Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Конференция: I Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Гуманитарные науки

Выходные данные
Кувалдина А., Неволина В.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Кувалдина А.
студент 2 курса факультета клинической психологии Оренбургской государственной медицинской академии
Неволина Виктория Васильевна
канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры общей психологии Оренбургской государственной медицинской академии

 

 

 

 


Цель исследования: изучение тревожности на разных этапах подросткового возраста. Общая гипотеза исследования: предполагается, что тревожность на любом этапе подросткового возраста имеет качественное и количественное своеобразие. Частные гипотезы: Вероятнее всего, что у детей младшего подросткового возраста, тревожность ниже, чем у детей старшего подросткового возраста. У детей среднего подросткового возраста тревожность выше, чем у детей в старшем подростковом возрасте.

Для подтверждения гипотез было проведено исследование особенностей тревожности на разных этапах подросткового возраста в муниципальном общеобразовательном учреждении СОШ № 4 г. Оренбурга.

Для изучения особенностей личностно тревожности были отобраны три группы в общем составе 54 человека. Первую группу составили ученики младшего подросткового возраста в возрасте 11 лет. Группу среднего подросткового возраста составили дети в возрасте 14 лет. В группу старшего подросткового возраста вошли подростки в возрасте 17 лет. На первом этапе исследования с помощью методики личностной тревожности Спилбергера — Ханина, мы определяли актуальное состояние ребёнка. На втором этапе исследования в качестве математической обработки мы применили критерий Фишера. На третьем этапе исследования с помощью методики школьной тревожности Филипса мы изучали уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего, среднего и стершего подросткового возраста.

Результаты исследования по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина показали, что в первой группе испытуемых младшего подросткового возраста высоким уровнем личностной тревожности обладают 13 % учащихся, средним уровнем личностной тревожности — 87 %, высоким уровнем ситуативной тревожности — 40 % и средним уровнем — 60 % подростков (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Диаграмма показателей тревожности младшего подросткового возраста

 

Анализ результатов исследования в группе среднего подросткового возраста показал, что высоким уровнем личностной тревожности обладают 63 % подростков, средний уровень личностной тревожности — 37 %, высоким уровнем ситуативной тревожности — 63 % и среднем уровнем ситуативной тревожности — 37 %.

Можно предположить, что наличие высоких показателей тревожности в группе среднего подросткового возраста связано с периодом подросткового кризиса. Большое значение для заниженной самооценки подростка в возрасте 14 лет имеет расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации. Подростки склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать напряженным состоянием тревожности. Количественная тревожность предрасполагает тревожного подростка к восприятию и оценке объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу (Рис. 2).

 

Рисунок 2. Диаграмма проявления тревожности у детей среднего подросткового возраста

 

Результаты исследования школьников старшего подросткового возраста представили следующие показатели: подростки с высоким уровнем личностной тревожности — 39 %, со средним уровнем личностной тревожности — 61 % , с высоким уровнем ситуативной тревожности — 39 % и со средним уровнем ситуативной тревожности — 61 % (Рис. 3).

 

Рисунок 3. Диаграмма проявления тревожности старшего подросткового возраста

 

По результатам школьной тревожности Филипса мы получили следующие результаты:

1.  По фактору общей тревожности у подростков младшего подросткового возраста в школе высокий уровень тревожности — 15 %, средний уровень — 46 %, низкий уровень — 39 %. Учащиеся среднего подросткового возраста — 55 %, средний уровень — 45 % и показатели низкого уровня тревожности отсутствуют. Школьники старшего подросткового возраста: высокий уровень тревожности — 28 %, средний уровень — 55 % и низкий уровень — 17 %.

По результатам исследования можно сделать вывод, что наибольшую тревожность испытывают подростки именно среднего подросткового возраста связанную с различными формами ее включения в жизнь школы.

2.  По фактору переживания социального стресса получены такие данные: подростки 11 лет, обладающие высоким уровнем тревожности обусловленной данным фактором — 17 %, средний уровень — 33 %,низкий уровень — 50 %. Подростки 14 лет: высокий уровень — 55 %, средний уровень — 45 %, низкий уровень не выявлен. Подростки 17 лет: высокий уровень — 17 %,средний уровень — 3 % и низкий уровень — 50 %.

