Статья:

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И СЕМЬЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Литвин О.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И СЕМЬЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2.pdf (дата обращения: 14.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И СЕМЬЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Литвин Оксана Владимировна
студент Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск
Кочеткова Татьяна Николаевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск

Одно из первых определений семьи в 1977 г. предложил Н.Я. Соловьев. Семью автор определил как ячейку (малую социаль­ную группу) общества, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отноше­ниях между мужем и женой, роди­телями и детьми, братьями и сестра­ми, и другими родственниками, живу­щими вместе и ведущими общее хо­зяйство. Приблизительно в это же время А.Г. Хар­чев определил семью как исторически конкрет­ную систему взаимоотношений между супругами, ро­дителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходи­мостью обусловленных потребностью общества в физи­ческом и духовном воспроизводстве населения [11, 2].

Можно проследить определенную трансформацию дефиниции семьи. Со временем в данное понятие начинают вкладывать очень важные психологические характеристики, которые присущи социальной группе. Речь идет не только о физическом воспроизводстве, но и о духовном, где подчеркивается его роль в социализации подрастающего поколения в жизни общества.

В настоящее время определение семьи, которое предложил А.Г. Хар­чев, не потеряло актуальности, но на сегодняшний день произошел ряд изменений, который повлиял и на семью как на социальный институт. Вот как об этом говорит Л.Б. Шнейдер: «Современная российская семья уже не та, что была десять, двадцать или пятьдесят лет назад. Как система совместного проживания и продолжения рода она изменилась неузнаваемо. Отчий дом перестал быть крепостью. Брачные узы не удерживают. Семейные нравы и устои трещат по всем швам. Семья стала мала для человека, для многих просто неинтересна» [10, с. 115].Но автор не говорит о «закате семьи». Шнейдер подчеркивает, что существуют вечные ценности, в сфере личных отношений, с помощью которых человек может преодолеть все трудности — это дружеские, любовные и семейные отношения.

Семье принадлежит ряд функций, которые направлены на удовлетворение потребностей не только членов семьи, но и социума. К традиционным функциям семьи можно отнести следующие:

  • Воспитательная функция — удовлетворение индивиду­альных потребностей в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми, их воспитании.
  • Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение материальных потребностей членов семьи, содей­ствует сохранению их здоровья.
  • Эмоциональная функция — удовлетворение ее членами потреб­ностей в симпатии, уважении, приз­нании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональ­ную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
  • Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потреб­ностей в совместном проведении до­суга, взаимном духовном обогаще­нии; играет значительную роль в ду­ховном развитии членов общества.
  • Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различ­ных обстоятельств (возраст, забо­левание и т. п.) не обладает в доста­точной степени способностью само­стоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
  • Сексуально-эротическая и репродуктивная функ­ция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья осуществляет регулирование сексуально-эротиче­ского поведения членов семьи, обес­печивая биологическое воспроиз­водство общества [11].

А.И. Антонов и В.М. Медков отмечают следующие тенденции в реализации функций семьи: «К началу XX столетия социальные институты все более совмеща­ют с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосо­стояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд)» [2].

Изменение воспитательной функции и первичного социального контроля ведет к трансформации нравственных ценностей у нового поколения. Меняется мотивация вступления в брак, отношение к зачатию и появлению ребенка. Результатом чего становится изменение взаимоотношений в семье, увеличение числа несчастных браков и разводов, иногда из-за неготовности родителей к воспитанию и ответственности детей отдают в детские дома.

Трансформация репродуктивной функции ведет к резкому демографическому спаду. Появление ребенка в семье ведет за собой повышение материальных затрат и сокращение свободного времени. Важно отметить, что в наше время для того чтобы женщина могла иметь ребенка, ей не обязательно связывать себя узами брака. Она может воспользоваться услугой ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Сегодня мать-одиночку никто не будит осуждать — со стороны общества она получит понимание, а от государства –материальную поддержку.

Изменение эмоциональной функции и духовного общения в семье ведет к отклонениям в поведении. Недостаток любви и тепла сказывается на дальнейшем общении с другими людьми, следствием чего является насилие, жестокость, как в семье, так и за ее пределами. Так же это может привести к асоциальному образу жизни: нарушению закона, наркомании, алкоголизму.

В связи с происходящим можно говорить об институциональной дисфункции семьи.

А.И. Антонов и В.М. Медков обозначили следующие тенденции в изменении структуры семьи:

  • Массовая нуклеаризация семьи — уменьшение доли семей, со­стоящих из трех поколений, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей;
  • Снижение количества официальных браков и увеличение доли нерегистрируемых сожительств. Результатом чего является увеличение незаконнорожденных детей, матерей-одиночек (материнство вне бра­ка), роста доли «осколочных» семей с одним родителем и детьми, распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «чужого» ребенка, увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака, и от первых браков каждого из супругов;
  • массовая малодетность и однодетность семьи, вызванная нуждой семьи в одном-двух детях.

Ученные объясняют данные перемены тем, что переход от «традиционной» семьи к «совре­менной» затянулся. Так же появились негативные моменты, которые влияют на развитие семьи. Поэтому необходимо проведение семейной политики, которая облегчит замену «старого» на «новое» [2].

