Статья:

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Конференция: I Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Позднякова Л.В., Лизунова Г.Ю. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1.pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 204 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Позднякова Лилия Васильевна
студент Московского государственного областного гуманитарного института, г. Орехово-Зуево
Лизунова Галина Юрьевна
научный руководитель, доцент Московского государственного областного гуманитарного института, г. Орехово-Зуево

В статье рассматриваются особенности самоидентификации современных студентов в процессе профессиональной подготовки. Для написания статьи были использованы результаты занятий по психологии в рамках реализации программы «Особенности работы классного руководителя в условиях современной школы». В освоении программы приняли участие более 250 студентов 3—4 курсов Московского государственного областного гуманитарного института, которым предстояло пройти педагогическую практику в роли учителей-предметников и помощников классных руководителей.

Ключевые слова: идентификация, идентичность, самоидентификация, социальная компетентность, профессиональная подготовка.

В основу статьи легли результаты занятий по психологии в рамках реализации программы «Особенности работы классного руководителя в условиях современной школы» на факультете дополнительных педагогических профессий. В освоении программы приняли участие более 250 студентов 3—4 курсов Московского государственного областного гуманитарного института, которым предстояло пройти педагогическую практику в школах Московской области не только в роли учителей-предметников, но и помощников классных руководителей.

Занятия по программе были направлены на осознание студентами роли классного руководителя в современной школе, выявление специфики его работы, профессионально важных качеств классного руководителя, выявление особенностей различных стилей руководства классом, расширение ролевого репертуара классного руководителя и др.

Одним из упражнений в ходе тренинговых занятий по формированию социальной компетентности классного руководителя было упражнение «Кто Я?». Упражнение направлено на самоидентификацию, осознание своей принадлежности к различным социальным группам, роли классного руководителя в школе в современном обществе.

В психологии часто используются близкие по значению термины — идентификация, идентичность, самосознание, Я-концепция, Я-образ. Но разные авторы вкладывают в них различный смысл. Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) — отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо. Понятие, введенное З. Фрейдом, широко распространилось за рамки психоанализа, в частности в социальной психологии и рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т. д. [2, с. 154].

Идентичность (от лат. identicus тождественность, одинаковость) — по Э. Эриксону, чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития [2, с. 158].

Так французский психолог С. Московичи утверждал, что наше сознание организовано по принципу идентификационной матрицы — специфической системы знаний, распределенной по различным категориям [1, с. 72].

Среди этих категорий множество принадлежностей или идентичностей: общечеловеческая, гражданская, этнокультурная, гендерная, семейная, профессиональная, возрастная и др. С их помощью человек и определяет свое место в обществе. Обретая свою идентичность, он формирует собственную картину мира, включающую широкий диапазон образов, представлений, мнений, убеждений и отношений.

Анализу этих принадлежностей или идентичностей современных студентов в период профессиональной подготовки и посвящена данная работа.

В первой части упражнения студентам было предложено ответить пять раз на вопрос «Кто Я?» (здесь и сейчас). Проанализировав ответы юношей и девушек в возрасте 19—21 года, получилось следующее распределение ответов по категориям: на первое место по значимости вышли ответы, относящиеся к общечеловеческой сфере (44 %), на второе — к социальной (18,6 %), на третье — к гендерной сфере (15,7 %). Значительно присутствуют и ответы, относящиеся к семейной сфере (13,8 %). Ответы, относящиеся к профессиональной сфере, составили лишь 4,8 %. Распределение ответов по категориям представлено на рис. 1.

 

Рисунок 1. Диаграмма процентного распределения ответов на вопрос «Кто Я?» по категориям

 

Ответы на вопрос «Кто Я?» позволил нам выделить самые популярные (см. табл. 1). Ответы, относящиеся к общечеловеческой категории: «человек», «друг» или «подруга», «личность». Встречаются также «индивид», «житель Земли», «Homo sapiens». В рамках социальной категории студенты отождествляют себя, прежде всего со «студентом», «студенткой». Актуальной для молодых людей оказывается и гендерная сфера. Среди ответов, относящихся к этой сфере, встречаются: «девушка», «парень», «мужик».

