Статья:

МУЖСКОЙ КАЗАЧИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Шаврина М.К. МУЖСКОЙ КАЗАЧИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2.pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЖСКОЙ КАЗАЧИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Шаврина Маргарита Константиновна
студент 3 курса ГБОУ ВПО СГПИ, г. Ставрополь
Алексеева Анастасия Александровна
научный руководитель, научный руководитель, соискатель ученой степени кандидата педагогичских наук, ассистент кафедры хореографии ГБОУ ВПО Ставропольский госудаственный педагогический институт

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. В России, за последние несколько лет, произошло значительное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию. Выявлено и сочетание нескольких хронических заболеваний у каждого второго учащегося школ.

«Хочешь быть здоровым — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай» — когда-то ещё древние греки высекли эту надпись на камне.Важнейшим трудом учителя и воспитателя, является забота о здоровье. Использование во время занятий здоровье — сберегающих технологий — необходимость современного времени. Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям. Целью преподавателя является научить ребенка заботиться о здоровье, предупреждать болезни и «выживать» в различных жизненных ситуациях [6].

Танец, как основа хореографического искусства, заключает в себе огромные возможности воздействия на ребенка, так как способен улучшить состояние его физического здоровья и эмоционально-волевую сферу. В современном мире танцевальное искусство становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой и физически совершенной личности. С помощью систематического хореографического образования и воспитания учащиеся могут овладеть общей эстетической и танцевальной культурой, физическим здоровьем, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства [1].

В настоящее время отмечено, что у детей юношеского возраста наблюдается затухание эмоциональной отзывчивости на национальную музыку и танцы, снижение интереса к народной культуре, а иногда и ее агрессивное неприятие. В этом случае, народный танец, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, выступает как мощное средство воспитания подрастающего поколения, как одно из средств приобщения ребенка к истокам национальной культуры, формирование нравственных и творческих качеств личности [1]. Современная молодежь подвержена влиянию запада, что значительно сказывается на русской народной культуре, которую, что самое страшное, считаю неким позором, как например исполнение песен и танцев, поскольку они не вписываются в новые тенденции данного поколения. Но даже при таком раскладе жизни, все равно в каждом уголке нашей Родины, есть те самые, духовно развитые личности, которую возрождают и поднимают культуру своего народа.

В связи с подъемом национального самосознания у народов, населяющих Российскую Федерацию, наблюдается устойчивое повышение интереса к истории и культуре как России в целом, так и ее многочисленных этнических образований. Среди этих этнических образований особое место занимает казачество, как уникальное явление русской истории. Казачество — определяется, как явление сугубо русской жизни. Это не просто военное сословие, не просто очень жизнеспособный военный механизм, а нечто гораздо большее. Заслуги казачества перед Российским государством Л.Н. Толстой 2 апреля 1870 года оценил следующими словами: «Вся история России сделана казаками» [8].

От участия в народных волнениях к роли опоры государства, от вольных набегов к регулярной службе — казачество прошло сложный путь, выполняя различные социальные функции на каждом этапе своей истории. Процессы внутренней эволюции казачества, его трансформации в военно-служилое сословие все чаще попадают в поле зрения исследователей [5].

На протяжении веков казачий жизненный уклад формировал в одном человеке лихого наездника, воина и охотника. Военно-физическое воспитание сопровождало казака с раннего детства. Преданность своему войску, любовь к родному краю, было основной идеей в воспитании казаков. Система имела четко выраженную прикладную направленность, и основной ее целью было подготовить к военной и трудовой деятельности. Процесс такого систематического воспитания охватывал все мужское население от детского до пожилого возраста. Не только во время игр систематически проводилась военно-физическая подготовка, но и при помощи охоты, смотров, праздников, военных походов. Время подтвердило высокую эффективность казачьей системы военно-физической подготовки [8].

Расположение казаков, на территориях, среди окружавших их горцев, значительно повлияло на формирование данной системы. Приняв многое из их боевого искусства, пишет М. Арнольди, «кавказское казачество, находясь при одинаковых военных потребностях со своими соседями, не отставало от них в военных стремлениях». Мысль ученого продолжает Г.И. Филипсон: «…казаки многое заняли от горцев: джигитовку, удальство и блестящую храбрость». В последствии, кавказский солдат, по неволе забыл свои уставы и предался изучению тонкостей и особенностей военного искусства горцев. Одним из самых известных танцев у казаков, является лезгинка, в которой ярко выражено присутствие танцевальных элементов и характера перенятого у соседей горцев, что не исключает факт влияния горских традиций, на систему физического воспитания казаков. Современные исследователи не отрицают, что казачество действительно переняло выше перечисленные черты у кавказцев [4].