Важно отметить, что происходит постепенный переход от патриархального типа организации семьи к эгалитарному, а в некоторых семьях наблюдается и матриархальный тип организации семьи. В современном обществе женщины имеет не меньше прав, чем мужчины, в результате чего образуется новый тип семьи, например, бикарьерной. В такой семье равнозначными признаются профессиональные интересы мужа и жены, и оба супруга успешно сочетают семейные ценности и строят карьеру в избранной профессии. Между супругами происходит равномерное распределение домашних обязанностей, партнеры поддерживают друг друга в профессиональном росте [7].

Е.П. Ильин выделяет ряд преимуществ, которые имеет работающая жена:

  • Социальная поддержка, получаемая женщиной на работе. Она может обратиться к коллегам за советом, получить от них эмоциональную поддержку, найти в их лице друзей.
  • Работа является источником повышения самоуважения и даже способом сохранения самообладания при возникновении дома конфликтов.
  • Работа является «отдушиной» в случае неудачи при осуществлении одной из многих ролей, которые взрослый человек играет в своей жизни. Успешно работающая женщина меньше расстраивается, если в ее семье имеются бытовые неурядицы.

Таким образом, мы видим, что жена на работе может удовлетворить не только свои материальные потребности, но и психологические. В современной семье на женщине лежит гораздо больше обязанностей, чем на мужчине, в частности, в хозяйственной и воспитательной сферах, которые она вынуждена взять на себя. Находясь в ситуации хронической перегруженности, не все женщины могут достичь равновесия между работой и семьей, что нередко вызывает гендерно-ролевой конфликт, инициированный постоянным выбором между семьей и работой.

Широкое распространение в наше время получил «синдром деловой женщины» — разновидность психической напряженности, которая заключается в чувстве вины, которое женщина может переживать как перед членами семьи, так и перед сослуживцами, и начальством на работе. Такое непостоянное и тревожное самочувствие матери может сказаться на положении детей в семье, т. к. мать не может уделять должное внимание ребенку, от чего он испытывает дискомфорт [4].

Нельзя оставить без внимания и положение мужа в современной семье. Ему отводятся важные роли — юридическая ответственность за семью, представление и защита ее интересов, обеспечение экономического благосостояния и социального продвижения членов семьи. Только мужчина может способствовать формированию у ребенка способности противостоять групповому давлению. Однако В.Н. Дружинин отмечает, что при доминировании в семье женщины, мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений и не оправдывает ожиданий домочадцев [3]. Когда мужчина ограничен только одной ролью — материальным обеспечением семьи, то это чревато для него следующими последствиями:

  1. Выбор высокооплачиваемой работы нередко не совпадает с профессиональными интересами мужчины.
  2. Вследствие перегруженности на работе, ослабляется контакт отца с детьми.
  3. Осознание мужчины, вызванное пониманием его значимости в материальном обеспечении семьи, которое он должен оправдывать, вызывает сильное давление на психику, т. к. вместе с ростом семьи, он должен увеличивать объем и время работы, чтобы больше зарабатывать. Такой стиль жизни часто приводит к появлению патологических симптомов, обусловленных психическим и физическим перенапряжением [4].

Еще древние греки считали, что основой крепкого брака является любовь. Так, Плутарх соединил воедино любовь и семью. Любовь украшает и совершенствует партнеров и если супруги вступили в брак по взаимной любви, они смогут достигнуть гармоничных отношений [6].

О любви как о силе, с помощью которой люди способны достичь самоактуализации и целостности говорили исследователи ХХ века. Эрих Фромм, прежде всего, говорит о том, любовь — это искусство, такое же, как искусство жить. По его словам, любовь — это отражение стремления выйти за пределы индивидуальной жизни, покинуть «тюрьму одиночества» и преодолеть страх сиротливого существования. Любовь к своему партнеру несет активный характер и включает в себя следующие элементы: забота, отзывчивость, уважение, познание. Таким образом, любящий интересуется состоянием своего любимого, он готов всегда прийти к нему на помощь и выполнить любую просьбу. Любящий человек всегда признает индивидуальность своего партнера и готов познать своего близкого как самого себя. Люди, которые любят друг друга, образуют единое целое, сохраняя при этом свою индивидуальность и неповторимость. Парадокс любви заключается в том, считал Э. Фромм, что «два существа становятся одним и остаются при этом двумя» [9].

Абрам Маслоу рассматривает любовь как базовую потребность. Без любви человек не может удовлетворить потребность в уважении и потребность в саморазвитии. Таким образом, без любви человек не может достичь духовного роста и самосовершенствования. Маслоу дал следующие характеристики союзу, построенному на любви. Люди, которые любят, принимают друг друга такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Любящий никогда не будет стремиться изменить своего партнера или подстроить под себя, поэтому в любви человек раскрывается и самоактуализируется [5].

