Статья:

Учреждение дополнительного образования художественного профиля в аспекте возможностей творческой самореализации личности по принципу: «образование для всех»

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Захарова А.С. Учреждение дополнительного образования художественного профиля в аспекте возможностей творческой самореализации личности по принципу: «образование для всех» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Учреждение дополнительного образования художественного профиля в аспекте возможностей творческой самореализации личности по принципу: «образование для всех»

Захарова Анастасия Семёновна
студент магистратуры Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
Шарафеева Алсу Фатыховна
научный руководитель, научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань

Особенная значимость и актуальность образования взрослых в течение всей жизни как фактора модернизации современного общества определяется условиями стремительных социально-экономических перемен и научно-технического прогресса. Об этом говорят многочисленные работы, посвященные изучению проблем обучения взрослых.

В настоящее время одной из широко обсуждаемых проблем глобальной концепции развития образования, выдвинутой ЮНЕСКО, является идея «Образование для всех», суть которой заключается в признании необходимости и прав человека к непрерывному познанию и самовыражению в поиске своего неосвоенного творческого потенциала естественным элементом его образа жизни во всяком возрасте. Она провозглашает право всех членов общества на качественное образование независимо от пола, социального положения и уровня материального обеспечения. В ней особое внимание уделяется развитию образования взрослых, поиску путей реализации приоритетной задачи — обеспечить человека пониманием жизни, знаниями и умениями, необходимыми для творческой и приносящей удовлетворение жизнедеятельности в современном обществе [4, С. 184].

Кроме того, в рамках проблемы образования взрослых и проблемы их самореализации можно говорить и о таком понятии, как «компенсаторное образование», предполагающее образование, восполняющее ранее отсутствующие или упущенные возможности учиться. Оно обеспечивается общеобразовательной и профессиональной подготовкой, обычно достигаемой в детском и юношеском возрасте, и, как правило, осуществляемой образовательными учреждениями, представляющими собой своеобразную копию регулярных учебных заведений для лиц, готовящихся к вступлению в новую для них сферу труда. В современном варианте основными учреждениями компенсаторного образования являются учреждения «открытого образования», вечерние школы, вечерние и заочные отделения вузов и средних специальных учебных заведений, работающие по обычным и особым программам [4, С. 182]. Открытое образование является современной доктриной о путях расширения доступности образования и обеспечения широкого доступа к любому виду образования взрослому населению.

На наш взгляд, учреждение дополнительного образования детей также может взять на себя функции реализации такого компенсаторного образования для взрослых учащихся, используя одну из форм безотрывного образования как вечернее обучение на базе учреждений дополнительного (предпрофессионального) образования.

Как отмечают современные исследователи в области науки об образовании взрослых (андрагогики), дальнейшее развитие образования также должно быть связано с изменением ориентации учебных заведений с потребностей экономики и (социокультурной) производственной сферы на потребности личности, именуемые образовательно-духовными и культурными. Здесь мы предлагаем учесть возможность смягчения акцентов, связанных с объективной необходимостью и актуальностью повышения трудовой квалификации граждан, в сопоставлении с проблемами целостного развития человека как личности на любом этапе его жизненного пути и обеспечения реализации интеллектуальных, профессиональных и личностных потребностей в их единстве, необходимых для продуктивной творческой деятельности в обществе (Кваша Б.Ф., Канатов А.И., Подобед В.И., С.И. Змеев, М.Т. Громкова, В.Ф. Габдулхаков, Р.А. Исламшин, И.А. Колесникова, Т.Н. Ломтева, Т.А. Василькова, А.П. Ситник, С.Г. Вершковский, Барболин М.П., Панасюк В.П., Горшкова В.В., Юнацкевич П.И., Марон А.Е., Мономахова Л.Ю. и другие).

Утверждение о возможности обучения в течение всей жизни подкреплено также научными сведениями о возрастной психофизиологической динамике особенностей познавательной деятельности и многолетними исследованиями особенностей мышления и выводами о том, что оно остается активным в любом из периодов жизни (в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Ю.Н. Кулюткина, В.С. Ротенберга, Е.И. Степановой и других).

