ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ТРАДИЦИЯХ КАЗАЧЕСТВА ПРИАМУРЬЯ
Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ТРАДИЦИЯХ КАЗАЧЕСТВА ПРИАМУРЬЯ
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня мы являемся очевидцами возрождения казачества на приамурской земле: появляются казачьи лицеи, классы, где особый акцент в обучении делается на патриотическое воспитание подрастающего поколения, что так необходимо в настоящее время. В этих условиях обращение к накопленному казачеством опыту воспитания и образования — дело крайне необходимое. Исследование развития образования представляется особенно значимым, так как конец XX века и начало XIX века с позиции просвещения выступает как время реформ российского образования, которое никак не может найти оптимальный уровень и подвергается постоянной критике. Это во многом привело к появлению такого инновационного учебного заведения как казачья школа.
Педагогика казачества является автономной частью российской народной педагогики. Она имеет существенные отличия, которые связаны с бытовым, социально-психологическим укладом казачества — органичной части русского народа. Казачество — это своеобразное явление российской истории, вместе с русским народом, как неразрывная его часть, казачество осваивало новые территории Приамурья, защищало и расширяло его границы.
Понятие «казак» сочетало в себя большую совокупность признаков, соответствующих самоопределению народа. Народное воспитание казаков ставило своей целью получить индивидуальную копию народа. Основная задача состояла в том, чтобы рожденный казак становился сыном своего народа, повторяющим черты своих предков, родителей [13, c. 125]. Таким образом, казачье воспитание изначально включало в себя защитную реакцию самосохранения казачества как социально-исторической общности, поскольку в этом случае достижение цели воспитания обеспечивало устойчивость народного стереотипа, выступающего социальным и педагогическим регулятором общественных отношений.
Педагогические традиции казачества Приамурья до октября 1917 г.
Педагогика казачества Приамурья начала зарождаться во второй половине XIX века, период ее становления сопровождался освоением приамурской территории, переселением казаков из центральной части России. Ключевым источником народной педагогики казачества был быт и уклад жизни казачьих семей. Прогрессивные традиции семейной педагогики всегда служили могучим средством воспитания казачат. Семья закладывает фундамент, основу личности, формирует характерные черты истинного казака: отец и мать в казачьей педагогике — первые естественные воспитатели ребенка.
Центральное место в педагогике казачества Приамурья занимает вопрос о содержании воспитания и обучения. В учебно-воспитательной деятельности казаки стремились развивать у молодого поколения глубинные черты национального самосознания: гордость за родную землю, осознание исторического долга и преемственности поколений, гармонию народного бытия, единение и согласие, чувство семьи как частицы рода.
Изучение народной педагогики казачества обязывает нас рассмотреть ключевые особенности образования и воспитания до октября 1917 г., особенно те стороны народного просвещения, которые были независимы от правительственных учреждений и, в основном, инициировались самими казаками. Период становления образовательной системы в казачьих землях Приамурского края можно датировать 1859—1872 гг., когда казачьи школы учреждались при сотнях и бригадах. Уже в 1859 г. появились Екатерининская и Иннокентьевская станичные школы, в 1865-м — Козловская. Уже в 1860 году в сотенных школах войска обучалось 500 мальчиков и 50 девочек [8, л. 2—3].
Занятия в школах продолжались с 9 утра до 14 часов дня, урок длился 40 минут, учащиеся первого года обучения одноклассной школы изучали главные молитвы, знакомились со Священной историей, запоминали азбуку, учились считать до 100 и решать задачи с числами 10. На втором этапе учебы казачата подробно знакомились с историей Ветхого и Нового Заветов, решали задачи на четыре действия, писали под диктовку. Старшеклассникам полагалось знать все главные молитвы, уметь решать задачи, иметь представления о дробных числах.
Методика преподавания в низших учебных заведениях заключалась в «ланкастерском методе» [6, л. 5—6]. Суть данного метода заключалась в том, что при обучении чтению, письму и арифметике, он позволял содержать многолюдную школу при одном учителе. Учитель выбирал себе помощников из лучших учеников. Они, в свою очередь, усвоив урок непосредственно от учителя, обязаны были передать его порученной им группе учеников — их товарищей. С этой целью казачата разбивались на группы, каждая вокруг своего старшего.
