Статья:

УСАДЬБА ВЫСОКОЕ КАК ОБРАЗЕЦ УСАДЕБНОГО МИРА

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Дмитриева К.В. УСАДЬБА ВЫСОКОЕ КАК ОБРАЗЕЦ УСАДЕБНОГО МИРА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 16.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УСАДЬБА ВЫСОКОЕ КАК ОБРАЗЕЦ УСАДЕБНОГО МИРА

Дмитриева Ксения Вячеславовна
студент Смоленского государственного университета, г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Смоленского государственного университета, г. Смоленск

Дворянские усадьбы в России многочисленны и разнообразны. Они отличаются друг от друга размерами территорий, планировкой, стилями оформления, наделенными функциями и другими важными элементами. Но все же, русская дворянская усадьба — это уникальный мир, в котором господствовали свои правила, законы и традиции. Известный культуролог Ю.М. Лотман писал, что культура дворянской усадьбы является особым миром, который предстает перед нами в виде, опосредованном ее создателями и владельцами усадеб, которые сами стали частью этой культуры, и которую мы рассматриваем их глазами, пытаясь понять и оценить ее через их восприятие. Усадьба оказала решающее влияние на весь жизненный уклад ее обитателей, чей быт воспринимался через призму этой культуры. Отличительные признаки усадебной дворянской культуры стали синонимами, адекватными определениям «усадебный быт», «бытовая культура», связанная с семейными традициями [8].

Многие дворянские имения имели общие типологические черты, особенно это свойственно имениям XVI—XIX веков. Существовали некоторые правила, которыми руководились проектировщики и строители при возведении имений, поэтому культура русских дворянских усадеб была признана неким историческим феноменом.

Для русских дворян XVI—XIX веков их родовые усадьбы воплощали в себе «идеальный мир», со своими устоями, традициями и бытом. Этот мир создавался очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть не продуманного, все идеально, все значимо. Такое имение должно было предстать созданное как бы в одночасье, поэтому вокруг стройки возводились огромные заборы, разбирались мосты и подъездные пути, а документы уничтожались. Так создавались декорации в театре дворянской жизни [9]. За промежуток времени с XVI по XIX века дворянская усадьба активно развивалась, были построены необыкновенные и грандиозные архитектурно-ландшафтные объекты. В их число входит усадьба Шереметевых «Высокое», расположенная в Смоленской области.

Этот край является Родиной Александры Григорьевны Мельниковой, жены графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Они поженились в 1858 году и много времени проводили в имениях Кусково и Останкино. Но Александра Григорьевна тяготилась жизнью в этих усадьбах, так как там все напоминало об умершей первой жене Дмитрия Николаевича. Поэтому смолянка упросила мужа построить новую усадьбу на ее Родине, в небольшом сельце Высокое. Купив у матери имение, графиня переселила крестьян в соседний Вяземский уезд и приступила к строительству.

Планировку усадьбы и ее проектирование Александра Григорьевна доверила известному архитектору Николаю Леонтьевичу Бенуа, а руководство строительством осуществлял его помощник К.К. Мюллер. Строительство велось с 1867 по 1873 год [6].

Н.Л. Бенуа было представлено широкое поле деятельности, он должен был создать целый усадебный комплекс с нуля. Надлежало сделать новую планировку усадьбы, окружить ее хорошими дорогами, всячески благоустроить территорию [1]. За незначительный промежуток времени было построено около 20 каменных зданий и создано два великолепных парка. Были построены: двухэтажный усадебный дворец, дом для детей, прачечная, здания для фермы крупного рогатого скота улучшенной породы, амбары, дом молочниц, птичник, дом птичницы, сырная ферма, дом механика, дом для гостей с названием «Миловид», дома для управляющего и для церковного причта, оранжерея, начато строительство большого здания для конного завода и другие [6].

При въезде на территорию усадьбы гостей встречают скульптуры львов. Мощные, сделанные из белого камня фигуры львов стоят на профилированном основании и держат в лапах перед собой фигурные щиты с изображением герба Шереметевых [1]. На каменной ленте, окаймляющей герб, начертан девиз: “DEUS CONSERVAT OMNIA” («Бог хранит всех»). Также Н.Л. Бенуа спроектировал воротные столбы, находящиеся при въезде в имение [2].