Причиной стремления человека к постоянному обучению является, как считают психологи, присущее человеку стремление к самосовершенствованию, или, по определению американского исследователя А.Г. Маслоу, к самоактуализации [3], то есть к реализации своих возможностей, проявлению способностей становиться всем, чем он захочет, достигать своих целей, нескончаемому поиску своей общечеловеческой и личностной сущности [2]. Реализацию собственных усилий человека, возможностей развития собственного «Я», процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования называют понятием «самореализация».

Исследователи выделяют два способа самореализации. Один из них заключается в том, что любой индивид, включенный в какую-либо деятельность, самореализуется, действуя в пределах репродуктивной деятельности, по традиционно устоявшимся правилам. Такая самореализация, в отличие от активной, носит пассивный характер. Активная самореализация — второй тип самореализации, которую называют творческой, понимаемой как процесс, при котором обязательным становится обретение новых способов деятельности, создание нового продукта, формирование потребностей [6, с. 60—63]. Таким образом, творческая самореализация включает не только продуктивную деятельность, но и развитие потребности в ней.

Трудно переоценить значение искусства, его неисчерпаемые духовные и преобразовательные возможности в развитии личности и ее самореализации. Несмотря на кажущуюся непрактичность искусства, специалисты утверждают, что оно удовлетворяет очень важные потребности, называемые художественно-эстетическими. Отметим, что художественное развитие личности издавна признается одним из условий успешной человеческой деятельности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой — на реализацию его творческих задатков [5]. Кроме того, подчеркнем, что формирование духовных ценностей, стимулирование эстетических потребностей — длительный процесс, который начинается с раннего детства и тесно связан с развитием художественно-творческих способностей.

Сегодня все больше взрослых людей настроены на получение дополнительного образования в области художественно-эстетического развития как в целях повышения квалификации и обучения для достижения определенного образовательного уровня, так и для обучения по свободному выбору и для личностной самореализации. По утверждению Б.Г. Ананьева, изобразительная деятельность доступна в любом возрасте [1]. Практика также показывает, что мастерству рисунка и живописи успешно обучаются как дети дошкольного и школьного возраста, так и взрослые.

Между тем, проблеме создания педагогических условий для художественно-творческой самореализации личности уже взрослого человека, в том числе в процессе получения дополнительного образования, в исследованиях уделяется недостаточное внимание, в то время как проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся в дошкольных образовательных учреждениях, в школах, в средних специальных и высших учебных заведениях изучены гораздо в большей степени. Таким образом, несмотря на достаточно высокий уровень теоретической и научно-методической разработанности принципов обучения взрослых, ощущается серьезный недостаток учебно-методических материалов, предназначенных для специального обучения взрослых, особенно в художественно-творческой сфере.

Наличие противоречия между потребностью граждан в удовлетворении многообразных потребностей духовного и социокультуного порядка, в том числе в сфере художественно-творческой самореализации, и недостаточной разработанностью соответствующих андрагогических образовательных моделей, специальных программ, образовательных технологий, которые могут быть реализованы в таком звене системы образования, как учреждения дополнительного образования, послужило стимулом для осмысления идеи теоретической и методической разработки и апробации в практической деятельности учреждения дополнительного образования художественного профиля андрагогической модели художественно-творческой самореализации личности молодого человека и взрослых без ограничений в возрастном цензе, в процессе приобщения (через обучение) к изобразительному искусству.

В системе дополнительного образования учреждения дополнительного образования художественно-эстетической направленности (в том числе, центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) по-прежнему являются одними из самых массовых и популярных и располагают большими возможностями, способствующими повышению культурного уровня, воспитанию творческой личности и ее самореализации.