Необходимо отметить, что вся программа казачьего воспитания была деятельностной, так как вытекала из всего уклада, образа жизни казаков. В казачьих песнях прославлялась отвага, смелость и воинская дерзость казака. Казачат с детства слышали об этом, начинали понимать, что обладать этими качествами — необходимость. Свидетельством достижения цели воспитания был один критерий — каким сформировался казак. Это понятие вбирало в себя все лучшие человеческие качества, соответствующие идеалу казачества.
Озабочиваясь лучшей постановкой школьного дела в казачьем войске, Войсковое правление устраивало съезды учителей в 1899 году и 1903 году [7, л. 28]. Съезды учителей школ казачьего войска Приамурья приняли решения об обязательном обучении мальчиков в тех казачьих селениях, где имеются школы. Начали применяться меры и по более полному охвату школой девочек. Съезды учителей школ казачьих войск установили четырехгодичный срок обучения в одноклассных школах и шестигодичный — в двуклассных. Учебный год устанавливался с 1 октября по 15 марта. Такой период был объясним тем, что казачата в период земледельческой страды помогали родителям в хозяйстве.
Изучая вопрос просвещения в казачьих регионах нельзя обойти проблему телесного наказания. В казачьих школах телесные наказания воспринимались совершенно естественно, школьный режим был суров и строг, наука насаждалась с помощью наказаний. Казачат стегали, ставили коленями на соль, оставляли без обеда за неуспехи в ученье и за шалости [5, л. 54]. Телесные наказания в казачьих школах имели, по сути, педагогический смысл спартанских методов воспитания, направленных на развитие у детей выносливости.
Кроме того, процесс начального обучения казачат носил ярко выраженную прагматическую направленность: он обуславливался подготовкой казачьей молодежи к выполнению профессиональной и социальной функций, закрепленных за казачеством. Живя самообеспечивающейся общиной, казаки вынуждены были иметь своих управленцев, учителей, медработников. Так, например, с 1905 г. при правлении Уссурийского казачьего войска был открыт пансион писарских и типографских учеников, в котором обучались дети беднейших казаков [8, л. 18]. Безусловно, комплексный подход в обучении был отличительной особенностью образовательной системы казачества, однако Войсковое правление уделяло особое внимание непосредственно «казачьему компоненту» в образовании, поскольку основная задача в обучении казачат состояла в том, чтобы подготовить достойных войнов, дать им необходимые умения, знания для их дальнейшей военной службы. 2 ноября 1913 г. в Амурском казачьем войске вышел приказ № 566, согласно которому была представлена «Программа подготовки к военной службе в учебных заведениях и вне их». Основной целью обучения казачат объявлялась «духовная и физическая подготовка молодого поколения к предстоящей ему службе в рядах армии; укрепление в казачьей молодежи любви к царю и родине, приверженности к законности и порядку; ознакомление с военным строем и военной дисциплиной» [4, л. 28—33].
Рисунок 1. Программа подготовки к военной службе в учебных заведения и вне их
ГААО ф. 10-и, оп. 1, д. 21 л. 28—29
С начала XX столетия во всех станичных школах стали обязательными занятия гимнастикой, военным строем и изучение основ военной службы. Общества должны были заботиться о развитии в казачьих детях понятий о высоком назначении казака как воина, давать им воинскую подготовку, приучать к верховой езде. Занятия проводились по программам, разработанным штабом Приамурского военного округа. Методическим руководством для занятий служили сочинения Серова «Помощь школам и малолеткам», Баден-Пауля «Юный разведчик», фон Гериха «Настенная таблица упражнений».
