ПРЕДМЕТНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРЕДМЕТНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Начало третьего тысячелетия характеризуется качественным преобразованием содержания труда, повышением уровня мобильности и конкурентоспособности специалистов в различных сферах профессиональной деятельности, расширением поля этой деятельности, потребностью в овладении новыми профессиями, появившимися на рынке труда.
Профильные классы представляют собой способ поиска формирования профессионального самоопределения в школе. Особенность данных классов заключается в профессиональной ориентации и подготовке обучающихся к дальнейшему освоению определенной профессии.
Профильное обучение — это система специализированной подготовки школьников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Среднее (полное) общее образование — завершающая ступень общего образования, направленная на обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся, содействие их общественного и гражданского самоопределения. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности. Эффективная реализация этих целей возможна при введении профильного обучения.
Профилизация оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — в выборе профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составит его индивидуальную образовательную линию.
Базовые общеобразовательные курсы — курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Но, к сожалению, базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор.
На помощь «приходят» профильные общеобразовательные курсы — курсы федерального компонента, повышенного уровня, которые определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения.
В совокупности базовые и профильные образовательные курсы определяют состав компонента базисного учебного плана.
В основе принцип построения федерального базисного учебного плана лежит идея двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта по каждому учебному предмету.
Для построения индивидуальных образовательных программ служат элективные курсы. Они как бы «надстраивают» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей обучающихся.
Элективные курсы — обязательные курсы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Они делятся на три вида: предметные, межпредметные и профориентационные.
Элективные курсы выполняют следующие основные функции:
- «надстройка» профильного курса;
- развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека [2, с. 16].
Предметный элективный курс «Комплексные числа и операции над ними» разработан для обучающихся старших классов школ с углубленным изучением математики. Знакомство с комплексными числами представляется важным, поскольку эти числа являются логическим завершением развития понятия числа в курсе алгебры и начал анализа в средней школе.
Курс рассчитан на обучающихся, имеющих хороший уровень математической подготовки; данный курс способствует продолжению серьезного математического образования.
В процессе изучения курса предполагается проведение занятий в форме лекций и практик.
Цели и задачи курса:
- развитие интереса школьников к предмету;
- знакомство с идеей расширения понятий числа в математике;
- практическое применение комплексных чисел.
Ожидаемые результаты. В результате изучения курса обучаемые должны:
- уметь выполнять арифметические действия над комплексными числами, заданными в алгебраической форме;
- знать геометрическую интерпретацию комплексного числа, его модуля и аргумента;
- уметь переходить от записи числа в алгебраической форме к тригонометрической форме и обратно;
- уметь решать любые квадратные уравнения с действительными и мнимыми коэффициентами [1, с. 32].
Для реализации данного элективного курса создано электронное пособие «Комплексные числа и операции над ними. Пособие для учителя» в среде SanRav Book Editor. Пособие имеет следующую структуру:
- Введение
- Конспекты уроков
- Урок 1. Введение. Определение комплексного числа …
- Урок 17. Контрольная работа по теме «Комплексные числа».
- Сборник упражнений
- Упражнения.
- Дидактический материал.
- Комментарии и ответы к сборнику упражнений
- Комментарии и ответы к упражнениям.
- Комментарии и ответы к дидактическому материалу.
- Список литературы.
Создано электронное пособие «Комплексные числа и операции над ними. Пособие для обучающихся» в среде SanRav Book Editor. Пособие имеет следующую структуру:
- Сборник упражнений
- Упражнения
- Дидактический материал
- Комментарии и ответы к сборнику упражнений
- Комментарии и ответы к упражнениям
- Комментарии и ответы к дидактическому материалу.
Данные пособия оснащены гиперссылками, что позволяет пользователю быстро переходить из одной части учебника в другую. Пособие можно использовать при работе с интерактивной доской во время фронтальной работы, при проведении самостоятельных и контрольных работ.
Данный курс был апробирован на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кемерово и доказал свою эффективность: способствовал повышению уровню математического образования обучающихся и удовлетворению их познавательных интересов. Ученики с большим интересом посещали занятия, выполняли задания.
Список литературы:
- Богомолова С. Комплексные числа // Математика. — 2007. — № 14. — С. 32.
- Профильное обучение и предпрофильная подготовка. Нормативные рекомендации и опыт работы Федеральной экспериментальной площадки. — Томск.: ТОИПКРО, 2003. — 97 с.
- Сборник задач по теории функций комплексного переменного. Л.И. Волковысский, Р.Л. Лунц, И.Г. Арамалович. — «Наука», 1970. — 320 с.