Статья:

СПОРТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Ишалова Ю.А. СПОРТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОРТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ишалова Юлия Альбертовна
студент Елабужского Института Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Елабуга
Бекмансуров Раиль Хадиярович
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель кафедры физической культуры Елабужского Института Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Елабуга

Часто мы слышим словосочетание «люди с ограниченными возможностями». А кто они такие? Многие просто ответят, что это же просто инвалид! На самом деле, это вовсе не так.

Так откуда появилось данное выражение? Оно было придумано в конце эпохи 80-х годов двадцатого столетия чрезмерно «гуманными» общественниками и чиновниками, курирующими инвалидные движения. Потом уже словосочетание «человек с ограниченными возможностями» стало применяться вместо термина «инвалид» в семьях детей-инвалидов. Общественники пытались ввести данное выражение в официальную документацию, но чиновники подумали, что это серьезно может нарушить права людей с инвалидностью, оставили все как оно есть.

Но данная категория людей — это полноценные члены общества, поэтому к ним нужно относится с уважением, и ни в коем случае не пренебрегать ими. Спортивные достижения людей с ограниченными возможностями потрясают воображение. Даже на Олимпийских играх они способны выступать на равных, а зачастую и превзойти обычных и здоровых людей. Соревнуясь с «людьми с неограниченными способностями» они могут добиться даже более лучших результатов. Так, например, в 1904 году на одной из первых Олимпиад одноногий гимнаст получил три золотые медали. Сейчас же проводятся с 1969 года международные спортивные соревнования, так называемые, Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями [4].

Основателем таких видов спорта, в которых бы могли участвовать инвалиды, был английский нейрохирург Людвиг Гуттман, который, поддерживал занятия своих пациентов спортом. Преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с ограниченными возможностями, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт и физические упражнения для людей с ограниченными способностями создаёт условия для эффективной жизнедеятельности, возобновляют психическое равновесие, позволяют вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской [1].

Паралимпийские игры — высший международный спортивный форум спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта, которых представляют национальные паралимпийские комитеты, признанные Международным паралимпийским комитетом, обладающим правом исключительной собственности на Паралимпийские игры, в том числе правом их организации, проведения, освещения в средствах массовой информации и воспроизводства любым способом, а также иными исключительными правами, предусмотренными его конституцией [3].

На сегодняшний день более 20 видов спорта присутствуют в Паралимпийских играх, как в зимних, так и в летних. Паралимпийские игры содействует укреплению позиций и повышению престижа инвалидов на международной арене, оказывают практическую помощь общественным объединениям инвалидов, развивающим и культивирующим виды спорта паралимпийских игр.

Но во многих регионах страны попросту нет спортивных объектов для занятия физической культуры и спорта, не обеспечены кадры специалистов, не проработаны научно-методические программы для людей с ограниченными возможностями. Это играет огромную роль в развитии данной категории людей, с помощью адаптированной физкультуры они смогут реализовать свои возможности, достичь высоких результатов и уже в будущем участвовать в Паралимпийских играх, Чемпионате мира и т. д.

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество [2].

При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека — это потребности в самоактуализации, поскольку профессионально трудовая, общественно политическая и другие виды деятельности зачастую оказываются недоступными.

Нельзя сказать, что программа по развитию спорта для людей с ограниченными возможностями стоит на месте. В некоторых городах России уже построены спортивные объекты, на который был учрежден грант. При такой поддержке недавно был построен бассейн, доступный для инвалидов. Эту тенденцию нужно развивать, а главное контроль должен осуществляться теми людьми, которые потом будут в дальнейшем этим пользоваться.

Просвещению спорта для инвалидов должны уделять наибольшее внимание. Так многие родители детей-инвалидов попросту не знают о том, что можно отдать детей в различные секции по развитию их физических возможностей. Таким образом, информированность общественности приведет не малое количество детей-инвалидов в спорт. А это уже большой шаг в развитии на данном пути.

Эту деятельность следует направить на создание действительно равных возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо принять меры организационного характера, направленные на интенсивное развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Начинать нужно с создания детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, так развивая детей и молодежь, можно привлечь и взрослых людей с ограниченными возможностями.

Но мало желания для достижения данной цели, нужны финансовые условия и материальная поддержка со стороны государства. А это огромные затраты, так спортивные объекты должны быть оснащены всеми атрибутами доступности — специальным транспортом, пандусами, лифтом, оборудованными туалетами и т. д.

Примером может служить формирование безбарьерной среды для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Так были созданы необходимые компоненты на соревновательных и не соревновательных объектах игр, так и на туристических объектах города Сочи. В последствие, данные объекты, скорее всего, будут функционировать как постоянные и действующие инфраструктуры. Что же касается других малонаселенных регионов страны, по-моему мнению, они будут развиваться с таким же успехом, и на их развитие будут выделены немалые средства.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что государственная власть поддерживает людей с ограниченными возможностями, дав им шанс на улучшение своей жизнедеятельности. Но для полноценного развития все же есть некоторые недочеты. Прежде всего, нужно развивать подготовку для специалистов в области адаптивной физической культуры, врачей и методистов, работающих с людьми с ограниченными возможностями, а также реконструировать уже существующие физкультурно-спортивные объекты для того, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов.

Так, средствам массовой информации необходимо шире освещать адаптивный спорт, развивая воспитательный потенциал не только для людей с ограниченными возможностями, но и для всего населения, формировать у инвалидов осознанное позитивное отношение к занятию физической культуры.

В любом демократическом государстве невозможно игнорирование прав огромного количества его граждан. В современной России постепенно меняется отношение к инвалидам. И создание безбарьерного пространства для людей с ограниченными возможностями во многом поможет решить вопросы их социальной реабилитации и более полной интеграции в общество.

 

Список литературы:

  1. Дух жизни Людвига Гуттмана— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.jewish.ru/style/science/2012/08/news994310686.php (дата обращения 18.04.2013).
  2. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Материалы к лекциям. — Л.: ВИФК, 2005, с. 133 — № 5.
  3. «Модельный закон о паралимпийском спорте» от 25.11.2008 г/ Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 43. С. 294—335.
  4. Паралимпийские игры— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 18.04.2013).