Таблица 1.

Процентное распределение ответов на вопрос «Кто Я?»


№ п/п


Популярные ответы


Количество

 


Процент %


1.


Студент, студентка


56


93,3


2.


Человек


49


81,7


3.


Парень (мужчина), девушка


47


78,3


4.


Друг, подруга


37


61,7


5.


Дочь, сын


28


46,7


6.


Личность


27


45


7.


Будущий учитель (педагог)


15


25


8.


Индивид


15


25


9.


Сестра, брат


6


10


10.


Мать, отец


4


6,7


11.


Житель Земли


4


6,7


12.


Гражданин РФ


3


5


13.


Жена


3


5


14.


Брюнетка, блондинка


3


5


15.


Русский


1


1,7

 

Во второй части упражнения на вопрос «Кто Я, как классный руководитель?» необходимо было также ответить пять раз.

Анализ ответов на данный вопрос показывает влияние данной установки. На первое место выдвигается профессиональная сфера (50,6 %), на второе сдвигается общечеловеческая (23,6 %), а семейная сфера поднимается на третье место (11 %) (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Диаграмма процентного распределения ответов на вопрос «Кто Я, как классный руководитель?» по категориям

 

Следует отметить, что ответы профессиональной сферы отличаются разнообразием. Кроме таких популярных ответов как «учитель», «учительница», «педагог», «воспитатель», «классный руководитель», присутствуют такие как «наставник», «советчик», «мастер», «пример для подражания», «помощник», «авторитет», «главный», «специалист», «профессионал», «коллега», «лидер», «энциклопедия» и др.

Несмотря на инструкцию отвечать существительными, студенты указывают прилагательные — качества, которыми должен обладать классный руководитель. Такие как: «ответственная», «образованная», «активная», «добрая», «требовательная», «справедливая», «серьезная», «интересная», «понимающий», «прощающий», «уважающий себя», «разумный», «отзывчивый», «трудолюбивый», «внимательный» и др.

Ответы на вопрос «Кто Я, как классный руководитель?» в рамках общечеловеческой категории оказываются также значимы для студентов. Прежде всего, они видят себя «человеком» (см. табл. 2).

Таблица 2.

Процентное распределение самых популярных ответов на вопрос «Кто Я, как классный руководитель?»


№ п/п


Популярные ответы


Количество

 


Процент %


1.


Учитель (учительница), педагог


49


81,7


2.


Друг, подруга


31


51,7


3.


Человек


28


46,6


4.


Главный


16


26,7


5.


Личность


12


20


6.


Классный руководитель


12


20


7.


Наставник


10


16,7


8.


Воспитатель


10


16,7


9.


Руководитель


9


15


10.


Помощник


9


15


11.


Вторая мама


9


15

 

Можно отметить и общую тенденцию, не очень приятную, на мой взгляд. При ответах на вопросы «Кто Я?» и «Кто Я, как классный руководитель?»: практически отсутствуют ответы, относящиеся к таким категориям как гражданская, этническая, религиозная и региональная. Только 3 студента при ответе на вопрос «Кто Я?» ответили — «гражданин РФ» и на вопрос «Кто Я, как классный руководитель?» такой ответ дал лишь 1 человек. К этнической сфере можно отнести также 1 ответ — «русский». К категориям религиозной и региональной нельзя отнести ни один ответ.

Конечно, очень важно быть человеком, от которого требуется высокая ответственность, наличие необходимых знаний, умений и навыков для эффективного выполнения своей деятельности. Радует, что студенты нашего вуза отчетливо это понимают. Но, считаем также, что немаловажным является отождествление себя с представителями своей страны, ее культурой, своего этноса, вероисповедания.

 

Список литературы:

1.            Социальная компетентность классного руководителя: режиссура современных действий / Под редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. — М.: Учебная книга БИС, 2007. — 160 с.

2.            Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. — Изд.2-е — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. — 808 с.