Все перечисленные свойства любви проявляются и в браке. В семьях, которые построены на искренней любви всегда царит гармония. Разногласия между супругами никогда не приведут к серьезным конфликтам, которые могут разрушить семью. Партнеры получают удовлетворение, радость, чувство легкости и душевный подъем от своих отношений. А. Маслоу, так же как и Э. Фромм, говорит о заботе, взаимопонимании, интересе друг к другу между влюбленными. Но для Маслоу любовь это, прежде всего, чувство легкости, которое может возникнуть внезапно и спонтанно.

Альфред Адлер рассуждая о любви и брака, говорит о необходимости созревания человека для этих важных социальных явлений, т. к. он должен быть самостоятельным и нести ответственность за свои поступки, с легкостью выстраивать межличностные отношения, а так же принимать участие в жизни общества. Любовь и брак характеризуются не только приспособлением к другому человеку, а способностью отождествлять себя со своим партнером, почувствовать и понять его состояние. Когда супруги способны переживать идентичные душевные переживания, они могут понять друг друга и обретают гармонию в отношениях. Полноценное развитие любви в браке возможно, когда отношения строятся на равенстве [1].

Виктор Франкл уверен в том, что любимый человек воспринимается как единственный и неповторимый, что позволяет его рассматривать как ценность. Ему не надо добиваться и заслуживать любви, его любят за индивидуальность и уникальность. Чувство направлено не на тело или внешность, а на саму личность. Любящий не становится слепым от любви, напротив, он становится зрячим, он способен к восприятию других ценностей, к внутреннему раскрытию и обогащению. Человек, который любит, не рассматривает охватившее его чувство, как мимолетную вспышку и временное увлечение, наоборот, он даже не может представить, что его любовь когда-нибудь закончится. Поэтому только такая крепкая связь приводит к верности и моногамии [8].

В. Франкл, затрагивая тему семьи, говорит о том, что брак это намного больше, чем личные переживания, привязанности и чувства. Брак больше направлен на удовлетворение интересов, потребностей общества и государства. Брак может быть основан на любви, но только в том случае, если у супругов существует биологическая совместимость, если ее нет, то возможен только духовный союз, исключающий продолжения рода. Так же психолог показывает, что полное отсутствие любви в семье негативно сказывается на всех ее членах, особенно на детях. Таким образом, брак, построенный на любви, является залогом счастья не только для всех членов семьи, но и для социума.

Изучив представления о любви и семье, мы решили эмпирически исследовать отношение современных молодых людей к семейной жизни и к любви, выявив их взгляд на данные социальные явления. В исследовании участвовали 26 студенток в возрасте от 20 до 22 лет. В качестве методического инструментария применялись методика Рокича «Ценностные ориентации» (для определения роли семейной жизни и любви в жизни современной молодежи), методика «Самооценка реализации жизненных целей личности» Н.Р. Молочникова (для изучения отношения личности к своему настоящему и будущему), тест Куна «Кто Я?» (позволил определить характеристики идентичности личности, доминантные сферы жизнедеятельности, приоритетные жизненные позиции).

Тест Рокича позволил выявить 3 наиболее значимые ценности респондентов. Согласно полученным результатам, пальму первенства они отдали любви, второе место — здоровью, а место третьей ценности принадлежит счастливой семейной жизни.

По результатам методики Н.Р. Молочникова было выявлено, что любовь является самой большой ценностью для 69 % испытуемых. 65 % опрошенных отметили, что в отношениях с партнером предпочитают быть любимыми, чем любящими, вероятно, поэтому респондентки указали на то, что не испытывают сильных переживаний от любви к партнеру. Оказалось, что для 75 % респонденток верность как важный компонент любви имеет доминантную ценность. Такое же количество испытуемых отметили, что они искренны и не притворяются в любовных отношениях. Для всех студенток семья является ценностью, но для половины из них семья является инструментальной ценностью, т. е. она выступает в качестве средства для достижения иных целей, например, самореализации.

Благодаря тесту Куна «Кто Я?» было обнаружено, что все испытуемые признают семью доминирующей ценностью, но к вступлению в брак и созданию собственной семьи, готова меньшая часть респондентов (31 %). Почти для половины опрашиваемых (46 %) любовные отношения являются актуальными в настоящее время.

Таким образом, проведя эмпирическое исследование, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Номинально любовь и семья являются доминирующими ценностями молодежи.
  2. Хотя студентки используют понятие «любовь», по сути, они говорят о влюбленности и рассматривают возлюбленного как адекватный способ для самоутверждения.
  3. Семья чаще рассматривается как инструментальная ценность.
  4. Современная молодежь психологически не готова к вступлению в брак и ориентирована на краткосрочные любовные отношения, что, с нашей точки зрения, обусловлено мораторием системы ценностей в условиях сегодняшней действительности.

 

Список литературы:

  1. Адлер А. Наука жить. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 259 с.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Мгу, 1996. — 304 с.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2007. — 544 с.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  6. Плутарх Сочинения / пер. с древнегреч.; сост. С. Аверинцева. — М.: Худож. лит., 1983. — 703 с.
  7. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — М.: Владос-Пресс, 2004. — 328 с.
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. —266 с.
  9. Фромм Э. Искусство любить. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  10. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. 2-е изд. — М.: Деловая книга, 2006. — 768 с. 115.
  11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 672.