Затем дорога раздваивается и одна ветвь ведет в восточное направление к «дому старой графини», а вторая придерживается северного направления и приводит к церкви Иоанна Предтечи. «Дом старой графини» выполнен в духе позднего классицизма. Его стены выполнены из сосновых бревен, которые рублены на углах с остатком, а крыша четырехскатная. Здание не создает впечатления роскоши, оно сравнительно скромное, но все равно не теряет своего очарования. За домом простирается красивый пейзажный парк [9].

Затем вдоль дороги мы можем заметить дом для детей, построенный в 1869 году. В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века. Корпус постройки прямоугольный и имеет два этажа и пять осей проемов на фасадах [9]. Напротив дома для детей, через дорогу, виден дом управляющего. Он расположен в самом центре всей усадьбы, посреди регулярного парка.

Далее дорога упирается в скотный двор с коровником и амбаром, которые расположены в юго-восточном углу усадьбы. Пространство скотного двора замыкает здание коровника с восточной стороны. Это интересное одноэтажное здание, которое в плане имеет форму буквы Т. Оно построено инженером Мюллером в 1870-е годы по проекту Н.Л. Бенуа. Амбар же замыкает скотный двор с юго-востока. Он построен из кирпича в 1868 году. Проект амбара отличают простота и вместе с тем острота, четкость и рациональность объемного решения. За счет обширных скатов крыш, находящихся на разных уровнях, силуэт постройки выглядит весьма органично [1]. Изначально несколько зданий амбаров составляли замкнутое каре, в середине которых был расположен внутренний двор [7]. Среди хозяйственных построек также интересна баня, имеющая декор в виде готического орнамента. Здание выглядит немного игрушечно, но в то же время идеально вписывается в окружающую обстановку [1].

Дом молочниц расположен к северу от скотного двора параллельно основной дороге и ориентирован на нее главным фасадом. Объемную композицию кирпичного, позднее побеленного здания составляют центральный двухэтажный объем и два более узких симметричных одноэтажных крыла.

Молочная ферма, созданная в 1869 году, находится к западу от скотного двора. Кирпичная постройка в романтических формах в «швейцарском вкусе» воспринимается как один из павильонов парка [9]. Молочная также выполнена из кирпича, как и многие здания усадьбы. Светлые деревянные террасы и балконы дома удачно сочетаются с красивым цветом кирпичных стен, тем самым создавая совершенно уникальный эффект.

После хозяйственных построек дорога разветвляется на северный и южный рукав. В самом разделении торцом к дороге стоит школа. Здание изначально было двухэтажным, но позднее был надстроен третий этаж. Дробный декор фасадов характерен для русского стиля 3-й четверти XIX века. Между окнами второго этажа помещены небольшие кресты.

Следуя далее по дороге, с восточной стороны хорошо виден пруд, за которым располагается необыкновенное здание птичника, построенное в 1872 году [9]. Это здание выглядит как таинственный небольшой замок в стиле псевдоготики. Оно выполняет чисто утилитарную роль, хоть и не выглядит как хозяйственная постройка [1].

Поворачивая на запад, с правой стороны дороги можно увидеть конный завод 1873 года. Это грациозное здание, обширное, прямоугольное в плане, замыкает комплекс кирпичных зданий с севера. Весь декор главного фасада южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов XVII века в Москве. В треугольные фронтоны верхних окон вставлены изображения лошадиных голов [9].

Далее, поворачивая обратно на юг, дорога ведет к зданиям прачечной и дому священника. Прачечная, построенная в 1873 году, находится в западной части усадьбы, у дороги за дворцом. Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание состоит из двух параллельных корпусов — прямоугольного и восьмигранного.

К западу от них в самой живописной точке располагается дворец, построенный в 1871 году [3]. План дома Шереметевых имеет черты, которые в первой половине XIX века получили распространение в архитектуре загородных особняков. Он скомпонован симметрично относительно широкой террасы, с лестницей, выходящей в долину реки Вазуза, и имеет свободно нарисованные несимметричные очертания. Это придает постройке некое своеобразие, усиливает ее контакт с окружающей средой, подчеркивает в то же время функции загородного особняка [1]. Перед широким центральным ризалитом небольшого выноса — открытая парадная трехмаршевая лестница. На южном торцовом фасаде еще два входа: один — в угловом деревянном ризалите, перед другим — сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках. Высокие крыши, многочисленные раскреповки, деревянная веранда южного фасада делают силуэт здания живописным и динамичным. Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса. В более поздней северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным. Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века. Общую декоративность всего дворца усиливают эркеры и открытые балконы [9]. Смещение казалось бы разнородных элементов в доме Шереметевых не производит впечатление безвкусицы и грубости. В нем есть причудливость, некоторая «игрушечность», которая простительна находящемуся в зелени парка частному загородному дому [1]. Как и во всех дворянских усадьбах того времени все элементы оформления главного дома и рядом находящихся хозяйственных построек имели свой тайный смысл, нюансы, мелочи. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей — это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках — наоборот, цвет жизни, деятельности.