В казачьей воинской ментальности переход юноши в новый социально-возрастной класс воинов считался важным этапом и был связан с внешним и внутренним проявлением физической и социальной готовности казака к выполнению обязанностей взрослого члена военной общины [7]. Военно-физическое воспитание уделяло большое внимание подготовке по владению холодным оружием: шашкой, кинжалом и нагайкой. С середины XIX века у казака «кинжал стал азиатский с произвольной оправою, привешиваемой к поясу, а шашка — азиатского образца с произвольной отделкой». Можно отметить и то, что заимствование у соседей-горцев холодного оружия и связанная с этим смена оружия вынуждала казаков вводить в систему военно-прикладной подготовки новые элементы, позволяющие сформировать навыки уверенного владения шашкой и кинжалом. Весьма эффективным оружием в ближнем бою у казаков была нагайка — старинное казачье оружие. Уважительное отношение к этому виду оружия проявляется в казачьем фольклоре: «Казак без нагайки — что монах без молитвы», «Нагайкой владеешь — силу имеешь» [2].

Казаков обучали владению шашкой, кинжалом и нагайкой с самого детства. Существовал специальный комплекс тренировочных упражнений, которые способствовали постановки удара при рубке шашкой [2].

Шолохов пишет о шашке как об одушевленном существе: она у него «взвизгивает», «со свистом рассекает струю встречного ветра», издает «режущий посвист». «Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца» — подобных эпизодов в романе немало. Элементы выполняемые шашкой, давали возможность казаку стать физически развитым, например круговое вращение шашки рукой, согнутой в локте, считалось одним из важнейших упражнений рубки, делающих кисть сильной и подвижной. Кстати, более-менее сносно можно крутить только кавказские и казачьи шашки без эфеса. Строевая солдатская шашка для этого тяжела, к тому же эфес делает это упражнение почти невозможным [5].

Основным приемом, используемым верхнекубанцами для отработки владения шашкой, была «мельница», которая представляла собой рубку двумя шашками на перетянутых через седло укороченных стременах, что позволяло вставать на коне в полный рост и уходить от ударов [2]. Оружие — мужской фетиш, к которому представители сильной половины человечества благоговели во все времена. Этот атрибут мужественности присутствовал и воспевался во всех видах искусства. Но наиболее ярко, живо, потрясающе холодное оружие представлено в танце. В казачьих танцах с саблями, клинком, кинжалом эмоциональная мотивация танцора очень велика. Стальное оружие само по себе обладает сильной энергетикой, придает мужественности, уверенности и где-то даже подстегивает ту скрытую агрессию, которая заложена природой в любом мужчине. Именно танец — это самовыражение. Рукоятка кинжала или сабли в руке танцующего мужчины позволяет выразить себя вдвойне эмоционально. Ярким примером вышесказанного может послужить и Государственный казачий ансамбль песни и пляски «Ставрополье», где репертуар содержит как военную, так и бытовую тематику, подчеркивающую характерные черты присущие казачеству в целом [5].

Танец с саблями, в данное время, имеет лишь культурное и историческое значение. Совсем недавно, его практическая значимость имела высокий статус в жизни общества. По известным всем данным, казаки, в частности, использовали танец с саблями перед боем, чтобы разогреть себя, распалить боевой дух собственного войска, уничтожить страх. Невзирая на возможную гибель от шальной пули, казаки, считали высшей доблестью исполнить танец с саблями на глазах у врага. В таком, своего рода, поведении присутствует тонкий психологический момент. Танец с саблями был направлен еще и на подавление воли, и устрашение противника. Судя по репутации казаков, как бесстрашного боевого братства, этот элемент «имиджа» использовался весьма успешно [7].

Казачий пляс был тесно связан не только с войсками, но и с бытовой жизнью народа, а так же он бурно проявлялся как в станичных, так и в военных праздниках. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве.

Немало произведений в русской литературе, где писатели затрагивают искусство, придавая ему яркие выразительные черты, посредством красочного описания, того или иного праздника, отдельных элементов творческой деятельности, а так же воспевая о могучей силе культурного наследия, призывая сохранять и дополнять его. Вот так, например, описывает гульбу с пляской в Запорожской Сечи Н.В. Гоголь: «Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов» [2].

