Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К СТРЕССОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СЕССИЙ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Гулгенова А.Б. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К СТРЕССОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СЕССИЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2.pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К СТРЕССОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СЕССИЙ

Гулгенова Альбина Бадмажаповна
БГУ, Педагогический институт, кафедра психологии детства, 07511м гр., магистрант
Доржиева Татьяна Владимировна
научный руководитель, руководитель, канд. психол. наук, доцент

В данной статье показаны результаты исследования формирования адаптации студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий, где была апробирована комплексная психологическая работа со студентами. Предложен практический путь решения проблемы снижения стрессового воздействия экзаменационных сессий и повышения продуктивности учебной деятельности студентов в вузе. Разработанная программа психологической помощи в адаптации студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий может с эффективностью применяться в практике психологической службы ВУЗа.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, психологическая помощь, стрессовые воздействия.

В современности профессиональная подготовка и образование связаны с актуализацией человеческого фактора (гуманизация образования) и нацелены на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. В начале вузовского обучения каждый первокурсник проходит сложный процесс адаптации. Перемена социальной среды развития, разногласия между индивидуальными особенностями студента и вузовскими требованиями, увеличение нагрузки, количества изучаемых предметов и многое другое вызывает у большинства молодых людей чувства замешательства, фрустрацию, стресс, тревогу, а некоторых случаях и полную дезадаптацию.

Поэтому в этой ситуации особое значение приобретает целенаправленное содействие вуза в процессе адаптации студентов. Ведь адаптация личности это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды (Петровский А.В.). При благоприятных условиях адаптация приводит личность к состоянию адаптированности, под которой понимают оптимальную реализацию внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере (Петровский А.В.).

Проблема процесса адаптации исследуется многими учёными достаточно широко. К настоящему времени накоплена богатая теоретическая и эмпирическая база исследований, посвященных процессу социально-психологической адаптации личности в зарубежной (Адлер А., Маслоу А., Роджерс К., Селье Г., Франкл В., Фрейд З., Хартман Х. и др.) и отечественной психологии (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Анохин П.К., Бодалев А.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Милославова И.А., Реан А.А. и др.).

Проблема исследования заключается в следующем: какова ситуация эффективности формирования адаптации у студентов к экзаменационному стрессу в процессе вузовского обучения. Решение этой проблемы составляет цель исследования: формирование адаптации студентов вузов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий.

Для решения проблемы исследования нами выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Систематизировать основные стратегические направления формирования адаптации студентов к условиям вузовского обучения.
  2. Разработать программу формирования адаптации студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий; апробировать и оценить ее эффективность.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Бурятского государственного университета, в Педагогическом институте с 2009 по 2011 гг., выборку испытуемых составили студенты в возрасте 18—20 лет. В эксперименте приняли участие 24 человека.

Апробация. Полученные в исследованиях данные были представлены в материалах конкурса студенческих грантов БГУ (Улан-Удэ, 2009); в ежегодных научно-практических конференциях БГУ (Улан-Удэ, 2010—2011 гг.). Результаты исследования докладывались в научно-исследовательскую часть БГУ. Данные были представлены на защиту выпускной квалификационной работы (2011 г.).

В изучении адаптации студентов была использована схема эксперимента, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Определены методики соответствующие задачам констатирующего этапа:

  1. Диагностика адаптивности, дезадаптивности (методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса К., Даймонда Р.)
  2. Диагностика уровня стрессоустойчивости (Бостонский тест на стрессоустойчивость (анализ стиля жизни)
  3. Диагностика уровня конфликтности во взаимоотношениях (Тест интерперсональной диагностики Лири Т.)
  4. Диагностика уровня тревожности (Методика самооценки тревожности Спилберга Ч.Д., Ханина Ю.Л.)
  5. Индивидуально-типологические свойства (Тест-опросник Айзенка Г. EPI)

Основной целью формирующего эксперимента являлась составление и реализация программы формирования адаптации студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий. В формирующем этапе участвовали все студенты экспериментальной группы — 24 человека, из них мы выделили группу неадаптированных студентов — 7 человек. Программа была проведена нами с марта по апрель 2011 г.

На контрольном этапе, чтобы выявить эффективность формирующего эксперимента использовались те же методики, что и на констатирующем.

Диагностика. В ходе измерения уровня социально-психологической адаптации по методике Роджерса К. и Даймонда Р. реципиенты экспериментальной группы разделились на две группы по уровню адаптивности: адаптированные (высокий уровень адаптивности) и неадаптированные (низкий и средний уровни адаптивности). 4 студента (4 %) имеют высокий уровень адаптивности, а остальные 20 человек (82 %) составили группу неадаптированных студентов.

По результатам методики Бостонского теста «Анализ стиля жизни» выявилось, что у 8 студентов (36 %) низкий уровень, то есть они подвержены стрессам, которые оказывают существенное негативное влияние на их жизнедеятельность. У 5 студентов (20 %) — средний уровень это значит, что стрессовые воздействия оказывают на них немалое влияние и не очень сильно сопротивляются. А у 11 (46 %) опрошенных студентов нормальный уровень стресса, соответствующий в меру напряженной жизни активного студента. Но нет студентов с прекрасной устойчивостью к стрессовым ситуациям.

Результатами тестирования по методике Айзенка EPI стало наличие большого количества представителей холерического темперамента в учебных группах. Это свидетельствует о том, что 11 студентов (46 %) характеризуются излишней импульсивностью, беспокойностью, нестрессоустойчивостью.

