Статья:

СИТУАЦИЯ В МАЛИ: ТЕРРОРИЗМ ИЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Испенбетова Л.А. СИТУАЦИЯ В МАЛИ: ТЕРРОРИЗМ ИЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 29.01.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИТУАЦИЯ В МАЛИ: ТЕРРОРИЗМ ИЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Испенбетова Лилия Амангельдиевна
студент 4 курса юридического факультета Актюбинский государственный университет им. К. Жубанова
Алимпиева Татьяна Геннадиевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры ТГП юридического факультета АГУ им. К. Жубанова

С каждым годом на международной арене все чаще поднимается проблема терроризма и экстремизма с последующим предложением способов противодействия. Терроризм и экстремизм в рамках определенного государства будут являться особо опасными преступлениями, а эти же деяния на международной арене будут международными преступлениями. Последствием таких преступлений будут выступать масштабность смертей людей во всех странах, нарушение международной дипломатии и другие немаловажные затрагиваемые аспекты международной и внутригосударственной деятельности.

Для противостояния распространению терроризма и экстремизма на международной арене необходимо соответствующее законодательное регулирование внутри каждой страны и соответствующие международные конвенции и соглашения.

Для понимания сложности ситуации и характера развития данных преступлений необходимо обратиться к истокам их возникновения в свете историко-правового анализа.

Первым фактом терроризма явилось убийство короля Югославии, которое произошло 1934 году, после чего началась активная работа по созданию Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. На этом сотрудничество по противодействию терроризму не прекратилось, в 1973 году была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой. Согласно данной Конвенции, ее участники должны обеспечить безопасность и принимать для этого необходимые меры.

Что касается противодействия захвата заложников, также была принята Конвенция по борьбе с захватом заложников. Согласно которой каждое государство должно применять соответствующее наказание за такого рода преступления. Кроме этого был урегулирован вопрос безопасности полетов воздушного транспорта принятием соответствующей конвенции по предотвращению террористических актов на борту воздушных судов, а также конвенции по предотвращению террористических актов на борту морских судов. Вопрос поставленный на разрешение один — обеспечение безопасности от террористических актов и разного рода проявлений. На этом фоне улучшается сотрудничество стран, так как это проблема не носит единичный характер, распространяясь на определенной территории государства, а представляет угрозу для каждого государства. Соответственного требует должного подхода со стороны государств при решении данной проблемы. Главной силой стран в противодействии терроризму будет единая политика противодействия и сплоченная работа в одном направлении. Для реализации поставленной задачи с каждым годом увеличивается число многосторонних либо двусторонних соглашений общей направленности. В качестве примеров таких соглашений можно привести следующие: Международный договор России, Франции и Великобритании о принципах добрососедских взаимоотношений, основной целью заключения которого было противодействие терроризму. Противодействие заключается в осуждении террористической деятельности независимо от целей их совершения. И это является проблемой международного масштаба, т. к. терроризм, как известно, это незаконная деятельность групп всегда связанная с поддержкой какого-либо государства. Поэтому должно быть налажено сотрудничество государств, дабы не возникло международных конфликтов как следствия противозаконной деятельности групп. Кроме это в самом государстве должны быть налажен контроль и приняты соответствующие меры.

В основе любого договора о борьбе с терроризмом основой является принцип “aut dedere, аut judicare” что означает «либо выдай, либо накажи» [1].

Данный принцип говорит о привлечении к ответственности виновных лиц.

В Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма были выделены обязанности государств по воздержанию от организации, подстрекательству, содействию террористической деятельности. Данная Декларация ставит перед государствами определенные цели направленные на поддержание сотрудничества, заключение соглашений, и совместное применение соответствующих мер не ограничиваясь определенной территорией. Все Декларации принимаемые государствами по борьбе с терроризмом негативно направлены по отношению к любой поддержке государств таких террористических групп.

Самым важным событием 1972 года, связанным с противодействием терроризму, явилось создание специального комитета ООН. Данный комитет пытался составить общее определение понятия «международный терроризм», которое так и не было составлено [2].

На сегодняшний день существует проблема укрепления терроризма в Мали. Север Мали захвачен террористами, которые ведут сепаратистскую войну и нацелены на создание самопровозглашенного государства Азават. Данная проблема началась с государственного переворота. Переворот в государстве начался с захвата президентского дворца в Мали, под лозунгом восстановления демократии в государстве. После свержения президента и министров с занимаемых ими постов был осуществлен захват власти капитаном Амаду Санного. Эти события молниеносно развернулись в марте 2012 года, что стало неожиданностью как для граждан государства, так и для других государств.

