Статья:

Эволюция женских образов в произведениях Л.А. Чарской

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 5. Литературоведение

Выходные данные
Помазкина А.И. Эволюция женских образов в произведениях Л.А. Чарской // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 14.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эволюция женских образов в произведениях Л.А. Чарской

Помазкина Анна Ивановна
студент Елабужского института Казанского федерального университета, г. Елабуга
Веревкина Ирина Николаевна
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель Елабужского института Казанского федерального университета, г. Елабуга

Перу Лидии Алексеевны Чарской (псевдоним, настоящая фамилия — Чурилова; 1878—1937) принадлежит более восьмидесяти книг. В течение двадцати лет ей удавалось продержаться в сердцах широкого круга читателей. Книги Л.Чарской переводились на немецкий, французский, английский языки. К самым популярным произведениям автора относят: «Княжна Джаваха» (1903), «Записки институтки» (1905), «Лизочкино счастье» (1907), «Записки маленькой гимназистки» (1908), «Лесовичка» (1909), «Сибирочка» (1910).

В своих произведениях Л. Чарская касается тем любви, дружбы. Ее произведения носят назидательный характер. Писательница с особым трепетом и нежностью описывает воспитанниц закрытых школ-пансионов, осиротевших детей. Стоит отметить автобиографический характер произведений, в них переданы впечатления из жизни автора в годы обучения в институте благородных девиц, послужившие основой для будущих книг. Изучением ее творческого наследия в разное время занимались исследователи: К.И. Чуковский, Е.О. Путилова, С.С. Никоненко, А.С. Матвеева, Н.С. Агафонова, И.А. Антипова, Е.О. Шацкий.

В произведениях «Сибирочка» и «Лизочкино счастье» писательница изображает сильных духом девочек, способных преодолеть все тяжести жизни: потерю близких, неизвестность будущего, сложные взаимоотношения с окружающими их людьми, чувство страха, отчаяния. Данные проблемы Л. Чарская решает через победу гуманных чувств, всеобщее примирение и прощение, через духовное сближение своих героинь. Несмотря на сложные жизненные испытания Лизы и Шуры (главные герои названных произведений), они успешно, достойно разрешают конфликты и испытывают душевный подъем. Эта модель поведения соответствует жизненной позиции Л. Чарской, концепция которой опирается на православное вероучение. «Мир — творение Божье. Каждому человеку дана духовная способность единения с миром красоты и природы. Сложные взаимоотношения людей писательница решает через победу гуманных чувств, через душевное сближение» [3].

Первая повесть «Записки институтки», созданная по записям из институтского дневника, открывает читателю мир маленькой девочки-сиротки Людмилы Влассовской. В начале произведения автор четко дает понять читателю, что перед ним вырисовывается портрет типичной маленькой девочки, из уст которой не перестают сходить обращения к матери («бедная, дорогая мамочка»). В институте при первом воспоминании о родных, она чувствует «легкое щекотание в горле», ей хочется разрыдаться. «Милые, бесконечно близкие лица выплыли передо мной как в тумане» [2]. Люда тяжело переживает вынужденное расставание с няней, матерью, отцом. Несмотря на выпавшую ей трагическую долю, она сохраняет все лучшее в своей душе, образ героини наполнен добротой и безграничным теплом к окружающим ее людям. В произведении изображен этап взросления, становления личности. Люда готова пожертвовать собой ради дружбы с храброй Ниночкой, поэтому сознается инспектрисе, что именно она принесла птицу в класс. Люда готова понести наказание за другого человека, при этом ничего не потребовав взамен. Она, дочь героя Влассовского, храбра, умна, заботлива. В эпизоде встречи с «призраком» Люда не отпускает княжну Джаваху одну, опасаясь, что может произойти с ней нечто плохое.
В повести не менее важен образ самой княжны Нины Джавахи-алы-Джамата. Л. Чарская с особой любовью описывает ее чувство патриотизма к родному Кавказу: «Что может быть лучше Кавказа! Я очень-очень люблю мой Кавказ!» [2]. (Действительно, существует версия о том, что сама Лидия Чарская была рождена на Кавказе). Княжна Джаваха воспитывалась в горном селении. Она прекрасно ездила верхом, отличалась храбростью, была справедлива и доброжелательна. Чарская наделила ее образ сильным, независимым характером. Она смело заступается за других девочек, не боясь наказания. Княжна Джаваха — сильная личность, которая способна помочь любому человеку в разрешении сложных жизненных ситуаций. В ее характере проявляются такие качества, как смелость, самоотверженность, ответственность, умение не отступать от трудностей. В «Записках институтки» автор наделяет героиню и чисто «женскими» качествами, ее удивительную способность относиться с трепетом к старшекласснице Ирине Трахтенберг, умение восторгаться внешностью другого человека. Более того у Нины огромное желание стать похожей на аристократку Ирочку. Трагедия княжны Джавахи состоит в том, что она, находясь на обучении в институте благородных девиц, смертельно заболевает. Тяжело перенося свою болезнь, она умирает. Ее верная подруга Люда тяжело переживает ее уход: «Боже мой, — думала я, мучительно вглядываясь в любимый образ, весь окутанный тонкой и прозрачной дымкой фимиама, — неужели я уже никогда не услышу ее милого голоса? Неужели все-все кончено?..» Еще много дней Люда будет слышать последние слова смелой Нины Джавахи, обращенные к ней: «Прости, родная!» [2].
Княжна Нина — это образ девочки, вошедший сразу в несколько произведений Лидии Чарской: «Записки институтки», «Княжна Джаваха». «Люда Влассовская». Этой смелой, сильной, умной, красивой героине посвятит свое стихотворение М.И. Цветаева:

«Всему внимая чутким ухом,

— Так недоступна! Так нежна! —

Она была лицом и духом

Во всем джигитка и княжна.

Ей все казались странно-грубы:

Скрывая взор в тени углов,

Она без слов кривила губы

И ночью плакала без слов» [1].

Поэт Марина Цветаева подчеркивает не только ее сильную личность, но и красоту, сохранившуюся до самой смерти, и передает читателю поэтическим образом трагедию юной княжны:

«Умолкло сердце, что боролось…

Вокруг лампады, образа…

А был красив гортанный голос!

А были пламенны глаза!» [1].

Стихотворения М.И. Цветаевой, помещенные в «Вечерний альбом» хранят «следы Цветаевского чтения Чарской, причем не всегда это эксплицитные отсылки к ее текстам, как в случае со стихотворением «Памяти Нины Джаваха». Стихотворение «Дортуар весной» почти не содержит явных референций к какому-либо чужому тексту» [4, с. 45].

Творческое наследие Л. Чарской, несомненно, вызывает интерес у исследователей русской литературы. В основе книг лежит осознание и принятие девушкой своей гендерной роли, что и позволяет подготовить девочек к будущим жизненным испытаниям. Автор предлагает читательской аудитории свои образцы поведения героинь в сложных ситуациях, встречающихся на их жизненном пути.

 

Список литературы:

  1. Цветаева М.И. Памяти Нины Джаваха. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.tsvetayeva.com/poems/pamyati_niny_dzawaha.php.. (дата обращения: 13.03.2013).
  2. Чарская Л.А. Записки институтки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.bookmate.com/books/EZH11k2k.. (дата обращения: 7.03.2013).
  3. Шацкий Е.О. Нравственно-эстетическое своеобразие и актуальность творчества Л.А. Чарской. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.bookmate.com/books/EZH11k2k.. (дата обращения: 8.03.2013).
  4. Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология—поэтика—идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 464 с.