Результатами по тесту интерперсональной диагностики Лири Т.стало преобладание фактора доминирования в группе у студентов. Чуть меньше выявлен показатель по фактору дружелюбия.

 Количественный анализ по методике Спилберга Ч.Д., Ханина Ю.Л. показал преимущественно низкие показатели личностной тревожности (12 %), низкая ситуативная тревожность у 15 студентов (64 %).

После проведенных методик выявилась группа неадаптированных студентов в количестве 7 человек (28 %) и с ними, помимо групповой работы велась и индивидуальная, для повышения адаптированности, то есть повышения уровня стрессоустойчивости, самооценки и понижения тревожности.

Программа формирования адаптации у студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий (формирующий этап исследования).

Цель программы: формирование адаптации студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий в ВУЗе.

Программа состоит из двух направлений: групповая работа со студентами и индивидуальная с неадаптированными студентами. Групповая психологическая помощь состоит из психологического просвещения (2 лекции) и психокоррекции (тренинг).

Индивидуальная помощь неадаптированным студентам (в количестве семи человек, у которых на констатирующем этапе выявлен низкий и средний уровень адаптированности, стрессоустойчивости, тревожности) представлена в виде аутотренинга, комплекса советов, рекомендаций и домашнего задания. И для них проведен аутотренинг «Регуляция эмоциональных состояний», им даны дальнейшие советы по преодолению у себя таких отрицательных качеств, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов, а также рекомендации по избегания экзаменационного стресса и домашнее задание в виде самостоятельных релаксационных упражнений. Комплекс советов, рекомендаций и домашнее задание раздали непосредственно за месяц до экзаменационной сессии.

Сравнение и анализ результатов эксперимента по формированию успешной адаптации студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий позволили оценить эффективность составленной нами программы формирования адаптации, а также выявить динамику уровня адаптивности и стрессоустойчивости студентов (табл. 2). В таблице показана разница количества неадаптированных, стрессоустойчивых, тревожных студентов на этапах диагностирования.

Таблица 2.

Сводная таблица результатов методик констатирующего и  контрольного этапов

Этапы диагностирования

Методики

1

2

3

1.1.

1.2.

2.1.

2.2.

3.1.

3.2.

До формирующего эксперимента

20 чел.

4 чел.

13 чел.

11 чел.

19 чел.

5 чел.

После формирующего эксперимента

11 чел.

13 чел.

7 чел.

17 чел.

24 чел.

-

Изменения

-9 чел.

+9 чел.

-6 чел.

+6 чел.

+5 чел.

-5 чел.

 

* 1 — Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса К., Даймонда Р., 1.1. неадаптированные студенты, 1.2. адаптированные студенты.

2 — Бостонский тест на стрессоустойчивость (анализ стиля жизни), 2.1. — не стрессоустойчивые студенты, 2.2. — стрессоустойчивые студенты.

3 — Методика самооценки тревожности Спилберга Ч.Д., Ханина Ю.Л., 3.1. — низкий уровень ситуативной тревожности, 3.2. — высокий уровень ситуативной тревожности у студентов.

 

Подводя итог по эмпирическому исследованию, мы можем констатировать, что проблема психологической помощи студентам в формировании адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий действительно является одной из актуальных.

Выводы:

Адаптация личности — это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды (Петровский А.В.). При благоприятном течении она приводит личность к состоянию адаптированности.

Учебный стресс и неблагоприятные воздействия периода экзаменационных сессий отрицательно влияют на студентов, иногда приводят к их дезадаптации.

Основными направлениями психологической помощи студентам в адаптации их к экзаменационному периоду обучения могут являться психологическое просвещение, психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа со студентами.

Сравнение и анализ результатов эксперимента по оказанию психологической помощи студентам в адаптации к стрессовым и негативным воздействиям экзаменационных сессий позволили оценить эффективность формирующего эксперимента, то есть предложенную программу психологической помощи.

Показана высокая эффективность программы психологической помощи студентам, которая целенаправленно повышает познавательную компетентность студентов, развитие рефлексии, коррекцию личностных качеств, таких как тревожность, заниженная самооценка.

 

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний Текст. / Б.Г. Ананьев. // Вестник высшей школы. 1972, — № 7.
  2. Андреева Д.А. и др. Изучение основных личностных характеристик современного студенчества Текст. / Д.А. Андреева и др. / Под ред. A.C. Пашкова. // Человек и общество. Л., 1971.
  3. Андреева Д.А. О понятии адаптации Текст. / Д.А. Андреева. \\ Человек и общество. Л., 1983.
  4. Глушакова С.М. Психологическая помощь студентам первого курса в социально-психологической адаптации Текст. / С.М. Глушакова. // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза: Тез. докл. научно-практич. конф. Новосибирск, 1983.
  5. Гринберг Дж. Управление стрессом Текст. / Дж. Гринберг. — СПб.: Питер, 2002. — 496 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  6. Меньшикова И.Н. Социально-психологическая адаптация студентов к вузу. Текст / И.Н. \\ Материалы Ι Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее». — Невинномысск, 2008.
  7. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
  8. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз Текст. / Под ред. И.Б. Котовой, Е.И. Рогова. Ростов н/Дону, 1991.
  9. Реан A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика Текст. / A.A. Реан, А.Р. Кудашев, А.А Баранов. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006.
  10. Селье Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979.
  11. Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности / Ю.Л. Ханин // Вопр. психологии. — 1991. — № 5.