Образование казачат в школе контролировалась уставом, который содержал общие понятия и сведения, обязательные для каждого казака: знания присяги, государственной и казачьей символики, требований воинской дисциплины, статуса воинских чинов и ритуала чинопочитания, обязанности караула, часового, казачьих чинов, требования к оружию. В результате педагогической основой воспитания казачат Приамурья являлись: труд, природа, обычаи и традиции, фольклор, семья и община. Через эти основы закладывались понятия, представления, убеждения детей приамурских казаков о себе, о рядом живущих, о добре и зле, о любви и ненависти, о чести, мужественности и справедливости.
Экспериментальное исследование учебно-воспитательного процесса казачьего класса средней общеобразовательной школы.
В сентябре 2012 года на базе средней общеобразовательной школы № 35 г. Комсомольска-на-Амуре были открыты два казачьих класса, в которых обучаются 67 учеников в возрасте от 10 до 11 лет. Обучение проводится под руководством генерала Уссурийского казачьего войска Савчук Юрия Викторовича, сам он потомок терских казаков, служил в Ростовской области.
Казачий класс призван возродить в среде казачьего офицерства элитарное образование параллельно с культивированием истинно казачьей традицией — охраной российских границ. Для достижения этого воспитание осуществляется на основе общечеловеческих ценностей, лучших образцов мировой и русской национальной культуры, многовековых традиций Амурского и Уссурийского казачества. Основными целями, которые преследовались при открытии казачьего класса, являлись: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки юных казачат к служению Отечеству.
Для того чтобы выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности школьника, было проведено тестирование по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева и И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста школьников» среди учеников казачьего и общеобразовательного классов. Данное исследование ставило своей задачей определить, в каком направлении происходит развитие личности ребенка, на какие ценности он ориентируется, какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания. Позитивные изменения, происходящие в личности ученика, можно охарактеризовать таким интегральным понятием как личностный рост. Методика имеет 13 шкал, в опросе было использовано 9 шкал, которые определяют характер отношения школьников к семье, Отечеству, труда, культуре, здоровью, человеку как к Другому, знанию и своему духовному Я. По каждой шкале школьники могли набрать от 0 до 28 баллов. В исследовании приняло участие 71 учащийся 5-х классов: 37 кадетов казачьего класса (КК) и 34 ученика обычного класса (ОК) МОУ СОШ № 35.
Рисунок 2. Полигон наиболее значимых ценностей учеников казачьего и обычного класса МОУ СОШ № 35
Результаты тестирования «Диагностика личностного роста» показали, что отношение учеников казачьего класса к семье устойчиво-позитивное. Ценность семьи для кадетов большей степени значима, чем для учеников общеобразовательного класса, по показателю на 4,05. Казачата дорожат семейными традициями и устоями. В будущем планируют создать счастливую семью. Ценность семьи занимает первое место по результатам тестирования казачат, это во многом объясняется тем, что сегодня наличие своего дома, родного и близкого человека необходимо человеку для успешной реализации его жизненных целей, обеспечения чувства безопасности и самоценности.
Отношение школьника к Отечеству одна из важных составляющих учебно-воспитательного процесса казачьего класса. У казачат отношение к Отечеству характеризуется как ситуативно-позитивное. Подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Показатель выше на 1,66 у кадетов казачьего класса.
Характер отношений к человеку как к Другому характеризуется как устойчиво-позитивный у кадетов казачьего класса. В своих действиях они бескорыстны, они готовы помогать другим людям, не ожидая просьбы с их стороны. Казачатам нравится делать подарки, но при этом в глубине души рассчитывают на ответный дар. Такие черты как отзывчивость, взаимовыручка с раннего детства воспитываются у подрастающих казаков, поэтому показатели отношений к человеку как к Другому у кадетов превосходят показатели учеников обычного класса на 2,44, у которых отношение характеризуется как ситуативно-позитивное.
Отношение кадетов к природе — ученик заботится о цветах, животных, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются казачатами как важные, но при этом не зависящие от него. Кадет вместе с классом поучаствует в субботнике, но если имеется возможность отказаться, то он ею воспользуется. Показатели у кадетов казачьего класса на 1,22 выше показателей учеников обычного класса.
