Статья:

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ АНИМАЦИИ В ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Байкина Е.Г. К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ АНИМАЦИИ В ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2.pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ АНИМАЦИИ В ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Байкина Екатерина Геннадьевна
студент Поволжского государственного университета сервиса г. Тольятти
Алексеева Наталья Дмитриевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Поволжского государственного университета сервиса г. Тольятти

На современном этапе развития туризма все большее внимание уделяется вопросам организации культурного досуга и развлечений туристов. Все больше сами туры становятся развлекательными, а правильно построенная и грамотно организованная аттрактивная составляющая тура, по мнению теоретиков и специалистов туриндустрии, является решающим аргументом в конкурентной борьбе за туриста. С учетом общих физиологических и психологических способностей человека, проявляющихся в рекреационной, познавательной и творческой деятельности, в настоящее время осуществляется новое направление туристской деятельности — анимация, которая основывается на общих методах социально-педагогического воздействия на каждую личность в отдельности, на группы туристов, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе. Анимацию часто называют посредником между личностью и обществом [6, c. 5]. Этим объясняется актуальность выбранной темы, а именно в рассмотрении анимации как новой составляющей конкурентоспособности туристского продукта.

Исследованием понятия анимации в туризме занимались многие известные авторы. Среди них Кусков А.С в своем учебном пособии «Основы туризма» — формулирует общее представлении об анимации и ее роли в формировании туристского продукта. Власова Т.И., в учебнике «Анимационный менеджмент в туризме» характеризует основные компоненты анимации и ее историю становления. Третьякова Т.Н. в учебном пособии «Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме» раскрывает значение анимации в туризме и характеризует ее как один из важных компонентов туристского продукта, способствующего рентабельности туров и развитию туризма в целом.

Однако понятие туристской анимации именно в экскурсионной деятельности у теоретиков не раскрыто. Но за последние годы туроператоры используют ее как элемент, способствующий сделать экскурсию интересной и увлекательной, тем самым повышая не только рейтинг экскурсионной программы, но и самого туристского предприятия.

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта — ветер, воздух, душа; animatusодушевление) и таким образом означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Впервые термин «анимация» появился в начале XX века во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций. Анимация истолковывалась как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству [6, с. 41].

Анимация в той или иной форме существовала и раньше, но имела другие названия и способы выражения. В первобытной культуре поначалу не было досуга и свободных занятий, но формировались условия для их появления. Немало современных досуговых занятий корнями уходят в мифологическое сознание, магическую практику, шаманские технологии и обряды, а также в игровые действия и праздничные мероприятия далекого прошлого [6, с. 42].

На Руси с древних времен существовали люди, которые развлечение народа сделали своей профессией. В качестве подобных средневековых аниматоров выступали скоморохи — странствующие актеры, певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты, жонглеры. Можно сказать, что почти все достижения культурно-досуговой деятельности, рожденные человечеством в ходе его исторического развития, дошедшие до наших дней, используются и в современной анимации [1, с. 48].

С конца XX — начала XXI века наблюдается тенденция увеличения объема свободного времени и роста значимости досуга как общественной ценности, так как он обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. В России и других странах увеличение свободного времени является результатом сокращения рабочего дня, увеличении продолжительности отпуска и большого числа выходных дней, праздников.

Изменение стиля и уклада жизни современного человека требует периодического отрыва от индустриально-урбанистического окружения и отдыха, сопровождающегося эмоциональной разгрузкой. Подобную задачу может хорошо выполнить туристская поездка в сочетании с правильно организованной программой, анимационным сопровождением. Само понятие анимации в туризме рассматривают многие специалисты, занимающиеся вопросами туризма и анимации в туризме в частности.

Так «Туристический терминологический словарь» под редакцией Зорина И.В., Квартальнова В.А. дает понятие анимации как комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени [5, с. 20].

Третьякова Т.Н. в своем учебном пособии «Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме» определяет понятие анимации как разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени. В частности, выделяя вытекающее понятие анимационный сервис — деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересные, развивающие и духовно обогащающие досуговые программы туристского пребывания [9, с. 3]. Как видно, при определении анимации в туризме, используются термины свободного времени и досуга, во главу ставятся программы по этому досугу, а Третьякова Т.Н. делает акцент на духовном обогащении туристов при проведении досуговых программ.

Другие специалисты рассматривают анимацию в туризме, как услугу, которая повышает конкурентоспособность туристского предприятия. Анимация — это своеобразная услуга, преследующая цель — повышение качества обслуживания, и в то же время — это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель — продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности. Такое определение туристской анимации дают Н.И. Гаранин и И.И. Булыгина в учебном пособии «Менеджмент туристской и гостиничной анимации» [2, с. 5].

Также понятие туристская анимация рассматривается Власовой Т.И. в учебном пособии «Анимационный менеджмент в туризме», как туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие, способствующее его рекреации, а также она преследует цель активного продвижения туристского продукта и роста доходности туристского бизнеса за счет повышения качества обслуживания туристов и расширения количества предоставляемых услуг.

Автор Журавлева М.М. рассматривает туристскую анимацию как разновидность туристской деятельности, осуществляемой в туркомплексе, отеле, круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Журавлева М.М. подчеркивает, что туристская анимация основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, прилагаемых анимационной программой туркомплекса [4, c. 36]. Значимым, по ее мнению, является то, что анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, рождает у них новые потребности и, прежде всего, потребности в творчестве. Ведь научно доказано, что любой вид целенаправленной человеческой деятельности при условии превращения последней в самодеятельность, то есть в деятельность, свободную от внешнего принуждения, становится основой развития и приложения сущностных сил личности [4, c. 13].

