Статья:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И КИТАЕ

Конференция: I Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Токарь А.С., Токарь Е.В. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И КИТАЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И КИТАЕ

Токарь Анна Сергеевна
студент Амурского государственного университета, г. Благовещенск
Токарь Елена Владимировна
научный руководитель, доцент Амурского государственного университета

 Студенчество во всех странах мира представляет собой одну из общественно значимых и социально активных групп общества. Важная роль в подготовке квалифицированных специалистов принадлежит физической культуре. Систематические занятия физическими упражнениями в период обучения в вузе в значительной мере призваны способствовать формированию и совершенствованию таких ценных качеств и свойств личности, которые особенно необходимы молодым специалистам в условиях интенсификации производственной деятельности. Это, прежде всего, хорошее здоровье, высокая умственная и общая физическая работоспособность, творческая активность и долголетие. В связи с этим, в рабочих программах по дисциплине «Физическая культура», которые разрабатываются в вузах различных стран, содержится материал, направленный на укрепление здоровья, формирование физических качеств, совершенствование техники упражнений. Однако, следует отметить, что эти программы имеют как общие черты, так и отличительные особенности, исследования и учет которых будут способствовать, прежде всего, взаимообогащению систем физического воспитания студентов различных стран.

Задачи исследования:

1.  проанализировать рабочие программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов КНР и России;

2.  выявить общие черты и различия в данных программах;

3.  изучить физическое состояние студентов КНР и России, обучающихся в вузах Амурской области (БГПУ и АмГУ).

Анализ рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов Амурского государственного университета

Рассмотрим рабочую программу, разработанную преподавателями кафедры физической культуры АмГУ, Россия.

Рабочая программа разработана на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. На изучение дисциплины «Физическая культура» выделено 408 часов. Обучение проходит с 1 по 3 курс, по 4 часа в неделю.

Рабочая программа включает следующие разделы:

1. Теоретический, формирующий знания и отношение к физической культуре. В программе предусмотрено самостоятельное изучение данного раздела. По окончании изучения учебного материала по теоретическому разделу программы (4 семестр) студенты пишут реферат и защищают его.

2. Практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.

Методико-практический раздел обеспечивает овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности. На данный раздел отводится 14 аудиторных часов. Студенты АмГУ на методико-практических занятиях определяют свое физическое развитие, оценивают его, определяют «проблемные зоны» и учатся составлять комплексы упражнений для их коррекции. Также студенты учатся осуществлять самоконтроль состояния организма, проводить функциональные пробы, оценивать реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной системы на нагрузку, рассчитывать тренировочный пульс, с учетом своего физического состояния и интенсивности нагрузки. Данный раздел программы реализуется в АмГУ на 2 курсе обучения. Усвоение материала раздела определяется по уровню овладения методическими знаниями, соответствующими практическими умениями и навыками их использования на оценку не ниже «удовлетворительно».

Учебно-тренировочный раздел. На изучение данного раздела в программе отводится 346 часов. Направленность занятий связана с обеспечением необходимой двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств, формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физической активности.

Кафедрой физической культуры определены средства практического раздела занятий по физической культуре. Это гимнастические упражнения, отдельные виды легкой атлетики (бег, прыжки, метания), спортивные игры (волейбол, баскетбол), подвижные игры, плавание, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, включают специально направленные физические упражнения аутогенную тренировку и психосаморегуляцию, естественные факторы природы, гигиенические факторы.

Подбор упражнений на практических занятиях предусматривает совершенствование ранее изученных и обучение новым умениям и навыкам (двигательным действиям), развитие физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, воспитание личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. В практическом разделе используются физические упражнения из различных видов спорта и физкультурно-оздоровительных систем. В процессе проведения учебно-тренировочных занятий используются тренажеры.

В конце каждого семестра студенты выполняют тесты по физической подготовке. В зимнюю сессию: прыжок в длину, челночный бег. В летнюю сессию: бег 2000 м (дев.), бег 3000 м (юн.), поднимания туловища из положения лежа (дев.), подтягивания (юн.), бег 100 м.

Контрольный раздел. Студенты, выполнившие учебную программу, в конце каждого семестра сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, т. е. у студентов не должно быть пропусков без уважительной причины. Если есть пропуски, их необходимо отработать.

На 1 и 3 курсах — зачет не дифференцированный, на 2 курсе — дифференцированный, с выставлением итоговой оценки, которая складывается из оценки за теорию, методику и практику.

Анализ рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» в вузах КНР

Рассмотрим рабочую программу, разработанную преподавателями кафедры физической культуры, КНР.

