ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И СЕМЬЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И СЕМЬЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Одно из первых определений семьи в 1977 г. предложил Н.Я. Соловьев. Семью автор определил как ячейку (малую социальную группу) общества, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Приблизительно в это же время А.Г. Харчев определил семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью обусловленных потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [11, 2].
Можно проследить определенную трансформацию дефиниции семьи. Со временем в данное понятие начинают вкладывать очень важные психологические характеристики, которые присущи социальной группе. Речь идет не только о физическом воспроизводстве, но и о духовном, где подчеркивается его роль в социализации подрастающего поколения в жизни общества.
В настоящее время определение семьи, которое предложил А.Г. Харчев, не потеряло актуальности, но на сегодняшний день произошел ряд изменений, который повлиял и на семью как на социальный институт. Вот как об этом говорит Л.Б. Шнейдер: «Современная российская семья уже не та, что была десять, двадцать или пятьдесят лет назад. Как система совместного проживания и продолжения рода она изменилась неузнаваемо. Отчий дом перестал быть крепостью. Брачные узы не удерживают. Семейные нравы и устои трещат по всем швам. Семья стала мала для человека, для многих просто неинтересна» [10, с. 115].Но автор не говорит о «закате семьи». Шнейдер подчеркивает, что существуют вечные ценности, в сфере личных отношений, с помощью которых человек может преодолеть все трудности — это дружеские, любовные и семейные отношения.
Семье принадлежит ряд функций, которые направлены на удовлетворение потребностей не только членов семьи, но и социума. К традиционным функциям семьи можно отнести следующие:
- Воспитательная функция — удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми, их воспитании.
- Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья.
- Эмоциональная функция — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
- Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
- Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
- Сексуально-эротическая и репродуктивная функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества [11].
А.И. Антонов и В.М. Медков отмечают следующие тенденции в реализации функций семьи: «К началу XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд)» [2].
Изменение воспитательной функции и первичного социального контроля ведет к трансформации нравственных ценностей у нового поколения. Меняется мотивация вступления в брак, отношение к зачатию и появлению ребенка. Результатом чего становится изменение взаимоотношений в семье, увеличение числа несчастных браков и разводов, иногда из-за неготовности родителей к воспитанию и ответственности детей отдают в детские дома.
Трансформация репродуктивной функции ведет к резкому демографическому спаду. Появление ребенка в семье ведет за собой повышение материальных затрат и сокращение свободного времени. Важно отметить, что в наше время для того чтобы женщина могла иметь ребенка, ей не обязательно связывать себя узами брака. Она может воспользоваться услугой ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Сегодня мать-одиночку никто не будит осуждать — со стороны общества она получит понимание, а от государства –материальную поддержку.
Изменение эмоциональной функции и духовного общения в семье ведет к отклонениям в поведении. Недостаток любви и тепла сказывается на дальнейшем общении с другими людьми, следствием чего является насилие, жестокость, как в семье, так и за ее пределами. Так же это может привести к асоциальному образу жизни: нарушению закона, наркомании, алкоголизму.
В связи с происходящим можно говорить об институциональной дисфункции семьи.
А.И. Антонов и В.М. Медков обозначили следующие тенденции в изменении структуры семьи:
- Массовая нуклеаризация семьи — уменьшение доли семей, состоящих из трех поколений, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей;
- Снижение количества официальных браков и увеличение доли нерегистрируемых сожительств. Результатом чего является увеличение незаконнорожденных детей, матерей-одиночек (материнство вне брака), роста доли «осколочных» семей с одним родителем и детьми, распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «чужого» ребенка, увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака, и от первых браков каждого из супругов;
- массовая малодетность и однодетность семьи, вызванная нуждой семьи в одном-двух детях.
Ученные объясняют данные перемены тем, что переход от «традиционной» семьи к «современной» затянулся. Так же появились негативные моменты, которые влияют на развитие семьи. Поэтому необходимо проведение семейной политики, которая облегчит замену «старого» на «новое» [2].
Важно отметить, что происходит постепенный переход от патриархального типа организации семьи к эгалитарному, а в некоторых семьях наблюдается и матриархальный тип организации семьи. В современном обществе женщины имеет не меньше прав, чем мужчины, в результате чего образуется новый тип семьи, например, бикарьерной. В такой семье равнозначными признаются профессиональные интересы мужа и жены, и оба супруга успешно сочетают семейные ценности и строят карьеру в избранной профессии. Между супругами происходит равномерное распределение домашних обязанностей, партнеры поддерживают друг друга в профессиональном росте [7].
Е.П. Ильин выделяет ряд преимуществ, которые имеет работающая жена:
- Социальная поддержка, получаемая женщиной на работе. Она может обратиться к коллегам за советом, получить от них эмоциональную поддержку, найти в их лице друзей.
