ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В настоящее время проблема наркотизации молодежи приняла угрожающие размеры, и если в средней школе профилактика употребления ПАВ имеет конструктивный характер, то в высшей школе она менее разработана и носит эпизодический, мероприятийный характер. В большинстве случаев пропускается первый этап — мониторинг отношения и употребления ПАВ студенческой молодежи. Отсюда получается, что все мероприятия как бы они не были хорошо организованы теряют свое педагогическое воздействие. Мы провели исследование отношения к употреблению ПАВ на основание, которого будет предложена комплексная программа профилактики употребления ПАВ среди студенческой молодежи [1].
В нашем исследовании приняли участие группа студентов четвертого курса исторического факультета Владимирского государственного университета им А.Г. и Н.Г. Столетовых (24 чел.) из которых 18 девушек, 6 молодых людей, в возрасте от 20 до 22 лет. Из них никто к уголовной ответственности никто не привлекался, из неполных семей 5 человек, 5 человек учится на «отлично» и «хорошо», 5 человек на «отлично», остальные на «удовлетворительно» и «хорошо». В общежитие проживают 12 человек. В ходе наблюдения было выявлено, что коллектив разрознен, нет единой цели в обучении. Исследование проводилось в мае—октябре 2012 года. В исследование использовалась анкета по выявлению знаний и отношения к употреблению ПАВ, проводились индивидуальные и коллективные беседы.
Прежде всего, мы попытались выяснить, с каким психоактивным препаратом и с каким количеством их употребления молодые люди связывают понятие "наркоман". Минимальной опасностью, с их точки зрения, является эпизодическое употребление марихуаны. В целом, лишь 19 % опрошенных определили курение марихуаны время от времени как признак наркомании. Хотя большинство (75,5 %) определяют регулярное курение марихуаны как проявление наркомании. Было выяснено, что употребление наркотиков вообще и наркомания молодежью воспринимаются далеко не одинаково. Наркомания у них связывается прежде всего с употреблением «тяжелых» наркотиков, и в меньшей степени — с психотропными веществами таких как амфетаминов. В последнем случае определяющими факторами являются регулярность и частота употребления. Эпизодическое употребление наркотиков, по мнению респондентов, не опасно.
Употребление ПАВ — уже обычное явление для подавляющего большинства молодых людей. Большая часть респондентов (80 %) говорят о ухудшении проблемы наркомании в современном российском обществе в течение последних 8 лет.
Мы сделали попытку выяснить, насколько рaспространено употребление наркотиков в молодежной среде. Для этого использовали блок вопросов, касающихся информированности респондентов об употреблении наркотиков в их окружении, в том числе близком. Ответы респондентов показали: больше половины опрошенных отметили факт употребления ПАВ в ВУЗе. Если употребление наркотических веществ в ВУЗе можно оценить как косвенный фактор риска, то их распространение в ближайшем окружении учащихся — в группе — как прямой. Такому риску подвергаются 18,75 % респондентов. Эта часть студентов была отнесена к группе риска. Еще один фактор возможного риска, выявленный в ходе исследования, — распространение наркотиков не только в учебном заведение но и дома.
Представления молодых об опасности и распространении наркомании, очевидно, сформированы под влиянием СМИ и носят поверхностный характер. Однако ответы на вопрос «Поменяется ли Ваше отношение к другу или знакомому, если Вы узнаете, что он стал на постоянной основе употреблять наркотики?» — показали ясное понимание большинством молодежи, что общение с наркоманом чревато последствиями для окружающих но, прежде всего, наркомания — проблема для него самого.