Все эти действия привели к соответствующей негативной реакции со стороны государств, например, со стороны Экономического сообщества стран Западной Африки была прекращена экономическая помощь, после чего власть передали Дионкунде Траоре, который являлся спикером парламента.

Последствия данного переворота были кардинальными, так как на его фоне увеличились темпы национальное движение с целью освобождения Азавада, после чего произошел частичный захват территории. Данное движение было согласно прекратить огонь со своей стороны только при одном условии — если все цели по созданию Азавада как государства будут провозглашены, что в итоге и произошло. Президент Амаду Тумани Туре ушел с поста президента, подав в отставку. Власть была передана Джибрилю Бассоле. После соглашения о передаче власти в распоряжение Национального собрания со стороны ЭКОВАС были отменены санкции в отношении Мали. Неожиданностью стала реакция граждан в виде захвата дворца президента Мали, которые заявили о необходимости назначения на пост президента лидера революционеров Траоре Санного. Немаловажное значение в данной ситуации играет негативная реакция Франции, Африканского союза и Совета Безопасности ООН и других стран на происходящее. Со стороны СБ ООН в резолюции былы санкционированы военные опрерации в отношении Мали. Гражданами назначение временного президента было воспринято враждебно, и оговаривалось, что данное лицо заинтересовано в поддержке лишь интересов запада. Действия международного сообщества по-разному воспринимаются, как в самом государстве, так и другими странами. Что касается действий Франции по внедрению войск на территорию Мали, для оказания содействия в урегулировании ситуации, были восприняты гражданами враждебно, с мыслью о заинтересованности данной страны экономико-стратегического характера. Анализируя выступления в СМИ представителей разных стран, было сделано заключении о существовании вопроса о реальных причинах ситуации в Мали и возможности урегулирования данного конфликта, носящего на сегодняшний день международный характер. В основу конфликта ставятся религия ислам сопряженная с терроризмом и проявление заинтересованности стран в происходящем. По мнению Юрия Кочубея, причины происходящего имеют экономическую подоплеку. Для понимания причин возникновения данной ситуации необходимо обратиться к истории государства Мали. Данное государство не имеет выхода к морю и располагается в Западной Африке. Изначально на севере Мали существовало непризнанное исламистское государство Азавад и исламская империя, просуществовавшая вплоть до XIX века. С XIX века начали проявляться экспансии со стороны Франции, которые уже в XX веке полностью подчинили себе территорию Мали.

На сегодняшний день, Мали богато природными ресурсами и является крупнейшим экспортером золота и хлопка, что представляет ценность для стран этим не обладающих. Кроме того ценна и площадь государства, в свою очередь удобная для расположения стратегических объектов. Юрий Кочубей высказывался о наибольшей заинтересованности США, Китая и в особенности Франции, которая с давних времен знакома с порядком колонизации и ценностью территории государства. Также не понятна логика разрушения древнейших святынь и памятников исламской религии, что не отрицает существование провокационных течений, которые нацелены на разжигание конфликта еще большей величины. Разрушение религиозных памятников было признано Международным уголовным судом как военное преступление.

Согласно статье 1 Устава ООН, государства-члены ООН ставят перед собой следующиую цель — поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Но и при следовании мирным уставным целям деятельности, введенные в Мали войска принимают участие в конфликте, что говорит о необходимости контроля со стороны ООН степени участия войск в урегулировании ситуации [3]. Все эти события можно трактовать по-разному, но страдания причиняются невинным людям, которые вынуждены покидать свои дома и искать более безопасное место, и численность их составляет более 230 000 человек. Из-за военной обстановки в государстве много смертей от незаконной расправы, как со стороны внедренных войск, преследующих урегулирование конфликта, так и со стороны исламистов. В ходе данных событий нарушаются права человека, увеличивается численность убитых без суда, обостряется конфликт, разрушаются исторические памятники, приостановлена связь с внешним миром.

 Затяжной характер конфликта и пребывания войск на территории Мали к наилучшему исходу проблемы привести не могут, ситуация может только усугубиться. Поэтому разумным решением конфликта является возобновление переговоров, которые предоставят возможность соблюдения и подтверждения приоритетности принципа разрешения международных конфликтов мирными средствами. Именно диалог и компромиссное соглашение между конфликтующими сторонами представит возможность мирного урегулирования спора и сохранения безопасности, стабильности и международного мира.

 

Список литературы:

  1. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И.. Международное право, 2004.
  2. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное публичное право: Москва «Международные отношения» 2000, 610 с.
  3. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Текст устава официально опубликован не был. СПС «Гарант».