- Работа является источником повышения самоуважения и даже способом сохранения самообладания при возникновении дома конфликтов.
- Работа является «отдушиной» в случае неудачи при осуществлении одной из многих ролей, которые взрослый человек играет в своей жизни. Успешно работающая женщина меньше расстраивается, если в ее семье имеются бытовые неурядицы.
Таким образом, мы видим, что жена на работе может удовлетворить не только свои материальные потребности, но и психологические. В современной семье на женщине лежит гораздо больше обязанностей, чем на мужчине, в частности, в хозяйственной и воспитательной сферах, которые она вынуждена взять на себя. Находясь в ситуации хронической перегруженности, не все женщины могут достичь равновесия между работой и семьей, что нередко вызывает гендерно-ролевой конфликт, инициированный постоянным выбором между семьей и работой.
Широкое распространение в наше время получил «синдром деловой женщины» — разновидность психической напряженности, которая заключается в чувстве вины, которое женщина может переживать как перед членами семьи, так и перед сослуживцами, и начальством на работе. Такое непостоянное и тревожное самочувствие матери может сказаться на положении детей в семье, т. к. мать не может уделять должное внимание ребенку, от чего он испытывает дискомфорт [4].
Нельзя оставить без внимания и положение мужа в современной семье. Ему отводятся важные роли — юридическая ответственность за семью, представление и защита ее интересов, обеспечение экономического благосостояния и социального продвижения членов семьи. Только мужчина может способствовать формированию у ребенка способности противостоять групповому давлению. Однако В.Н. Дружинин отмечает, что при доминировании в семье женщины, мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений и не оправдывает ожиданий домочадцев [3]. Когда мужчина ограничен только одной ролью — материальным обеспечением семьи, то это чревато для него следующими последствиями:
- Выбор высокооплачиваемой работы нередко не совпадает с профессиональными интересами мужчины.
- Вследствие перегруженности на работе, ослабляется контакт отца с детьми.
- Осознание мужчины, вызванное пониманием его значимости в материальном обеспечении семьи, которое он должен оправдывать, вызывает сильное давление на психику, т. к. вместе с ростом семьи, он должен увеличивать объем и время работы, чтобы больше зарабатывать. Такой стиль жизни часто приводит к появлению патологических симптомов, обусловленных психическим и физическим перенапряжением [4].
Еще древние греки считали, что основой крепкого брака является любовь. Так, Плутарх соединил воедино любовь и семью. Любовь украшает и совершенствует партнеров и если супруги вступили в брак по взаимной любви, они смогут достигнуть гармоничных отношений [6].
О любви как о силе, с помощью которой люди способны достичь самоактуализации и целостности говорили исследователи ХХ века. Эрих Фромм, прежде всего, говорит о том, любовь — это искусство, такое же, как искусство жить. По его словам, любовь — это отражение стремления выйти за пределы индивидуальной жизни, покинуть «тюрьму одиночества» и преодолеть страх сиротливого существования. Любовь к своему партнеру несет активный характер и включает в себя следующие элементы: забота, отзывчивость, уважение, познание. Таким образом, любящий интересуется состоянием своего любимого, он готов всегда прийти к нему на помощь и выполнить любую просьбу. Любящий человек всегда признает индивидуальность своего партнера и готов познать своего близкого как самого себя. Люди, которые любят друг друга, образуют единое целое, сохраняя при этом свою индивидуальность и неповторимость. Парадокс любви заключается в том, считал Э. Фромм, что «два существа становятся одним и остаются при этом двумя» [9].
Абрам Маслоу рассматривает любовь как базовую потребность. Без любви человек не может удовлетворить потребность в уважении и потребность в саморазвитии. Таким образом, без любви человек не может достичь духовного роста и самосовершенствования. Маслоу дал следующие характеристики союзу, построенному на любви. Люди, которые любят, принимают друг друга такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Любящий никогда не будет стремиться изменить своего партнера или подстроить под себя, поэтому в любви человек раскрывается и самоактуализируется [5].
Все перечисленные свойства любви проявляются и в браке. В семьях, которые построены на искренней любви всегда царит гармония. Разногласия между супругами никогда не приведут к серьезным конфликтам, которые могут разрушить семью. Партнеры получают удовлетворение, радость, чувство легкости и душевный подъем от своих отношений. А. Маслоу, так же как и Э. Фромм, говорит о заботе, взаимопонимании, интересе друг к другу между влюбленными. Но для Маслоу любовь это, прежде всего, чувство легкости, которое может возникнуть внезапно и спонтанно.