Современному потребителю туристских услуг необходимо включение анимации для лучшего восприятия информации, ее запоминания и быстрого воспроизводства в памяти. Особую роль туристская анимация играет в формировании экскурсионных программ, которые за последнее время становятся особым критерием в выборе туристского продукта. Именно для улучшения качества и новизны экскурсионных маршрутов должна использоваться туранимация.

Непосредственно понятие анимации в экскурсии ни в одном рассматриваемом нами учебном пособии не раскрыто. Однако в последнее время практиками активно внедряется анимационная деятельность в экскурсионные программы. Ярким примером являются экскурсии по Казанскому Кремлю с различной тематикой анимационных программ [7]. Предложения туроператоров по внутреннему туризму в городе Борисов Минской области также отличаются широким выбором экскурсий с анимацией [10].

На примере с. Ташла Самарской области мы предлагаем разработанный экскурсионный маршрут «Светлая Пасха в Ташле» с элементом анимации.

Небольшое волжское село Ташла обладает уникальными туристскими ресурсами религиозной тематики и является одним из самых популярных туристских объектов Самарской области.

На сегодняшний момент на внутреннем туристском рынке мы видим много предложений туристских предприятий по разработке экскурсионных программ. Одним из приоритетных направлений являются экскурсионные маршруты религиозной направленности.

Религия занимает важное место в жизни человека, а грамотно составленная экскурсия поможет человеку разобраться в ее тонкостях и сформировать собственное отношение к ней и найти свое место в мире и общественной жизни. Поэтому рассмотрение религиозных объектов в туризме является очень актуальным. Более того, правильно составленная экскурсия привлечет большое количество туристов, что послужит развитию религиозного туризма в регионе, области.

Самарская область обладает большим потенциалом, с точки зрения развития религиозного туризма. Одним из уникальных религиозных объектов Самарской области является село Ташла, известное не только в России, но и за рубежом [3, с. 5].

Экскурсия по с. Ташла разработана специально в преддверии главного православного праздника в жизни христиан.

У экскурсантов будет возможность посетить главные достопримечательности села: окунуться и набрать воды в Святом источнике, посетить Свято-Троицкий храм и увидеть собственными глазами чудотворную икону Божией Матери — «Избавительница от бед», известную своей необыкновенной историей, которую поведает экскурсовод.

После посещения вышеуказанных объектов экскурсантам предоставляется возможность совместить отдых и в тоже время узнать новую информацию с помощью специально разработанной анимационной программы «Роспись яиц в Светлую Пасху». Экскурсанты узнают обряд крашения яиц, о его истории, методе и сами смогут поучаствовать в этом процессе, а именно — раскрасить яйцо по представленным им образцам и таким образом оставить себе на память оригинальный сувенир об экскурсии.

Туристская анимация в контексте данной экскурсии помогает раскрыть общее представление о Великом празднике и показать тонкости знаменитого обряда, пришедшего к нам много лет назад.

На обратной дороге домой с экскурсантами проводятся викторины, опросы, насколько хорошо у них отложились знания в процессе проведения экскурсии. А самого активного участника ждет вознаграждение.

Экскурсия может проводиться неоднократно, в преддверии других религиозных праздников, с изменением элемента анимации в зависимости от тематики.

Таким образом, понятие анимация или туранимация — это новое направление в туризме, которое, однако, в той или иной форме существовало и раньше, но имело другие названия и способы выражения. На современном этапе развития туризма, анимация начинает занимать одно из ведущих мест в структуре туристского продукта. Чем многограннее и интереснее построена анимационная программа экскурсии или путешествия в целом, тем больше туристов имеют желание приобрести туристский продукт, следовательно, это повышает рейтинг данного продукта.

По нашему мнению, туристская анимация особую роль играет в формировании экскурсионных маршрутах. С ее помощью улучшается качество не только экскурсии, но и туристского продукта в целом, повышается интерес самих туристов к таким экскурсиям, которые приобретают современный и познавательный характер. Анимация здесь выступает и как игра, и как новая форма познания чего-либо, и как средство коммуникации участников друг с другом, а также выполняет многие другие полезные функции.

Непосредственное внедрение анимации в экскурсионные программы поможет сделать их более насыщенными и интересными для современного потребителя. Важно, чтобы туранимация носила организованный, культурно ориентированный характер. Именно с помощью анимации можно предоставить туристам более качественный отдых и расширить не только роль экскурсионных программ на рынке, но и продвинуть вперед развитие внутреннего туризма в целом.

 

Список литературы:

  1. Власова Т.И., Шарухин А.П., Панов Н.И. Анимационный менеджмент в туризме: уч. пособие. — М.: Академия 2010 — 312 с.
  2. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации — М.: Советский спорт 2004 — 127 с.
  3. Жалейка Л.М., Ташла — Святой уголок России моей — Самара: Книга 2006 — 130 с.
  4. Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций — Иркутск.: Мегапринт 2011 г. — 135 с.
  5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь — М.: Советский спорт, 1999 — 664 с.
  6. Кусков А.С. Основы туризма — М.: КНОРУС 2008 — 400 с.
  7. Официальный сайт ТА «Четыре сезона» [Электронный ресурс] Адрес доступа: URL: http://4s.by/ (дата обращения: 25.03.2013 г.)
  8. Официальный сайт Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». [Электронный ресурс] Адрес доступа: URL: http://www.kazan-kremlin.ru/tour/service/ (дата обращения: 25.03.2013 г.)
  9. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. — М.: Академия 2008 — 191 с.