Статья:

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Гурьмова К.Я. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2.pdf (дата обращения: 28.07.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 24 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Гурьмова Калерия Яковлевна
студент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Попов Виктор Алексеевич
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

В настоящее время проблема наркотизации молодежи приняла угрожающие размеры, и если в средней школе профилактика употребления ПАВ имеет конструктивный характер, то в высшей школе она менее разработана и носит эпизодический, мероприятийный характер. В большинстве случаев пропускается первый этап — мониторинг отношения и употребления ПАВ студенческой молодежи. Отсюда получается, что все мероприятия как бы они не были хорошо организованы теряют свое педагогическое воздействие. Мы провели исследование отношения к употреблению ПАВ на основание, которого будет предложена комплексная программа профилактики употребления ПАВ среди студенческой молодежи [1].

В нашем исследовании приняли участие группа студентов четвертого курса исторического факультета Владимирского государственного университета им А.Г. и Н.Г. Столетовых (24 чел.) из которых 18 девушек, 6 молодых людей, в возрасте от 20 до 22 лет. Из них никто к уголовной ответственности никто не привлекался, из неполных семей 5 человек, 5 человек учится на «отлично» и «хорошо», 5 человек на «отлично», остальные на «удовлетворительно» и «хорошо». В общежитие проживают 12 человек. В ходе наблюдения было выявлено, что коллектив разрознен, нет единой цели в обучении. Исследование проводилось в мае—октябре 2012 года. В исследование использовалась анкета по выявлению знаний и отношения к употреблению ПАВ, проводились индивидуальные и коллективные беседы.

Прежде всего, мы попытались выяснить, с каким психоактивным препаратом и с каким количеством их употребления молодые люди связывают понятие "наркоман". Минимальной опасностью, с их точки зрения, является эпизодическое употребление марихуаны. В целом, лишь 19 % опрошенных определили курение марихуаны время от времени как признак наркомании. Хотя большинство (75,5 %) определяют регулярное курение марихуаны как проявление наркомании. Было выяснено, что употребление наркотиков вообще и наркомания молодежью воспринимаются далеко не одинаково. Наркомания у них связывается прежде всего с употреблением «тяжелых» наркотиков, и в меньшей степени — с психотропными веществами таких как амфетаминов. В последнем случае определяющими факторами являются регулярность и частота употребления. Эпизодическое употребление наркотиков, по мнению респондентов, не опасно.

Употребление ПАВ — уже обычное явление для подавляющего большинства молодых людей. Большая часть респондентов (80 %) говорят о ухудшении проблемы наркомании в современном российском обществе в течение последних 8 лет.

Мы сделали попытку выяснить, насколько рaспространено употребление наркотиков в молодежной среде. Для этого использовали блок вопросов, касающихся информированности респондентов об употреблении наркотиков в их окружении, в том числе близком. Ответы респондентов показали: больше половины опрошенных отметили факт употребления ПАВ в ВУЗе. Если употребление наркотических веществ в ВУЗе можно оценить как косвенный фактор риска, то их распространение в ближайшем окружении учащихся — в группекак прямой. Такому риску подвергаются 18,75 % респондентов. Эта часть студентов была отнесена к группе риска. Еще один фактор возможного риска, выявленный в ходе исследования, — распространение наркотиков не только в учебном заведение но и дома.

Представления молодых об опасности и распространении наркомании, очевидно, сформированы под влиянием СМИ и носят поверхностный характер. Однако ответы на вопрос «Поменяется ли Ваше отношение к другу или знакомому, если Вы узнаете, что он стал на постоянной основе употреблять наркотики?» — показали ясное понимание большинством молодежи, что общение с наркоманом чревато последствиями для окружающих но, прежде всего, наркомания — проблема для него самого.