Можно сделать первое предварительное предположение об объективных факторах, способствующих наркотизации данной группы молодежи. Во-первых, это городская среда, дaющая возможность спрятаться от опеки родителей, институтов образования и предлагающая множество возможностей реализации гедонистических и саморазрушительных устремлений молодежи. Во-вторых, потеря социальных связей и отсутствие единой системы социального контроля. В особенности действие этого фaктора усугубляется вследствие разрыва социальных связей, характерного для тех, кто покинул бывшее oкружение и устоявшуюся систему социальных связей из-за учебы и переехал в условия с подавляющим микрогрупповым социальным контролем (общежитие), нормы которого трудноопределимы и расплывчаты, а основное требование, предъявляемое индивиду, — полная поведенческая идентичность окружению.
В ходе проведения индивидуальных бесед было выявлено, что в иерархии факторов, способствующих наркотизации молодежи, первое место занимает естественное стремление людей их возраста искать новые, неизведанные впечатления (этот фактор отметили 65,5 % респондентов). С этим фактором пересекаются социально-экономические условия — отсутствие реальных жизненных перспектив (доходов, карьерного роста и др.) — 29,5 %. Вслед за ними располагаются факторы социокультурного и социально-психологического порядка: воздействие СМИ (25,5 %) и конфликты между поколениями — с родителями (25,25 %). Нехватка общения со сверстниками ставится респондентами на пятое место (21,25 %). Интересы криминала, занятого наркотрафиком, и отсутствие информации о вреде наркотиков (16,25 % и 14,75 % соответственно) занимают шестое место
Также было выяснено, что 32 % респондентов курят, один студент признался что очень часто употребляет алкогольные напитки («практически каждый день»), 60,9 % употребляют алкоголь раз в месяц, 21 % — раз в неделю, остальные затруднились ответить на этот вопрос. Было выявлено, что 55—73 % учащихся считают маловероятным, чтобы негативные последствия употребления алкоголя затронули лично их.
Значения показателей, говорящих о регулярном или проблемном потреблении наркотиков относительно низки. Явные формы потребления ПАВ в исследованной группе носят единичный характер.
Тем не менее, к группе «риска» можно отнести 18,75 % респондентов, в поведении которых присутствуют те или иные проявления, угрожающие их физическому и психическому здоровью.
Исходя из результатов мониторинга мы рекомендуем программу профилактики употребления ПАВ.
Целями которой являются:
- Предупреждение употребления психоактивных веществ студентами ВУЗов;
- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Задачи
- Мониторинг ситуации употребления ПАВ и выявление группы риска;
- Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
- Воспитание негативного отношения к употреблению ПАВ среди учащихся средних школ;
- Повышение компетенции родителей в сфере профилактики употребления ПАВ;
- Повышение эффективности взаимодействия педагогов, специалистов смежных областей и социально-значимого окружения учащегося по противодействию употреблению ПАВ;
- Повышение квалификации педагогов в сфере профилактики употребления ПАВ.
Основные направления
- Работа по выявлению группы риска;
- Работа по созданию информационной базы по профилактике употребления ПАВ.
Содержание программы.
Профилактическая работа состоит из двух частей:
- Информационная часть:
Распространение агитационных листовок, выпуск газет; проводится без вмешательства в учебную деятельность.
- Практическая часть включает в себя несколько этапов:
Диагностический. Проведения мониторинга. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа — информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление студентов группы риска.
Проведение мероприятий творческого характера: семинары, конференции, диспуты и дискуссии, тренинги, игровые занятия, издание информационных листков и газет о ЗОЖ, плакатов, создание научно-исследовательских и социальных проектов, создание лучшего рекламного ролика, издание журнала.
Предполагаемые результаты.
Программа включает в себя обучение навыкам эффективного общения со сверстниками, уверенности в себе, умению управлять своими эмоциями, укреплению связи с семьей и другими значимым окружением, критическому осмыслению своих действий.
Показателем эффективности программы является: повышение процента занятости студентов, активно участвующих в общественной деятельности образовательного учреждения; повышение уровня организованности; улучшение социальной адаптации и предотвращение дезадаптации студентов; создание положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Список литературы:
- В.А. Попов, З.В. Коробкина Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Учебное пособие, ISBN 978-5-7695-7365-1