Завершается южная часть комплекса церковью Иоанна Предтечи, построенной в 1871 году. То, что графиня заказывает церковь именно в «русском стиле» — не только желание сохранить семейные традиции. Конец 60-х—70-е годы в целом ознаменовались усилением интереса к русскому национальному зодчеству. Церковь в «Высоком» — это бесстолпный пятиглавый храм, перекрытый сомкнутыми сводами, которые декорированы рядами кокошников. Возводилась церковь с большими сложностями, как, впрочем, и остальные постройки «Высокого». Сохранившиеся письма к Н.Л. Бенуа в Петербург его помощника К.К. Мюллера, который руководил работами на месте, воспроизводят живую картину строительства. Грунт на вершине горы оказался очень каменистым, с трудом можно было раздробить его для кладки фундаментов. Бесконечные холода и непролазная грязь, отсутствие необходимого числа каменщиков, трудности с водой, которую приходилось поднимать из Вазузы, — в таких условиях строилась церковь в Высоком. И все же весной 1871 года она была закончена. Окна имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по собственным рисункам Бенуа на заводе «русского живописца Сверчкова» в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, «специально избранную гр. Дмитрием Николаевичем Шереметевым, причём мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым».

Парк усадьбы Высокое делился на две части, выполненные в пейзажном и регулярном стилях. Этот прекрасный парк, объединяющий все постройки усадебного комплекса, являлся лучшим второй половины XIX века на Смоленщине, сложный по планировке и богатый по составу пород. Здесь встречаются такие породы деревьев как дуб, береза, липа, тополь, вяз, лиственница, сосна, ель [9]. Кустарники: бересклет, барбарис, сирень, акация, спирея [2]. Также в парках насчитывалось более 40 видов растений, привезённых из других стран. В парке были оригинальные цветники, богатая оранжерея. Оранжерею построили в 1870 году [10]. Она была сделана по проекту Н.Л. Бенуа и состояла из тонкой металлической конструкции, оснащенной стеклами, что придавало оранжерее легкость и красоту [2].

Регулярная часть парка сохранилась в южной части усадьбы. На его территории находятся школа, дом управляющего, конный завод. Здесь можно увидеть необыкновенные липовые и дубовые аллеи, обрамляющие живописные дорожки, прямоугольные боскеты [9]. Раньше дорожки аллей были посыпаны песком [2]. К западу от дворца расположен партер с круглым фонтаном, сделанным из камня. Возле дома управляющего дубы посажены по кругу. Также в планировке парка применялось террасирование — на склоне выделяются небольшие террасы, засаженные деревьями и кустарниками. Пейзажная часть парка простирается к югу от «старого дома» и его большая часть была занята хозяйственными постройками. Этот уникальный парк имеет многочисленные, скользящие между деревьями дорожки. Юго-восточную часть парка образует тенистый массив свободно стоящих крупных деревьев. С севера пейзажную часть парка огибает березовая аллея. Также на территории парка есть небольшой пруд. Особенностью высоковского парка являются причудливые деревья, которым придана многоствольная форма — например, девятиствольные липы [9]. Также усадьбу украшали небольшие мостики и необыкновенный каскад прудов [2].

При создании усадьбы парки и сады комплекса также должны были соответствовать идеальности таинственного усадебного мира. Природа усадебного парка — это идеальный сад, каждое дерево, каждое растение что-нибудь значат в общей гармонии. Овраги, луга, холмы, зеленые насаждения становились значимыми в усадебной символике. Сочная, яркая зелень — символ надежды. Белые стволы березы, посаженные в виде аллеи, напоминая белые стволы колонн, служат устойчивым образом родины. Липы в аллеях во время весеннего цветения символизировали своим благоуханием райский эфир. Акацию сажали как символ бессмертия души. Для дуба, воспринимавшегося как сила, вечность, добродетель, устраивали специальные поляны. Плющ, как знак бессмертия, обвивал деревья в парке. А камыши у воды символизировали уединение. Даже трава виделась смертной плотью, увядающей и воскресающей. Осина, как «проклятое дерево» не встречается в парке дворянской усадьбы. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами — оврагами и прудами.

