материалах разного уровня, при этом можно отметить отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения.

Инновацией в образовании называют целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы, вызывающие её переход из одного состояния в другое:

1 Мотив включения в инновационную деятельность.

2 Комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного обучения (различные модели и технологии образования).

3 Компетентность в области педагогической инновации [1].

Внедрение инноваций в образовательную организацию сложно представить без психологических барьеров. Исторически всё новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования личностной тревожности, боязни высказать своё мнение и выглядеть белой вороной в глазах других, ригидности мышления педагогов старой закалки, негативно относящихся к нововведениям в современных образовательных организациях, могут вызывать у них болезненные явления.

Актуальность нашего исследования определяется заказом общества на творческого учителя, обладающего высоким уровнем готовности к инновационной педагогической деятельности, потребностью в разработке целостной системы совершенствования готовности к инновационной деятельности.

Мы исследовали отношение учителей к инновациям с помощью анкет «Ваше отношение к педагогическим инновациям», «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств», «Барьеры,  препятствующие освоению инноваций», «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов»

В анкетировании приняло участие 13 педагогов. Цель данной анкеты определить, как учителя относятся к нововведениям, понимают их сущность, и применяют инновации в своей практике. Анализ результатов отношения учителей к педагогическим инновациям показал, что, по мнению педагогов:

Обработка результатов анкеты «Восприимчивость педагогов к инновационной деятельности» производилась путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет.

Индивидуальные показатели восприимчивости педагогов к новшествам были распределены по следующим уровням:

 

Уровень

 

Критерии

Данные опроса

чел.

% от числа опрошенных

Критический

К 0,45

-

-

Низкий

0,45

1

8%

Допустимый

0,65

12

92%

Оптимальный

К

-

-

 

Согласно методике анкетирования «Определение уровня инновационной деятельности педагога» ответы респондентов были распределены по 5 группам:

- группа А(Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск) – 0 чел. (0 % от всего числа опрошенных).

- группа В(Вы интересуетесь новшествами, но не внедряете их вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как их успешно опробовали в условиях, близких к вашим) – 12 чел. (92% от всего числа опрошенных).

- группа С(Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью вашего педагогического коллектива, воспримите его и вы) – 1 человек (8 % от всего числа опрошенных).

- группа Д(Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей) – 0 человек (0,0% от всего числа опрошенных).

- группа Е(Вы последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений) – 0 человек (0,0% от всего числа опрошенных).

Следует отметить, что к группам Д и Е опрошенных отнести нельзя, что свидетельствует о достаточно высоком уровне новаторства в коллективе. Однако наибольшее число респондентов было отнесено к группе В (92 %), что может свидетельствовать о интересе к новшествам. Но на всё это рассчитывается целесообразность нововведения.

Таким образом, мы выявили следующую проблему – недостаточной информированности управленческого персонала о том, как реализовывать инновационную деятельность учителю в общеобразовательной школе.

Для решения этой проблемы в психолого-педагогической литературе описаны следующие методы внедрения инноваций:

- «метод конкретизирующих документов», чтобы оценить инновации в системе образования, не допустить объемного внедрения новшеств в образовательный процесс;

- «метод кусочного внедрения», ввод отдельного нового инновационного элемента;

- «метод вечного эксперимента», оценка получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка;

- «метод параллельного внедрения», сосуществование старого и нового образовательного процесса [2].

Обратимся к проблеме изучения личности педагога. Н.В. Маркина [3], прежде всего, отмечает, что в структуре мотивационного профиля педагогов- новаторов доминируют мотив «надежды на успех» и мотивы, заданные извне. Мотивационный ресурс связан с адекватной оценкой профессиональной ситуации и тщательным анализом своей подготовки, компетентности для решения профессиональных вопросов, возникающих внутри этой ситуации. Мотивация также зависит от выбора тех профессиональных стратегий,которые заданы практикой совместной групповой деятельности, опытом командного взаимодействия.

Мы предполагаем, что для успешного внедрения инновационной деятельности важны следующие характеристики учителя: уровень образования; полученная информация об инновации; мотивация к нововведению, установка на нововведение.

 

Список литературы:
1. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. «Педагогика: инновационная деятельность», М., 1997 г. // Педагогика. 1997 г., № 4, стр. 66-72 
2. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017 - 343 с.: ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9050-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
3. Маркина Н.В. Мотивационные ресурсы инновационной образовательной деятельности педагогов / Н. В. Маркина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015 – № 2 (23). – С. 58–64. 
4. Трошков С.Н. Система управленческого содействия педагогам общеобразовательной организации в реализации инновационной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017 №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema- upravlencheskogo-sodeystviya-pedagogam-obscheobrazovatelnoy-organizatsii-v- realizatsii-innovatsionnoy-deyatelnosti
5. Поташник М.М. Управление инновационными процессами в образовании / М.М. Поташник, А. В. Лоренсов, О. Т. Хомерики. – М.: Педагогическое сообщество России, 2018 – 352 с. 
6. Фролова Е.В. Исследование готовности учителя к инновационной профессиональной деятельности // Психолого- педагогические проблемы развития системы среднего и высшего образования. Материалы конференции. Челябинский государственный педагогический университет; Психологический институт Российской академии образования; Московский психолого-социальный институт. 2002 С. 342-345.