«ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ В НЫНЕШНЕЙ МОЛОДЕЖИ»
Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
«ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ В НЫНЕШНЕЙ МОЛОДЕЖИ»
Что такое духовность? В целом это — не что иное, как душевность, доброта, умение жалеть, помогать, раскаиваться, радоваться чужой радости.
А как можно воспитать в человеке столь доброе и нужное чувство, если люди, зачастую, ленятся воспитывать даже себя, оставляют это «на потом».
Какими же методами можно воспитывать духовность? Их неисчисляемое множество, но мне хотелось бы выделить самые главные:
- Воспитание духовности через Веру, Религию, путем уменьшения греховных деяний воспитуемого, чтением духовных книг, Евангелие.
- Воспитание духовности через социальные нормы, путем освещения воспитаннику всех правил, и объяснение наказаний, в случае их невыполнения.
- Воспитание духовности по принципам морали: «Что такое «хорошо», и что такое «плохо»!» Путем объяснение воспитаннику на различных примерах, что именно делать можно, а что нельзя, как поступать в тех или иных ситуациях.
Но! Взявшись за воспитание духовности другого человека, задумайтесь, а имеете ли вы достаточный уровень знания и понимания духовности? Сможете ли вы достигнуть хороших результатов в этом деле? Значит, прежде чем воспитывать духовность в ближних, нужно воспитать себя, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили».
А как же нынешняя молодежь? «Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!
Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».
Святитель Игнатий Брянчанинов.
Да, ведь мы воспитываемся не только дома, но и, непосредственно, на улице, в кругу друзей. А вот каких друзей, этого родители не знают! Дети, выйдя на улицу, подвергаются многим воздействиям: будь то советы друзей, учителей, старших товарищей. А их влияние не всегда бывает положительным. Дети, вдруг, начинают агрессивно себя вести, ссориться, появляются частые конфликты в семье, на что родители отвечают: «переходный возраст, мол, повзрослеет-поумнеет». Но именно на этом этапе они глубоко ошибаются, перестают воздействовать на ребенка и просто отдаляются от него. Ребенок видит, что он не нужен родителям, а на улице такие «добрые» друзья, которые всегда дадут совет. И как вы думаете, к кому же пойдет ребенок, если у него вдруг возникнет какая-то проблема? Конечно к друзьям, и те дадут совет, который, зачастую, ведет ребенка по ложному пути.
По этому, мне бы хотелось предложить несколько идей, направленных на воспитание молодежи, как социально значимого объекта.
- Ввести новые законы о культурном воспитании.
- Ввести урок духовного воспитания в программу детских садов (именно в детских садов, ведь человек должен развиваться духовно еще с пеленок!), школ, и других учебных заведений.
- Сделать бесплатными для студентов и учащихся все театры, консерватории, музеи и исторически-значимые памятники архитектуры.
Для нас эта тема очень актуальна сейчас, и мне очень хочется доказать, что современная молодежь не такая уж и плохая, какой её сейчас представляют, это не только секс, наркотики и рок-н-ролл. Возможно, сейчас неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма. В то же время явно несоразмерным по силе проявления является внимание, уделяемое молодыми людьми маскультовому и авангардистскому искусству и моде. Что есть авангард? Это отрыв от принятых норм и традиций, это вызов всем застоям и модернизация всего устаревшего, наконец, это, прежде всего, поиск того пути, к которому стремится каждый из нас, стремится открыть для себя неизведанное.
Но всё же можно предположить, что всё это уходящее и приходящее, а самое-то главное и самое ценное для человека никогда не уйдет, и останется с ним навсегда. Человек со временем взрослеет и меняет свои взгляды на жизнь, открывает для себя то, чего раньше не замечал.
В нашем колледже совместно с научным руководителем было проведено исследование в виде анкетирования, с целью выяснения ценностей современной молодежи, необходимо было показать всю важность и значимость ценностных приоритетов. В анкету, которую заполняли студенты колледжа, были включены вопросы, касающиеся интересующей нас темы «Духовности». Это вопросы по теме религии, досуга и патриотизма.
Проработав вопросы, касающиеся религии можно прийти к следующим выводам: большинство опрашиваемых, как и следовало предполагать, принадлежат православию 72 %, но 10 % и 9 % считают себя атеистами и верят в абстрактную высшую силу соответственно. Для 47 % опрашиваемых религия занимает важное место в жизни, но и для 22 % религия занимает лишь второстепенную позицию, а для 13 % она вообще не имеет значения. Интересен вопрос об отношении к религии: здесь мнения как бы разделились, 40 % верят, но не принадлежат к определенной конфессии, а 33 % считают себя глубоко верующими людьми. А также по 13 % опрашиваемых принадлежат к определенной конфессии, но не верят или не верят вообще. Отсюда можно выяснить и отношение к представителям других конфессий: как и предполагалось, 69 % опрашиваемых относится к ним нейтрально. Можно сделать вывод о том что для нас в религии имеет особое значение; для 30 % опрашиваемых это прежде всего вера, а для 34 % считает, что для религии важно всё, только в полной мере она будет иметь свой духовный смысл. Вывод: среди современной молодежи в отношении религии намечаются две тенденции. С одной стороны, это религиозные верующие люди, с другой — это люди или не верующие, или верующие во что-то другое или же это атеисты, и, как правило, религия занимает у них второстепенное место или отсутствует в их жизни совсем.
Многое можно сказать о жизни современного молодого человека, если мы узнаем, как он проводит свободное время. Очень интересен вопрос «На что Вы тратите больше всего времени?». Благодаря ему, мы можем знать, что для студента имеет наиболее важное значение. 55 % опрашиваемых тратят своё время на учебу, что лишний раз доказывает нам всю серьезность отношений к учебе, а 20 % свое время посвящает друзьям, что также указывает нам на верность дружбы. И в то же время большинство предполагают проводить свой досуг в компании друзей, это 62 %, и 24 % проводят свое время с любимым человеком. Интересно, чем занимается человек находясь у себя дома: 29 % опрошенных дома отсыпается, наверно после ранних поездок к первой паре, 22 % смотрят телевизор и 23 % помогают по дому. Выводы: говорят, что свободного времени всегда немного или его нет вообще. Как мы убедились очень важно свободные минутки провести с пользой для себя или уделить их друзьям.
Для современной молодежи очень важны духовные ценности, и очень радует, что духовность преобладает над материализмом, и это у 42 % опрошенных. И для 56 % самая важная ценность — это любовь.
В заключение, хотелось отметить, что пространство для самореализации молодежи огромное, и какое направление выберет молодой человек зависит только от него: от его жизненных ценностей, уровня воспитания, образования и культуры, а также от той среды в которой он живет и развивается.
Л.Н. Толстой писал: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Я согласна с этим высказыванием, ведь человек духовно развитый думает и размышляет сам, имеет свои убеждения, может получать удовольствие от духовных ценностей и не страдать от отсутствия материальных благ. Настоящие человеческие потребности — это любовь к человеку, дружба, моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество, и эти чувства зависят только от внутреннего мира человека, он их хозяин, а не судьба.
Список литературы:
1. Краевский В.В. Методология педагогического исследования, Самара 1994 г.
2. Маслова Н.Ф., Коренев Л.П. Методология и методика педагогических исследований в высшей школе, Орел 2003.
3. Педагогика, под ред. П.И. Пидкасистого, Москва 1998 г.
4. Философский словарь, Москва 1986 г.