Статья:

ОБРАЗ РОССИИ В ПЕЧАТНЫХ СМИ ФРАНЦИИ

Конференция: I Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Зелёнкина О.М., Овсянникова Г.А. ОБРАЗ РОССИИ В ПЕЧАТНЫХ СМИ ФРАНЦИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1.pdf (дата обращения: 06.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗ РОССИИ В ПЕЧАТНЫХ СМИ ФРАНЦИИ

Зелёнкина Оксана Михайловна
студент Магнитогорского государственного университета, г. Магнитогорск
Овсянникова Галина Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Магнитогорского государственного университета, г. Магнитогорск

Каждый день мы становимся участниками межкультурных контактов и взаимодействуем с представителями других культур, которые зачастую существенно отличаются от нас самих. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. И главной причиной этих трудностей является наша привычка воспринимать другие культуры через призму своей культуры. Таким образом, формируются представления о наиболее типичных чертах национального характера других народов и обобщаются в стереотипы, на основе которых и формируется образ страны. Стереотипы представляют собой «обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры» [2, с. 183].

Проблема стереотипов является одной из наиболее актуальных в современной исследованиях. Начиная с 20-х годов ХХ века интерес к этому социально-психологическому феномену не угасает, что отражается в большом количестве публикаций (И.Ю. Марковина, А.В. Павловская, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных, Т.Г. Грушевицкая и др.)

По наблюдениям специалистов, формирование и усвоение человеком стереотипов происходит различными путями:

  1. в процессе социализации и инкультурации;
  2. в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться;
  3. через ограниченные личные контакты;
  4. через средства массовой информации.

Как показали последние исследования, СМИ являются самым распространённым источником получения информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Они вытесняют из мышления людей их индивидуальные установки.

Современные исследователи выделяют следующие виды средств массовой информации:

  1. печатные издания;
  2. сайты;
  3. телепрограмма;
  4. радиопрограмма;
  5. видеопрограмма;
  6. кинохроникальная программа;
  7. информационное агентство [3].

На основе выделенных видов СМИ формируется образ страны и её жителей. Для рассмотрения механизма создания стереотипов средствами массовой информации, на основе которых складывается образ России во Франции, нами было проанализировано около 20 французских периодических печатных изданий, среди них Courrier international, L'Express, Le Figaro, Libération, Le Monde, Le Nouvel observateur, Le Point, La Russie d’aujourd’hui, Le Parisien, L’équipe за период с мая 2011 г. по май 2012 года.

Французская пресса пристально следит за событиями, происходящими в России. Однако, если провести анализ публикаций, которые освещают события, происходящие в различных сферах жизни российского общества, а именно политической, экономической, социальной и духовной, можно сделать вывод что 100 % всех найденных статей о России содержат информацию только о политической жизни. Это связано с тем, что именно в период с мая 2011 г. по май 2012 года главной темой печатных изданий во Франции было решение Владимира Путина баллотироваться в президенты страны на выборах 2012 года и впоследствии проведение этих выборов.

Политическая жизнь России освещается во французских СМИ по некоторым аспектам:

  1. Внутренняя политика
  2. Государственное устройство
  3. Образ политического лидера страны
  4. Отношения премьер-министра и президента (В.В. Путин — Д.А. Медведев)

Рассмотрим одну из важных составляющих образа России во французских СМИ — ее государственное устройство и внутреннюю политику. Внутренняя политика — совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т. д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя [4]. С приходом к власти В. Путина французские СМИ вновь заговорили об имперских притязаниях России, возрождении тоталитарного государства. За последний год большое количество статей было посвящено возвращению в Кремль В. Путина и росту гражданской активности в российском обществе. Как следует из статьи Philippe Thureau-Dangin “Enquête sur le nouveau Monsieur Poutine. Retour vers l’URSS” [10, с. 1] государственное устройство российского государства сравнивают с автократией, подчеркивают фактическую однопартийность власти, и постоянно указывают на возвращение в эпоху СССР или во времена правления Ивана Грозного, а также подчеркивают по-прежнему неста-бильное положение России:

“La Russie est menacée par une crise majeure comme celle qui fit chuter l’empire soviétique 1991. Le “temps des troubles” est de retour. C’est ainsi qu’on désigne la péroide de chaos intervenue après le règne d’Ivan le Terrible” [8, c. 16].

“Aujourd’hui,la Russie retrouve ses vieux réflexes : un peu de guerre froide par-ci par-là, une main de fer à l’égard des dissidents comme Khodorkovski, enfin une volonté de ressouder à la Russie les anciennes Républiques, l’Asie centrale bien sûr, mais surtout l’Ukraine et la Biélorussie, les frères slaves si proches” [10, с. 3].

В некоторых статьях французские журналисты не просто выражают свое мнение о слабой внутренней политике российской власти, а также приводят цитаты россиян, которые считают, что у России плохое руководство и плохая политика.

“En réalité le pays n’est pas gouverné. Nous sommes face à une crise profonde” [8, c. 16].

“La Russie, un immense “espace vide”” [8, c. 6].

Значительное место во французской прессе отводится политическим лидерам страны. В статьях за последние два года имя Д. Медведева, Президента Российской Федерации на тот момент, встречалось чаще имени премьер — министра В. Путина, поскольку во всем мире принято связывать политику страны с ее руководителем (хотя при этом подчеркивается его второстепенная роль) — Medvedev, gardant au chaudle siège présidentiel, devait-il quitter volontairement le pouvoir, en laissant entendre qu’il ne prétendait pas à un deuxième mandat [5, с. 6]?