Можно сделать первое предварительное предположение об объективных факторах, способствующих наркотизации данной группы молодежи. Во-первых, это городская среда, дaющая возможность спрятаться от опеки родителей, институтов образования и предлагающая множество возможностей реализации гедонистических и саморазрушительных устремлений молодежи. Во-вторых, потеря социальных связей и отсутствие единой системы социального контроля. В особенности действие этого фaктора усугубляется вследствие разрыва социальных связей, характерного для тех, кто покинул бывшее oкружение и устоявшуюся систему социальных связей из-за учебы и переехал в условия с подавляющим микрогрупповым социальным контролем (общежитие), нормы которого трудноопределимы и расплывчаты, а основное требование, предъявляемое индивиду, — полная поведенческая идентичность окружению.

В ходе проведения индивидуальных бесед было выявлено, что в иерархии факторов, способствующих наркотизации молодежи, первое место занимает естественное стремление людей их возраста искать новые, неизведанные впечатления (этот фактор отметили 65,5 % респондентов). С этим фактором пересекаются социально-экономические условия — отсутствие реальных жизненных перспектив (доходов, карьерного роста и др.) — 29,5 %. Вслед за ними располагаются факторы социокультурного и социально-психологического порядка: воздействие СМИ (25,5 %) и конфликты между поколениями — с родителями (25,25 %). Нехватка общения со сверстниками ставится респондентами на пятое место (21,25 %). Интересы криминала, занятого наркотрафиком, и отсутствие информации о вреде наркотиков (16,25 % и 14,75 % соответственно) занимают шестое место

Также было выяснено, что 32 % респондентов курят, один студент признался что очень часто употребляет алкогольные напитки («практически каждый день»), 60,9 % употребляют алкоголь раз в месяц, 21 % — раз в неделю, остальные затруднились ответить на этот вопрос. Было выявлено, что 55—73 % учащихся считают маловероятным, чтобы негативные последствия употребления алкоголя затронули лично их.

Значения показателей, говорящих о регулярном или проблемном потреблении наркотиков относительно низки. Явные формы потребления ПАВ в исследованной группе носят единичный характер.

Тем не менее, к группе «риска» можно отнести 18,75 % респондентов, в поведении которых присутствуют те или иные проявления, угрожающие их физическому и психическому здоровью.

Исходя из результатов мониторинга мы рекомендуем программу профилактики употребления ПАВ.

Целями которой являются:

  • Предупреждение употребления психоактивных веществ студентами ВУЗов;
  • обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи

  • Мониторинг ситуации употребления ПАВ и выявление группы риска;
  • Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
  • Воспитание негативного отношения к употреблению ПАВ среди учащихся средних школ;
  • Повышение компетенции родителей в сфере профилактики употребления ПАВ;
  • Повышение эффективности взаимодействия педагогов, специалистов смежных областей и социально-значимого окружения учащегося по противодействию употреблению ПАВ;
  • Повышение квалификации педагогов в сфере профилактики употребления ПАВ.

Основные направления

  • Работа по выявлению группы риска;
  • Работа по созданию информационной базы по профилактике употребления ПАВ.

Содержание программы.

  Профилактическая работа состоит из двух частей:

  1. Информационная часть:

Распространение агитационных листовок, выпуск газет; проводится без вмешательства в учебную деятельность.

  1. Практическая часть включает в себя несколько этапов:

Диагностический. Проведения мониторинга. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа — информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление студентов группы риска.

Проведение мероприятий творческого характера: семинары, конференции, диспуты и дискуссии, тренинги, игровые занятия, издание информационных листков и газет о ЗОЖ, плакатов, создание научно-исследовательских и социальных проектов, создание лучшего рекламного ролика, издание журнала.

Предполагаемые результаты.

Программа включает в себя обучение навыкам эффективного общения со сверстниками, уверенности в себе, умению управлять своими эмоциями, укреплению связи с семьей и другими значимым окружением, критическому осмыслению своих действий.

Показателем эффективности программы является: повышение процента занятости студентов, активно участвующих в общественной деятельности образовательного учреждения; повышение уровня организованности; улучшение социальной адаптации и предотвращение дезадаптации студентов; создание положительная мотивация на здоровый образ жизни.

 

Список литературы:

  1. В.А. Попов, З.В. Коробкина Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Учебное пособие, ISBN 978-5-7695-7365-1