Поскольку отсутствие необходимых знаний и навыков деятельности часто служат определенным препятствием и барьером в осуществлении идей, целей и задач, мы считаем, что даже будучи взрослым человек должен иметь возможность получить базовое (предпрофессиональное) художественное образование и соответствующие умения для дальнейшего совершенствования в различных видах пограничной профессиональной деятельности, чему и могут способствовать в специальных вариантах обучения учебные заведения среднего профессионального и высшего образования, создавая у учащихся также и потребности для самостоятельной художественно-творческой деятельности и самореализации в ней. Дать возможность почувствовать себя способными к художественному творчеству взрослым людям и «разбудить» их способности к творческой самореализации, а также обеспечить информационную и методическую поддержку культурного, духовного, профессионального развития человека на протяжении жизни — это и есть та целевая установка, к которой мы стремимся в нашей образовательной работе при проектировании и реализации андрагогической модели художественно-творческой самореализации.

В теоретическом плане реализация поставленной цели потребовала решения комплекса исследовательских задач: разработки специальной обучающей программы и определения состава (комплекса) интерактивных образовательных технологий, содействующих творческой самореализации личности в учебном процессе учреждения дополнительного образования художественного профиля.

В нашем исследовании разработка андрагогической модели творческой самореализации тесно связана с проектированием образовательной структуры (модели) и разработкой концепции «Художественная школа для всех», в рамках которой в одном учреждении согласованно функционируют детская художественная школа и художественная школа-студия для молодежи и взрослых учащихся, что способствует гармоничному сочетанию образовательного, профессионального, творческого, воспитательного, этнонационального направлений. Это позволяет создать объединяющую учащихся всех возрастов художественно-эстетическую среду, стимулирующую их потребности к творческой самореализации.

Такая образовательная модель имеет определенные структурные и содержательные характеристики, логически выстраиваемые в следующей последовательности:

  • Цель образовательной программы;
  • Принципы образовательной деятельности;
  • Художественно-эстетическая и культурная среда учебного процесса;
  • Педагогические и методические условия развития мотивации творческой самореализации личности «вневозрастных пределов»;
  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • Основные составляющие компоненты: мотивационный, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный;
  • Деятельность педагога и учащихся на принципах сотрудничества;
  • Конечный результат (стремление к постоянному творческому саморазвитию в художественном освоении окружающего мира).

Охарактеризованная перспектива обновления потенциала образовательного учреждения дополнительного образования художественного профиля связывалась с целенаправленной работой по формированию групп вечернего художественного отделения и определением специфики организации учебного процесса, связанного с проведением занятий по курсу рисунка, живописи и композиции для взрослых обучающихся (от 15 лет и старше). Данный проект осуществлялся на базе детской художественной школы № 1 г. Казани.

Особое внимание в этом проекте было уделено разработке авторской программы специального курса по рисунку и живописи как важному педагогическому условию качественного методического обеспечения образовательного процесса. Разработанная программа для обучения взрослых учащихся является интегрированным курсом по рисунку, живописи и композиции, которая включает в себя традиционные для художественной школы виды деятельности: рисование с натуры (натюрморты и портрет в рисунке и живописи), рисование на темы (композиция), декоративная работа (выполнение живописных работ в декоративных техниках) и беседы об изобразительном искусстве.

Главной практической задачей обучения рисованию в специальном курсе по рисунку и живописи ставится овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками изображения, которые дает обучение в художественных школах. В то же время, формируя у взрослых обучаемых художественных знания и умения, мы стремились и к тому, чтобы в организуемом образовательном процессе осуществлялись и функции более широкого социокультурного контекста: приобщение учащихся к искусству в целом, формирование их мировоззрения и общей культуры и мотивации художественно-творческой самореализации. В рамках преподаваемого курса одной из важных задач мы считали и формирование интереса обучаемых к эстетике изобразительного искусства, художественной и национальной культуре Татарстана на когнитивном и практическом уровнях.