Однако после объявления очередной рокировки статистика свидетельствует об изменении ситуации в пользу В. Путина: все газеты пестрят заголовками статей, содержащими его имя. Отдельного внимания заслуживает статья Marie Jégo “Le tsar Poutine III” из газеты Le monde [8, с. 16]. Статья называется «Царь Путин III» по образцу царских имен Пётр I или Николай II. Сквозь всю статью проходит идея возведения В. Путина в ряды царей с последующей коронацией.

Нельзя не отметить здесь скрытый намек автора статьи на то, что В. Путин не намерен покидать пост президента до последнего, для этого автор использует аналогию с Леонидом Брежневым:

“Voilа ce qui pourrait faire de lui le dirigeant doté de la plus grande longévité au Kremlin, plus que Leonid Brejnev(1906—1982), le secrétaire du PC soviétique qui régna dix-huit ans” [8, с. 16]. Следует обратить внимание здесь на сравнение двух лидеров хотя и в контексте срока службы на посту президента/лидера страны/председателя партии, но тем не менее сам факт упоминания имени Леонида Брежнева создает не самые позитивные образы россиянина, в данном случае, лидера страны.

“Bienvenue dans la nouvelle ère Brejnev!” [10, с. 14]

По прошествии выборов во многих заголовках французских СМИ говорилось о возвращении « прежнего хозяина» в Кремль. Западные СМИ рассматривают В. Путина как абсолютного хозяина демократического государства, что для лидеров Запада недопустимо:

“Enfin, et c’est peut-être le plus important, Poutine est considéré comme le maître absolu chez lui. Tout cela demeure inaccessible aux leaders occidentaux” [5, c. 24].

“Le Kremlin se prépare au retour du maître. Les bureaux ont été rafraîchis, les canons ont été mis en batterie, la garde est prête pour la revue” [8, с. 16].

Тем не менее, во французских печатных СМИ мы видим и положительную оценку деятельности В. Путина. Его называют отцом и гарантом стабильности, строителем могущественной страны, опытным правителем, самым популярным политическим деятелем и хорошим руководителем.

“Un président n’est pas un tsar, ce doit juste être un bon manager, et Poutine a de l’expérience” [7, с. 7].

“C’est effectivement l’homme politique le plus populaire, le plus expérimenté et le plus performant de la Russie contemporaine”, a reconnu l’actuel président Dmitri Medvedev, rapporte le site Vzgliad. Les puissances étrangères qui tentent d’influer sur le résultat des élections en Russie en “distribuant des bourses” et en “organisant des formations” “jettent l’argent par les fenêtres» [10, с. 17].

Кроме того, в статье Nika Guitine “Mobilisation pour des élections honnêtes” печатного издания La Russie d’aujourd’hui говорится о том, что за время президентства В. Путина Россия пережила один из самых благополучных периодов в истории, и что без В. Путина страну продали бы Америке:

“Poutine est le père et le garant de la stabilité, l’architecte d’un pays puissant. “Sous Poutine, la Russie a connu l’une des périodes les plus prospères de son histoire” [9, c. 2].

“la Russie sans Poutine”: en quelques mois, le pays, vendu à l’Amérique par l’opposition arrivée au pouvoir, plongé dans une apocalypse de guerre civile, de crise économique, de violence nationaliste et de “désastre humanitaire” [9, с. 2].

Таким образом, мы выявили наиболее устойчивые представления о России, распространяемые печатными средствами массовой информации во Франции. И по результатам нашей работы можно сделать вывод о том, что во французской прессе образ России чаще представляется негативно, и только что 20 % публикаций несут позитивную оценку. Для формирования объективной оценки какого-либо события, факта, личности необходимо раскрывать разную информацию, как положительную, так и отрицательную. В данном случае, мнение западных СМИ не толерантно, предвзято и однобоко, поэтому по отдельным аспектам оно не может быть объективным.

 

Список литературы:

  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога // Судьба и здоровье — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://s5s.ru/zsf/nsf56/nsf56-466.htm (дата обращения 12.11.2012)
  2. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 352 с.
  3. Право в сфере массовых коммуникаций // Виды СМИ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://comobzor.ru/post/vidyi-smi (дата обращения 19.11.2012)
  4. Политический словарь // Внутренняя политика — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.politicbook.ru/vnutrennyaya-politika (дата обращения 25.11.2012)
  5. Fiodor Loukianov “Poutine le “mâle dominant” que le monde nous envie” // Le courrier international № 1124, 17—23 мая. — 60 с.
  6. Georgy Bovt “Deux candidatures inéluctables” // La Russie d’aujourd’hui, 18 мая 2011. — 8 с.
  7. Hélène Despic-Popovic “Un président, c’est un bon manager” // Libération № 9584, 5 марта 2012. — 40 с.
  8. Marie Jégo “Le tsar Poutine III” // Le monde № 20930, 7 мая 2012. — 24 с.
  9. Nika Guitine “Mobilisation pour des élections honnêtes” // La Russie d’aujourd’hui, 15 февраля 2012. — 8 с.
  10. Philippe Thureau-Dangin “Enquête sur le nouveau Monsieur Poutine. Retour vers l’URSS” // Le courrier international № 1100, 7декабря 2011. — 68 с.