Статья:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ИЗ ПРОВОЛОКИ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Ткаченко К.С. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ИЗ ПРОВОЛОКИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 04.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ИЗ ПРОВОЛОКИ

Ткаченко Кристина Сергеевна
студент магистратуры педагогического факультета НИУ «БелГУ», г. Белгород
Тарасова Алла Петровна
научный руководитель, научный руководитель, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НИУ «БелГУ», г. Белгород

В настоящее время, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), происходит переориентировка целей начального образования. Одними из приоритетных задач является обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также совершенствование и развитие регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся [8].

Последние исследования нейробиологов и психологов установили, что проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с речевой зоной [4, с. 155]. Следовательно, выстраивается зависимость между развитием мелкой моторики, речью, мыслительными операциями. А.Н. Соколов в своих исследованиях доказал, что задержка артикуляции младших школьников в процессе умственной работы вызывает серьезные нарушения в понимании текста, что влечет за собой проблемы в успеваемости [3, с. 76]. Поэтому, одним из направлений, по нашему мнению, реализующих задачи ФГОС НОО, является развитие мелкой моторики.

Кроме этого, анализ последних исследований по данной проблеме показал, что из-за отсутствия единообразных правил подготовки детей к школе наблюдается слабое развитие мелкой моторики, устной речи, при условии владения первоклассниками навыками чтения и письма в начале учебного года [3, с. 123]. Поэтому особое внимание необходимо уделить не только предшкольной подготовке, которая предполагает раннюю интеллектуализацию (что не всегда благотворно сказывается на здоровье дошкольников), но и развитию всех мыслительных процессов и операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д. А также уделить внимание памяти, устной речи, что напрямую связано с развитием мелкой моторики. Этим определяется актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявить эффективность приема конструирования геометрических фигур для развития моторики.

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по математике весьма актуальна, так как именно математика способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Развитие мелкой моторики у детей — это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить [7, с. 35].

Мелкая моторика представляет собой скоординированную работу мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, необходимой для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Также, применительно к моторике кисти и пальцев можно использовать термин «ловкость». Мелкая моторика включает в себя серию разнообразных движений, начиная с примитивных жестов (например, захват различных предметов) до мельчайших движений, которые способствуют формированию почерка ребенка [1, с. 147].

В связи с введением четырёхлетней школы многие дети становятся школьниками уже с 6,5 лет. Этот период характеризуется активным физическим и психологическим развитием: происходит совершенствование работы головного мозга и нервной системы, хорошо развиты крупные мышцы туловища, и конечностей, но слабые мышцы туловища, особенно кисти рук. «Рука начинает отставать» от умственного развития ребёнка. Поэтому необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторно-речевых зон головного мозга и вследствие чего идет развитие речевой функции. От совершенствования мелкой моторики будет зависеть и успешная адаптация ребенка в школе, и общее развитие в целом.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи [2, с. 53].

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Уровень развития мелкой моторики формируется в результате длительной системы упражнений, поэтому необходимо на каждом уроке подбирать комплекс, способствующий развитию мышц рук.

При изучении геометрического материала целесообразно использовать конструирование геометрических фигур из проволоки, потому что проволока является гибким материалом, из которого дети без усилий изготовят необходимые изделия. Проанализировав различные виды проволок на степень безопасности, гибкости, мы пришли к выводу, что наиболее пригодной для конструирования в начальной школе является алюминиевая садовая проволока. С ней просто работать, она очень мягкая и гибкая, не натирает пальцы, бывает разного диаметра, покрыта пластмассовой оболочкой различных оттенков зеленого.

При подготовке к конструированию целесообразно провести «Пальчиковую гимнастику», представляющую собой комплекс упражнений, дающий пальцам полноценный отдых, развивающий их ловкость, подвижность, включающий элементы занимательности.

Стержнем курса математики в начальной школе является арифметический материал, а геометрическая линия прослеживается на протяжении 4-х лет, поэтому для эффективно развития моторики необходимо включать прием конструирования в системе.

Изучение геометрического материала по разным УМК начинается с изучения точки, прямой, а заканчивается знакомством с многоугольниками, осями симметрии и т. д. Упражнения необходимо подбирать по нарастающему уровню сложности. Начиная с конструирования прямой, ломаной, заканчивая моделированием объемных фигур (в зависимости от уровня подготовленности младших школьников).

Например:

  • С какой фигурой мы познакомились сегодня на уроке? (квадрат)
  • Что вы о нем можете сказать? (все стороны и углы равны)
  • Сконструируйте его из проволоки, опираясь на полученные знания.

При знакомстве с геометрическими фигурами прием конструирования не только способствует развитию моторики, но сочетание осязательных, моторных, зрительных ощущений способствует рациональному восприятию формы фигуры. Кроме этого, путем специально подобранных упражнений, разбираются свойства геометрических фигур не изолированно, а в сравнении, путем классификации, конкретизации.

Например, на уроке обобщения знаний о треугольниках, различающимися длинами сторон, можно включить следующий фрагмент:

  • Обратите внимание на изображение фигур. Чем они похожи? Чем отличаются? (Это фигуры с тремя сторонами, тремя углами, тремя вершинами, следовательно — это треугольники. Они отличаются длинами сторон)
  • Сконструируйте из проволоки треугольник, у которого все стороны не равны между собой. Как называется данный вид треугольников? (Разносторонние)
  • Сконструируйте треугольник, у которого 2 стороны равны. Как называется данный вид треугольников? С помощью транспортира измерьте углы. Что вы можете о них сказать? (Это равнобедренные треугольники. Узнав градусную меру углов, учащиеся приходят к выводу, что углы при основании равны)
  • Сконструируйте треугольник с одинаковыми сторонами. Как называется данный вид треугольников? С помощью транспортира определите градусную меру углов. (Равносторонние треугольники. Все углы равны)
  • Сравните треугольники и подумайте, может ли равносторонний треугольник являться равнобедренным. Свой ответ докажите. (Вводится проблемная ситуация)

Изучение геометрического материала может продолжаться во внеурочное время, где знания о фигурах расширяются, дополняются, привносится эффект занимательности. Можно использовать такие виды заданий:

  1. Игра «Строители». На доске изображение дома. Задание: рассмотрите дом. Какие геометрические фигуры понадобятся для его «строительства»? Сделайте фигуры из проволоки и сконструируйте дом.
  2. Проблемная ситуация: каким образом из прямой сделать ломаную, состоящую из 3 звеньев?
  3. С помощью проволоки сконструируйте прямой/острый/тупой углы. Можем ли мы увидеть такие углы в нашем классе/повседневной жизни? Какова градусная мера названных углов?
  4. Сделайте аппликацию, состоящую из геометрических фигур, сделанных из проволоки.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, конструирование геометрических фигур способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи. Кроме этого, конструирование способствует осознанному усвоению формы фигуры, её отличительных особенностей в сравнении и в сопоставлении с другими фигурами. В процессе работы активизируются мыслительные процессы, внимание, память, улучшается ориентация в пространстве. Упражнения необходимо включать систематично и целенаправленно. Именно таким образом вы добьетесь высоких результатов работы.

 

Список литературы:

  1. Антакова-Фомина Л.В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД) — М., 1974. — С. 145—151.
  2. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. — 120 с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: Юрайт, 2002. — 336 с.
  4. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М., 1993 — 213 с.
  5. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999. — 201 с.
  6. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО, 2007. — 134 с.
  7. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М.: Издательство ЭКСМО, 2010 — 198 с.
  8. ФГОС: начальное общее образование [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки РФ. Режим доступа. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=223 (дата обращения 4.11.2012)