ВВЕДЕНИЕ БЕЗВИЗОВОГО РЕЖИМА РОССИИ С ЕВРОСОЮЗОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВВЕДЕНИЕ БЕЗВИЗОВОГО РЕЖИМА РОССИИ С ЕВРОСОЮЗОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Двадцать семь европейских государств — члены Европейского союза (далее — Евросоюз, ЕС), являясь частью Шенгенской зоны, имеют единую визовую политику. Россия не относится к государствам-членам Шенгенских соглашений, но она активно ведет сотрудничество по облегчению или полному переходу на безвизовый режим.
На сегодняшний день Евросоюз один из основных партнеров Российской Федерации (далее — РФ, России) в политических, экономических, торговых и культурных отношениях. Решение вопроса по отмене визового режима могло бы сблизить и укрепить отношения по ряду многих вопросов.
На официальном уровне инициатива перехода к взаимному безвизовому режиму впервые была сформулирована Президентом РФ В.В. Путиным в августе 2002 года в послании главам государств Европейского союза. На возможность установления безвизового режима с Россией на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 года было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.
Говоря об отмене визового режима, следует понимать, что это долгосрочная цель, а либерализация его — промежуточный этап. Переговоры в данном вопросе ведутся уже более 10 лет, но пока безуспешно. Основными тенденциями переговоров Москвы и Брюсселя является облегчение визового режима и отмена краткосрочных виз.
За последние годы были достигнуты договоренности с Германией, Италией и Францией о смягчении визового режима и также его отмене в отношении отдельных граждан. Политика Евросоюза более осторожная, чем односторонние действия и заявления отдельных стран ЕС. К сожалению, этот вопрос лежит, скорее, в политической плоскости, чем экономической. Иначе говоря, стороны понимают, что это выгодно, но для того, чтобы такое решение было принято, необходимо усилие политических элит и лидеров как Российской Федерации, так и всех стран Евросоюза.
Первым результатом переговоров было подписание соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии на саммите в Сочи 25 мая 2006 года, а в 2007 ратифицировано обеими сторонами, что стало большим шагом на пути перспектив сотрудничества с Евросоюзом [1]. Согласно новому порядку, получить визы станет проще членам официальных делегаций; предпринимателям и представителям коммерческих организаций; водителям международных перевозок, журналистам; деятелям науки, культуры, студентам и школьникам, участникам программ по обмену, международных спортивных мероприятий, а также тем, кто планирует посетить воинские и гражданские захоронения родственников.
Важным шагом на пути либерализации визовых отношений России и ЕС стало введение 5 апреля 2010 года нового Визового кодекса, который позволил привести к единому стандарту подачу документов для всех 27 стран [2].
В настоящее время право безвизового въезда в Шенгенскую зону в течение 90 дней имеют владельцы дипломатических паспортов. Ведутся также переговоры о том, чтобы распространить этот режим на экипажи гражданских морских и авиационных судов. Многократные визы стали оформляться на срок от одного года до пяти лет. Причем получить годовую визу смогли те, кто хотя бы один раз в течение предыдущего года получал визы в данную страну.
Стремление России к отмене визового режима связано с тем, что российские граждане постоянно сталкиваются с бумажной волокитой в консульских учреждениях.
Почему все еще существует визовый режим между Россией и Европейским союзом? Каковы препятствия, мешающие отмене визового режима?
Несомненно, всем двадцати семи странам сложно прийти к консенсусу по данному вопросу, в связи с разными интересами и возможностями.
Согласно официальной статистике россияне ездят в ЕС значительно чаще, чем европейцы в Россию. В 2010 году зафиксировано около 39 тысяч поездок по целям граждан РФ в страны Евросоюза, тогда как жители ЕС немногим более 22 тысяч раз въезжали в Россию [3]. Опасения относятся по большей части к безопасности и политическим вопросам. В частности, вероятность свободы в визовом отношении приравниваются к открытию внешней границы ЕС нелегальной иммиграции и рынка труда.
Цель визовой политики заключатся в сдерживании потоков нелегальных иммигрантов, борьбой с организованной преступностью, сохранением внутренней безопасности. Но данные проблемы не решить лишь инструментами визовой политики.
Затягивание возможной отмены визового режима с Россией может носить политический характер, заявил Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров. Он предположил, что задержки в принятии окончательного решения об отмене визовых требований может быть основано на «принципе солидарности», и что введение безвизового режима с Россией невозможно до отмены визового режима между ЕС и его соседями, как и Украина, Армения и Грузия [4].
Еще одной причиной можно считать не вхождение России в число самых развитых стран мира. Хотя безвизовый режим с ЕС установлен уже в 42 странах, не входящих в число стран-лидеров.
Препятствием можно считать и боязнь обидеть восточных соседей, а именно, Украину и Молдавию, которые в одностороннем порядке уже отменили визы для европейцев.
Отменить визы с ЕС Россия рассчитывает к концу следующего года. Этот вопрос был приоритетным во время встречи в Брюсселе Министра иностранных дел С.В Лаврова с высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон [5].
Для решения отмены визового режима ЕС предоставил полный список проблем России необходимо решить для содействия отмене визового режима. На основании этого списка, стороны договорились о взаимных шагах, которые должны быть приняты, в том числе введение биометрических паспортов, борьба с нелегальной иммиграцией и сотрудничества правоохранительных органов.
Ослабление или отмена визового режима имеет решающее значение для наращивания экономического сотрудничества с ЕС, который остается одним из основных торговый партнеров для России. Можно сказать, что введение безвизового режима может привести к интеграции нашей страны в европейское пространство, что позволит развитию и возникновению настоящей конкуренции, новому уровню борьбы с коррупцией и даст мощный толчок к развитию.
В целом сотрудничество России и ЕС остается декларативным. Проблемой является неспособность сторон к осмыслению взаимоотношений. В результате ЕС занят выдавливанием мелких односторонних уступок со стороны России, а не становлением «стратегического партнёрства». Со своей стороны, Россия стала делать меньше бессмысленных односторонних уступок Западу [6].
Только двусторонняя воля обеих сторон позволит воплотить в жизнь задуманные идеи. Обсуждения данной темы должны подкрепляться реальными шагами и в других сферах. Необходимо понимание того, что в данном процессе заинтересованы не только политические лидеры, элита и бизнесмены, но и обычные граждане, как России, так и ЕС.
Список литературы:
1.Лавров обсудит с Эштон в Брюсселе вопрос об отмене виз для россиян [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ria.ru/world/20130215/923042667.html (дата обращения: 10.04.2013).
2.Лавров: проблема визового режима с ЕС имеет политический характер [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ria.ru/society/20130225/924488957.html (дата обращения: 16.04.2013)
3.На саммите в Сочи лидеры России и ЕС подписали соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.newsru.com/russia/25may2006/summit.html (дата обращения: 10.04.2013).
4.Неменский Н. РФ и Европейский союз: 1999—2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.zlev.ru/159/159_18.htm (дата обращения: 17.04.2013).
5.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_65/Main.htm (дата обращения: 10.04.2013).
6.Шенген стал строже [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.rg.ru/2010/03/12/shengen.html (дата обращения: 17.04. 2013).