Альфред Адлер рассуждая о любви и брака, говорит о необходимости созревания человека для этих важных социальных явлений, т. к. он должен быть самостоятельным и нести ответственность за свои поступки, с легкостью выстраивать межличностные отношения, а так же принимать участие в жизни общества. Любовь и брак характеризуются не только приспособлением к другому человеку, а способностью отождествлять себя со своим партнером, почувствовать и понять его состояние. Когда супруги способны переживать идентичные душевные переживания, они могут понять друг друга и обретают гармонию в отношениях. Полноценное развитие любви в браке возможно, когда отношения строятся на равенстве [1].
Виктор Франкл уверен в том, что любимый человек воспринимается как единственный и неповторимый, что позволяет его рассматривать как ценность. Ему не надо добиваться и заслуживать любви, его любят за индивидуальность и уникальность. Чувство направлено не на тело или внешность, а на саму личность. Любящий не становится слепым от любви, напротив, он становится зрячим, он способен к восприятию других ценностей, к внутреннему раскрытию и обогащению. Человек, который любит, не рассматривает охватившее его чувство, как мимолетную вспышку и временное увлечение, наоборот, он даже не может представить, что его любовь когда-нибудь закончится. Поэтому только такая крепкая связь приводит к верности и моногамии [8].
В. Франкл, затрагивая тему семьи, говорит о том, что брак это намного больше, чем личные переживания, привязанности и чувства. Брак больше направлен на удовлетворение интересов, потребностей общества и государства. Брак может быть основан на любви, но только в том случае, если у супругов существует биологическая совместимость, если ее нет, то возможен только духовный союз, исключающий продолжения рода. Так же психолог показывает, что полное отсутствие любви в семье негативно сказывается на всех ее членах, особенно на детях. Таким образом, брак, построенный на любви, является залогом счастья не только для всех членов семьи, но и для социума.
Изучив представления о любви и семье, мы решили эмпирически исследовать отношение современных молодых людей к семейной жизни и к любви, выявив их взгляд на данные социальные явления. В исследовании участвовали 26 студенток в возрасте от 20 до 22 лет. В качестве методического инструментария применялись методика Рокича «Ценностные ориентации» (для определения роли семейной жизни и любви в жизни современной молодежи), методика «Самооценка реализации жизненных целей личности» Н.Р. Молочникова (для изучения отношения личности к своему настоящему и будущему), тест Куна «Кто Я?» (позволил определить характеристики идентичности личности, доминантные сферы жизнедеятельности, приоритетные жизненные позиции).
Тест Рокича позволил выявить 3 наиболее значимые ценности респондентов. Согласно полученным результатам, пальму первенства они отдали любви, второе место — здоровью, а место третьей ценности принадлежит счастливой семейной жизни.
По результатам методики Н.Р. Молочникова было выявлено, что любовь является самой большой ценностью для 69 % испытуемых. 65 % опрошенных отметили, что в отношениях с партнером предпочитают быть любимыми, чем любящими, вероятно, поэтому респондентки указали на то, что не испытывают сильных переживаний от любви к партнеру. Оказалось, что для 75 % респонденток верность как важный компонент любви имеет доминантную ценность. Такое же количество испытуемых отметили, что они искренны и не притворяются в любовных отношениях. Для всех студенток семья является ценностью, но для половины из них семья является инструментальной ценностью, т. е. она выступает в качестве средства для достижения иных целей, например, самореализации.
Благодаря тесту Куна «Кто Я?» было обнаружено, что все испытуемые признают семью доминирующей ценностью, но к вступлению в брак и созданию собственной семьи, готова меньшая часть респондентов (31 %). Почти для половины опрашиваемых (46 %) любовные отношения являются актуальными в настоящее время.
Таким образом, проведя эмпирическое исследование, мы можем сделать следующие выводы:
- Номинально любовь и семья являются доминирующими ценностями молодежи.
- Хотя студентки используют понятие «любовь», по сути, они говорят о влюбленности и рассматривают возлюбленного как адекватный способ для самоутверждения.
- Семья чаще рассматривается как инструментальная ценность.
- Современная молодежь психологически не готова к вступлению в брак и ориентирована на краткосрочные любовные отношения, что, с нашей точки зрения, обусловлено мораторием системы ценностей в условиях сегодняшней действительности.
Список литературы:
- Адлер А. Наука жить. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 259 с.
- Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Мгу, 1996. — 304 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2007. — 544 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Плутарх Сочинения / пер. с древнегреч.; сост. С. Аверинцева. — М.: Худож. лит., 1983. — 703 с.
- Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — М.: Владос-Пресс, 2004. — 328 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. —266 с.
- Фромм Э. Искусство любить. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология. 2-е изд. — М.: Деловая книга, 2006. — 768 с. 115.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 672.