Структура учебной программы по физической культуре состоит из введения и трех основных блоков. Введение раскрывает характер и задачи вузовской физической культуры, определяет предмет, распределение учебных часов и требования к выполнению программы. 1 блок — содержание обязательной программы по физической культуре; 2 блок — содержание учебной программы для факультативных учебных дисциплин; 3 блок — содержание экзаменов и оценка.

Учебный материал программы по физической культуре распределяется на основной и факультативный. По основной обязательной дисциплине объем учебных часов на физическую культуру равен 72 часа в год — по два часа в неделю. По факультативным дисциплинам — также 72 часа в год, по 2 часа в неделю. То есть студенты КНР занимаются физкультурой 2 раза в неделю: один раз по основной программе, второй раз — по факультативной в течение 2 лет. На старших курсах физическая культура является только факультативным предметом с обязательными занятиями в объеме 2—4 часов в неделю по усмотрению конкретных вузов.

Обязательная программа, реализуемая на первых двух курсах для всех студентов, имеет две части — теоретическую и практическую.

Теоретическая часть представлена на 1 курсе тремя темами:

1.  Физическая гигиена и здравоохранение;

2.  Традиционная физкультура Китая;

3.  Мини-спортивные соревнования.

Практическая часть на 1 и 2 курсах включает занятия по легкой атлетике, гимнастике, игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол), ушу и сдачу контрольных нормативов по всем этим видам.

В программе предписывается, что оценивая усвоение студентами программного материала, необходимо строго соблюдать все постановления Управления по высшему и среднему образованию о проведении экзаменов по физкультурным предметам. Общая экзаменационная оценка включает четыре критерия: отношение к учебе; знание теории физкультуры; физическая подготовленность; техника движений.

Отношение к учебе оценивается, главным образом, данными о посещаемости учебных занятий и соблюдении дисциплины на занятиях. При этом студент, пропустивший одну треть уроков, к экзаменам не допускается пока не отработает пропущенные. Если студент пропустил 3—4 занятия, то у него вычитается 10 баллов. За пропуск 7—8 учебных занятий положительная оценка невозможна. Переэкзаменовка не разрешается, если студент не отработал учебный материал на дополнительных занятиях по физкультуре. За пропуск одного занятия по просьбе студента вычитается 3 балла, за одно пропущенное по болезни занятие вычитается 1 балл. И, наконец, студент, получивший по ФК «неудовлетворительно», согласно правилам Управления по образованию из вуза отчисляется.

Занятия по теории физической культуры определяются каждый учебный год путем проведения экзамена. Основным учебником является книга «Физкультура в вузах», утвержденная Государственным комитетом по развитию спорта в учебных заведениях. Если оценка за экзамен по теории неудовлетворительная, то общая оценка по ФК тоже будет считаться неудовлетворительной.

Физическая подготовленность выявляется в результате проведения экзамена в каждом семестре. При этом в экзамен включается не более 3 тестов, определяемых кафедрами. В процессе экзамена выявляется уровень развития основных физических качеств на основе выполнения студентами двигательных действий (бег на скорость, прыжки, плавание и др.), содержащихся в учебных предметах. Разрешается делать две попытки, в зачет идет лучший результат. Если обе попытки неудачны, то можно сделать третью. И если она окажется неудовлетворительной, а количество баллов за другие предметы не доходит до 60, то студенту необходимо пересдать экзамен.

Техника движений определяется только в результате выполнения двух попыток (требования аналогичны экзамену по физической подготовленности). При этом доля вклада критерия за технику движений в общую оценку по ФК равняется 50%, а остальные 50 % распределяются на первые три показателя. К обязательным физкультурным предметам, по которым студенты китайских вузов сдают экзамены, относятся легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол, футбол и ушу.

Экзамен по любому факультативному предмету состоит из двух частей: оценка за технику выполнения и так называемые показательные выступления. Если студент на экзамене по технике получает оценку «удовлетворительно», то он допускается на показательные выступления, где он должен одновременно продемонстрировать как техническую, так и физическую подготовленность. Если за технику получена неудовлетворительная оценка, то студент обязан заниматься ее освоением до получения удовлетворительного балла.

Сравнительный анализ содержания китайской и российской вузовских программ по физической культуре для студентов вузов

1.  Объемы учебных часов в обеих странах с учетом обязательных и факультативных форм практически совпадают и равны 4 часам в неделю. Однако при этом объемы по обязательным вузовским программам существенно различаются. В России он равен 408 часам, в Китае только 144 часам, т. е. почти в 3 раза меньше. При этом российские студенты по обязательной программе физической культурой занимаются на протяжении четырех лет обучения, а китайские — только два года.

2.  Доля факультативной формы занятий в китайских вузах, соответственно, выше, чем в российских. Китайские студенты используют эту форму в обязательном порядке с 1 курса, как минимум 2 часа в неделю, а начиная с 3 курса — по 2—4 часа в неделю.