Казачьи танцы («казачок», «гопак») и игры занимали важное место в системе традиционной физической культуры, так как в них заложены основные базовые движения для овладения двигательной культурой. Создавались они совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу. Присядка у казаков характеризовалась умением казака выжить на поле боя, оставшись без коня. То есть он ловко и быстро мог увернуться от ударов противника, присев и проскочив под коня, и воткнув шашкой снизу, как самого коня, так и противника [7].

Под влиянием военизированного быта и контактов с горцами ко второй половине XIX века в кубанских станицах повсеместно распространились танцы военно-спортивной направленности, соединявшие в себе элементы искусства и боевой подготовки. К таким танцам относятся «Шамиль», «Наурская», «Лезгинка». Основными танцевальными движениями юношей были различные действия с обнаженными шашками. С помощью этих танцев казаки добивались высокого физического и психологического настроя на предстоящие боевые действия, в частности — на рукопашную схватку с применением холодного оружия [9].

Казачий танец помогает юношам раскрепоститься, раскрыть свои нераскрытые способности физического и духовного мира. Этот процесс нередко наблюдается в различных танцевальных ансамблях, где каждый новый пришедший в группу человек, с течением времени начинает, посредством желания, достигать больших успехов в самосовершенствовании.

Гопак, как зажигательный, страстный, неудержимый и отчаянный танец, включает в себя сложные физические приемы, в которых и на сегодняшний день заметна боевитость духа, вера в собственные силы, порыв к жизни, напряжение своих духовных и физических сил, наступательный и оборонительный характер действий, торжество победы. Психофизический и историко-этнографический «разрез гопака убеждает в том, что все сохранившиеся на сегодня элементы — сложные акробатические упражнения, много ударов ногами и руками — были составными самозащиты наших предков в борьбе с врагами». По мнению В.А. Артикула, боевой гопак представляет собой прыжковую систему дальнего боя, не уступающую мировым стилям восточной борьбы. По мнению Е.Н. Приступы и В.С. Пилата, в гопаке выделяются два основных компонента: основы физической и психической подготовки казаков для личной защиты и поражения противника. В повседневной жизни они реализовались в гармоничном сочетании с моральным, военным и патриотическим воспитанием, существенно дополняя друг друга. А так же можно выделить и прикладной характер гопака, который заключается в овладении средствами и методами ведения поединка [4].

Таким образом, можно говорить об огромных возможностях казачьей танцевальной культуры в физическом воспитании подрастающего поколения. Историческая культурная среда окружает человека с детства, в ней он приобретает нравственную и физическую силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, города, села. Она становится неотъемлемой частью его жизни, источником воспоминаний о событиях и встречах, необходимым условием возникновения чувства духовной «оседлости», привязанности к родным местам, живительные основы патриотизма и любви к Отечеству.

 

Список литературы:

  1. Валиуллина М.П. В мире народного танца: инновационная образовательная программа / Валиуллина М.П. — Фешкова Г.С. — Нефтюганск: «Центр дополнительного образования детей «Поиск», 1999. — С. 2.
  2. Гомзякова Н.Н., Коровин В.М. // Военно-исторический журнал/ № 2, 2007. — С. 63—64.
  3. Допечатная подготовка выполнена в Редакционно-издательском центре Министерства обороны РФ Отпечатано в ООО «Красногорская типография». /«Военно-исторический журнал»/, 2007.
  4. Ермолин А.П. Революция и казачество (1917—1920 гг.). — М, 2002. — С. 132—133.
  5. Максимов С. Русские воинские традиции. — Москва, Вече, 2010. — С. 93.
  6. Папшева В.В. Форирование экологической культуры школьника — залог его здоровья// [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: nsportal.ru/shkola/raznoe/library/formirovanie-eklogicheskoi-kultury-shkolnika.
  7. Сопов А.В. Историография вопроса о происхождении казачества// ru. narod. Ru / bks / problem / istoriog. htm.
  8. Тикиджьян Р.Г. Казачество России. Военно-исторический и правовой аспект: информационно-справочные материалы. — Ростов-на-Дону, 2008. — С. 16.
  9. Шпиталь Г. Военная педагогика на Запорожской Сечи// [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: www.totalwars.ru/index.php/novoe-vremya/voennaya-pedagogika-na-zaporojskoj-sechi.html.