Характер отношения казачат к труду характеризуется как устойчиво-позитивный — юных казаков отличает трудолюбие: от работы в классе до чтения трудной книги. Ему нравится сложная, трудоемкая работа, может сам предложить что-либо сделать. Отношение к труду всегда ценилось в казачьей среде, поскольку это воспитывало стойкость характера, выдержку. По показателю ценность труда у казачат на 1,95 выше, чем у обычных учеников.
Отношение подростка к культуре: подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, однако не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Кадет хотел бы выглядеть «культурным человеком», но еще не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Ценность культуры у учеников казачьего и общеобразовательного класса уступает остальным ценностям, в среднем показатель у кадетов на 0,82 выше, чем у обычных школьников. Можно предположить, что данные показатели, с акцентом в воспитании казачат на приемлемости и допустимости силового способа решения спорных вопросов.
Характер отношения подростка к знаниям ситуативно-позитивный — подросток может хорошо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы определить значение непонятного ему слова или факта. В его сознании знания и будущая жизнь, конечно, связаны, но не прикладывать ведь для этого столько усилий. Отношение к знаниям у казачат по показателю на 0,35 ниже, чем у учеников общеобразовательного класса.
Ценность здоровья значима для кадетов казачьего класса. Объективно кадет осознает важность и необходимость здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него — это естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь». Отношение школьников обычного класса к своему здоровью по показателю существенно превосходит на 1,08 в сравнении с кадетами казачьего класса.
Отношение казачат к своему духовному Я характеризуется как ситуативно-позитивное — кадет ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, но полагает это реальным только при благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится ощущать себя свободным, но он не готов рисковать ради свободы. Он признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться более прагматичными регуляторами. Отношение кадетов к своему духовному Я по показателю выше на 0,07, чем у обычных учеников.
На основании результатов экспериментального исследования было выявлено, что у воспитанников казачьего класса, благодаря акценту на патриотическое воспитание в образовательном процессе, такие высокие моральные качества, как готовность к защите Отечества, верность своему долгу перед Родиной, дисциплинированность, проявляются в большей степени, чем у учеников обычного класса. Таким образом, комплекс учебно-воспитательных мер обеспечивает большую эффективность и повышает качество воспитания учащихся школы на основе приобщения к традициям казачества Приамурья. Воспитательная работа казачьего класса, прежде всего, направлена на формирование у учащихся базовой культуры личности: духовной, нравственной, эстетической, физической.
Список литературы:
1. Андрианов И.К. Развитие образования в казачьих станицах в период освоения Приамурья и Приморья (вторая половина XIX — начало XX вв.) / И.К. Андрианов, И.Л. Кузина // «Научное сообщество студентов XXI в. Общественные науки». — 2012, 15 с.
2. Баженова Н.Г. Этнопедагогические ценности Амурского казачества: автореферат диссер. Канд.пед.наук: 13.00.01: Биробиджан, 2000, 25 с.
3. Богданов Р.К., Воспоминания Амурского казака о прошлом с 1849 по 1880 гг. / Р.К. Богданов. — Хабаровск, 1900 — 110 с.
4. ГААО ф. 10-и оп. 1 д. 21.
5. ГААО ф. 10-и оп. 1 д. 28.
6. ГААО ф. 10-и оп. 1 д. 45.
7. ГААО ф. 10-и оп. 1 д. 117.
8. ГААО ф. 10-и оп. 1 д. 109.
9. Гальперин А.М. Народная — значит патриотическая // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 1991. — Ч. 3. — С. 164—166.
10. Еманова Т.В. Проблемы этнопедагогического образования и воспитания школьников // Начальная школа. — 2001. — № 6. — С. 56—59.
11. Крупина И.В. Этнопедагогика — наука о народных средствах обучения и воспитания // Школа. — 2001. — № 1. — С. 8—13.
12. Никитина Н.Л. Обучение и воспитание в этнокультурной среде // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Йошкар-Ола, 2003. — С. 57—59.
13. Ремчуков В.Н Толковый казачий словарь / В.Н. Ремчуков — Волгоград: Станица-2, 2007. — 192 с.