3.  В отличие от российской китайская программа не предусматривает вопросы профессионально-прикладной физической подготовки.

4.  По курсу «Охрана здоровья» китайские студенты приобретают знания главным образом о методах лечения заболеваний с помощью восточных оздоровительных систем.

5.  Практические занятия проводятся в китайских вузах в очень жестком, строго регламентированном режиме, определенном программой. То, что у студента не получается на занятии, он должен освоить во внеучебное время или отработать на дополнительных занятиях. Российская программа, в отличие от китайской, твердо не устанавливает не только содержания отдельных видов, но даже сами виды физической культуры, которыми должны заниматься студенты.

6.  Оценка успеваемости студентов по физической культуре в Китае и России осуществляется в разных формах. Российские студенты по итогам семестров сдают зачеты. Успеваемость китайских студентов по результатам каждого семестра и учебного года определяется на экзаменах как при сдаче теоретических, так и практических разделов.

Анализ физического состояния студентов КНР и России, обучающихся в вузах Амурской области (БГПУ и АмГУ)

Далее мы провели сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов КНР и России, обучающихся в БГПУ и АмГУ. В исследованиях приняли участие 35 студентов из КНР. Данные о физическом состоянии студентов России нам предоставили преподаватели кафедры физической культуры АмГУ.

Мы определили следующие показатели физического развития: рост, массу тела, окружности различных частей тела, ЧСС в покое, время восстановления после нагрузки, силу кисти и спины; а также показатели физической подготовленности: прыжок в длину, пресс за 30 с, наклон вперед, челночный бег, отжимания (рис. 1, 2).

 

Рисунок 1. Измерение показателей физического развития

 

Рисунок 2. Тестирование физической подготовленности

 

Результаты сравнительного анализа данных показателей представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели физического состояния студентов из КНР и России

Показатели физического состояния

Студенты из КНР

Студенты России

Разница, в ед.

Физическое развитие

Рост, см

175,3

178,6

3,3

Масса, кг

76,7

71,4

5,3

Окружность груди, см

93,6

91,7

1,9

Окружность бицепса, см

30,8

31,3

0,5

Окружность талии, см

82,4

78,2

4,2

Окружность бедра, см

48,2

49,1

0,9

Окружность голени, см

37,8

34,5

3,3

ЧСС в покое, уд/мин

78

66,5

11,5

Время восстановления после нагрузи, сек

90

60

30

Сила кисти, кг

45,1

45,6

0,4

Сила спины, кг

100

124

24

Физическая подготовленность

Прыжок в длину, см

210

239

29

Пресс за 30 сек, кол-во раз

20

26

6

Наклон вперед, см

+8

+5

3

Челночный бег (9-9-15-15 м), сек

13,5

11,0

2,5

Отжимания, кол-во раз

25

38

13

В результате сравнительного анализа показателей физического развития студентов из КНР и России мы увидели определенную разницу между ними. Так показатель роста у студентов России на 3,3 см выше. В тоже время масса тела у студентов из КНР на 5,3 кг больше (за счет жировой массы). В окружностях груди, бицепса, бедра и голени существенных различий не обнаружено. Однако, у студентов из КНР окружность талии на 4,2 см больше. ЧСС в покое и время восстановления пульса после нагрузки у студентов из КНР значительно выше. Это связано с недостаточной тренированностью сердечно-сосудистой системы. Сила спины у студентов России больше на 24 кг. В показателях силы кисти существенных различий нет.

Практически по всем показателям физической подготовленности студенты России значительно превосходят студентов из КНР. Это на наш взгляд связано с большей направленностью занятий по физической культуре на развитие физических качеств.

Таким образом, нами проанализированы программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов КНР и России. Определены общие черты и отличительные особенности, учет которых будет способствовать, прежде всего, взаимообогащению систем физического воспитания студентов различных стран. На наш взгляд, в Российской программе следовало бы сократить учебные занятия по основной программе и включить факультативные занятия с обязательным контролем посещаемости и успеваемости студентов. Включить в программу упражнения восточных оздоровительных систем.

В результате сравнительного анализа физического состояния студентов из КНР и России были выявлены низкие показатели у студентов из КНР (ЧСС в покое, сила спины, физические качества). В связи с этим, в занятия по физической культуре со студентами из Китая необходимо включать упражнения для развития сердечно-сосудистой системы, увеличения силы, ловкости.

 

Список литературы:

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» [Текст] /В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. — М.: ГНИИ ИТТ «Информика», 2000. — 31 с.

2.  Цзыпу Ван. Содержание и формы организации физического воспитания в вузах Китайской Народной Республики [Текст]: дис… канд. пед. наук: 13.00.04: [РГАФК] / Ван Цзыпу. — Москва, 1999. — 183 с.