3.  Результаты по фактору фрустрации потребности в достижении успеха: подростки 11 лет высокий уровень — 17 %, средний уровень — 33 % и низкий уровень — 50 %. Подростки 14 лет высокий уровень — 72 %, средний уровень — 28 % и низкий уровень не выявлен. Подростки 17 лет высокий уровень — 17 %, средний уровень — 44 % и низкий уровень — 39 %.

4.  По фактору страх самовыражения получены такие данные: у 6 % подростков 11 лет наблюдается высокий уровень, 39 % средний уровень и низкий уровень — 55 %. 83 % подростков 14 лет обладают высоким уровнем, 17 % составляет средний уровень, низкий уровень не обнаружился ни у одного испытуемого. В старшем подростковом возрасте высокий уровень наблюдается у 11 %, средним уровнем обладают 55 % подростков и низким уровнем — 33 %.

5.  По фактору страх ситуации проверки знаний анализ результатов показал, что в младшем подростковом возрасте высоким уровнем обладают 6 % учеников, средним уровнем — 39 % и низким уровнем — 55 %. В среднем подростковом возрасте высокий уровень тревожности обнаружился у 66 % учеников, средний уровень, средний уровень — 34 % и низкий уровень не выявился. В старшем подростковом возрасте — высокий уровень 17 %, средний уровень — 61 % и низкий уровень 22 %.

Как и в предыдущих результатах, наиболее показательными являются результаты у подростков 14 лет. Они испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной, достижений, возможностей).

6.  Результаты по фактору страх не соответствовать ожиданиям окружающих: подростки 11 лет высокий уровень не выявился, средний уровень тревожности — 28 % низкий уровень — 72 %. У подростков 14 лет высокий уровень тревожности по данному фактору — 77 %, средний — 23 % и низкий уровень не обнаружился. Высоким уровнем в группе старшего подросткового возраста обладают — 28 %, средним уровнем тревожности — 55 % и низким уровнем тревожности — 17 %.

7.  По фактору низкая физиологическая сопротивляемость стрессу мы получили следующие данные: подростки 11 лет — высокий уровень не обнаружился, средний уровень — 17 % и низкий уровень — 83 %. Дети 14 лет высокий уровень — 55 %, средний уровень — 28 % и низкий уровень 17 %. Подростки 17 лет — высокий уровень — 28 %, средний уровень — 55 % и низкий уровень — 17 %.

8.  Данные по фактору проблемы и страхи в отношениях с учителями: у подростков младшего подросткового возраста: высокий уровень тревожности не выявился, средним уровнем тревожности обладают 27 % и низким уровнем — 73 %. Подростки 14 лет высокий уровень — 88 %, средний уровень — 12 % и низкий уровень не обнаружился. Подростки старшего подросткового возраста высокий уровень — 22 %, средний уровень — 50 % и низкий 28 %.

В процессе проведенного исследования, можно сказать, что наши гипотезы нашли свое подтверждение, у подростков среднего подросткового возраста тревожность выше, чем у школьников старшего подросткового возраста и у подростков младшего подросткового возраста. Также мы доказали гипотезу о том что тревожность имеет свое качественное и количественное своеобразие у подростков. Гипотезы были доказаны на 3-х % уровне значимости.

 

Список литературы:

1.Абрамова Г.С. Практическая психология. — 8-е изд. — М.: Академич. проект, 2005, — 496 с.

2. Астапов В.М., Тревожность у детей. — М.: ПЕРСЭ, 2008, 160 с.

3.Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.

4.Бреслав Г.М., Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М.: Педагогика, 2008.

5.Вилюнас В.К., Психология эмоций. Хрестоматия, Питер, 2007. — 496 с.

6.Волков Б.С., Психология подростка: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005, — 208 с.

7.Гарбузов В.И., Нервные и трудные дети. — СПб — Асрель, 2007, — 352 с.

8.Захаров А.И., Происхождение и психотерапия детских неврозов, КАРО, 2006, — 672 с.

9.Изард К., Эмоции человека, М.: Издательство: Директ-Медиа, 2008 — 954 с.

10.Кон И.С., Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003.

11.Кондратьев М.Ю., Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 69—78.

12.Личко А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков, СПб.: Речь — 2010, — 256 с.

13.Поливанова К.Н., Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 20—33.