При выборе технологий обучения большой интерес для нас представляли личностно- и практико-ориентированные технологии обучения, тесно связанные с концепцией педагогики сотрудничества как совместной развивающей деятельности учащихся и педагога. Наиболее адекватной и эффективной для реализации содержания и задач учебной программы специального курса по рисунку и живописи нами была признана технология организации художественно-творческой деятельности обучаемых, названная нами «художественной мастерской».

В словаре В. Даля слово «мастерская» определяется как «комната, где работают ремесленники, мастера, художники». Мастерская — это альтернативный вариант классно-урочной организации учебного процесса и один из эффективных способов добывания новых знаний и получения практических умений. Она направленна на погружение ее участников в процесс поиска, познания, самопознания и построенна как цепочка заданий, предлагаемых руководителем. Наряду со многими другими современными педагогическими технологиями, образовательный процесс в рамках данной технологии представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов и инновационных форм организации познавательной и образовательной деятельности. Эффективность и актуальность использования этой технологии заключается, на наш взгляд, в ее направленности на создание условий для каждого ученика в максимально возможном раскрытии своих интеллектуальных, нравственных и творческих качеств, способностей, а также обеспечении возможностей для художественно-творческой самореализации личности каждого обучающегося. Это выражается в том, что все участники учебного процесса заняты художественной деятельностью, увлечены своей работой, имеют возможность дружеского общения с единомышленниками и взаимообучения. Находясь в творческом коллективе, обучающий и обучаемые работают вместе, в режиме диалога, в сотрудничестве. Здесь происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка имеющегося опыта и навыков, осмысление и перестройка мировоззрения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.

Особое значение в решении поставленных развивающих задач имеет индивидуально-личностный подход к обучаемым, связанный с учетом возрастных, социальных, психологических характеристик, профессиональных интересов и жизненного опыта, что не может не находить отражение в подборе содержания, методов и технологий работы для обучения взрослых учащихся. Исходя из этого, на разных этапах обучения мы считали необходимым проведение систематических процедур педагогического и психологического диагностирования (включенное и целенаправленное наблюдение, анкетирование, тестирование).

Таким образом, понятие «художественная мастерская» указывает на центральную идею обучения рисунку и живописи, заключающуюся в том, что все учащиеся должны быть активными и самостоятельными. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Поэтому занятия выглядят как интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе, естественно, с получением необходимых теоретических рекомендаций и понятий. Обучение строится по индивидуальному принципу, при котором каждый учащийся имеет возможность продвигаться вперед в освоении материала своим темпом. Это предоставляет взрослым людям возможность обучаться с удовольствием. Основой для мотивации является именно художественно-творческая самореализация.

Художественная школа, сочетающая в одном учреждении детскую художественную школу с художественной школой-студией для молодежи, взрослых учащихся и людей пенсионного возраста, на наш взгляд, может рассматриваться в качестве центра духовно-эстетического и культурного развития личности без возрастных пределов. Нам представляется, что именно в таком варианте модели образовательной структуры учебного заведения заложены богатые социокультурные возможности удовлетворения духовных и художественных запросов наших граждан. На основании вышеизложенного мы также можем говорить и о практической актуальности более эффективного использования возможностей учреждений культуры, в том числе учреждений дополнительного образования.

 

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
  2. Змеёв С.И., Андрагогика. Теоретические основы обучения взрослых. Монография. — М., 1999. — 10 п.л.
  3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — 3-е изд. — СПб., 2005.
  4. Основы андрагогики. Под ред. Колесниковой И.А.— М.: «Академия», 2003, 240 с.
  5. Паскаль С.В., Роль художественного образования в поликультурном воспитании учащихся, Учреждение Российской Академии Образования «Институт художественного образования». МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕТЕВОЙ СЕМИНАР 2010 «Социокультурная доминанта современного образования».
  6. Чулаков Д.К. Индивидуализация и самореализация в современной социальной реальности // Новые идеи в философии. Эвристические функции научной философии: Межвуз. сб. науч.трудов. Пермь, 2002. Вып. 11. С. 60—63.