Стремясь превратить усадьбу в романтический уголок, где ничто не напоминало бы о прозе жизни, Н.Л. Бенуа, непревзойденный подражатель историческим стилям, справился с этой задачей как нельзя лучше. И хотя люди, знающие толк в архитектуре, могут указать на некий стилевой коктейль: здесь и русский стиль (церковь), и элементы классицизма (дворец), и псевдоготика (птичник), тем не менее, все постройки создают неповторимый архитектурный ансамбль [9].

Последним владельцем усадьбы был граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931). Став владельцем усадьбы, он продолжил ее благоустройство. По завещанию матери, умершей в 1871 году, обширное строение конного завода было приспособлено для больницы на 10 кроватей и богадельни для призрения престарелых бедных на 20 человек. При больнице работали врач, фельдшер и акушерка, лечение для всех было бесплатное.

В 1888 году на средства Шереметева в Высоком была открыта церковно-приходская школа. При школе также работали 2 библиотеки: одна — для учащихся и учителей, другая — «Народная библиотека памяти императора Александра III» — для служащих усадьбы и окрестного населения. С 1893 года в Высоком стала работать почтово-телеграфная станция, также оборудованная на средства Шереметева. На берегу реки Вазузы была установлена паровая машина в 4 лошадиные силы для доставки воды почти во все дома и заведения. Граф Шереметев увлекался пожарным делом. С 1892 года за свой счет издавал журнал «Пожарный» (первый в России данного профиля), имевший подзаголовок «Иллюстрированный вестник пожарного дела в России». В 1890 году он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 году в усадьбе построил пожарную каланчу «наподобие городских». Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Она была обеспечена всем необходимым противопожарным инвентарем, вплоть до пожарного автомобиля (что даже в городах было редкостью). Род графов Шереметевых пресекся в 1989 году со смертью последнего его представителя по мужской линии Василия Павловича Шереметева. В 1918 году усадьба была национализирована. Значительная часть ее ценностей (картины, скульптура, часть библиотеки и архива, предметы дорогой мебели) были вывезены в Москву в распоряжение Российского музейного фонда. Все, что осталось в усадьбе, было расхищено. На базе имения был создан совхоз [6].

От великолепного усадебного комплекса остались лишь развалины. Наиболее значительные разрушения отмечены в последнее десятилетие XX века. В начале 90-х годов сгорел усадебный дом. От него остались лишь наружные местами разрушенные стены. Быстро разрушается и великолепная в прошлом церковь. Зарастает, захламляется усадебный парк, более 10 лет за ним нет никакого ухода. Сохранились здания конного завода, прачечной, коровника, птичника, молочной фермы, школы, дома управляющего, несколько амбаров, жилых домов, церковь и прочие. В общей сложности 19 зданий [4].

В лучшем состоянии деревья на склоне берега перед усадебным домом. Здесь сохранилось немало старых дубов, лип. На наиболее крутых участках склона растут молодые деревья, в основном липы, клёны. Прежняя планировка насаждений не просматривается. Сложно установить и границы парка, т. к. окраины его застроены частными домами [10].

Изучением этой неповторимой усадьбы занимались многие научные деятели как прошлого, так и настоящего времени: Ковалев Ю.П., Моисеев, Будаев Д.И., Бартенева М.И., Плужников и другие.

В данном исследовании была предпринята попытка охарактеризовать организацию усадьбы Высокое, проследить характерные черты и элементы благоустройства, дать подробное описание объектов комплекса. Изучение и сохранение традиционной усадебной культуры позволит лучше понять быт и традиций той эпохи, что является основой для решения проблемы сохранения усадьбы.

 

Список литературы:

  1. Бартенева М.И., Николай Бенуа. — С.-Петербург: Стройиздат СПб, 1994., с. 96.
  2. Бер-Глинка А.И., Гурская Н.Г. Знаменитые усадьбы Смоленщины. — Смоленск, 2011.
  3. Будаев Д.И., Махотин Б.А., Тимохина Т.Г. Смоленская область: Краеведческий словарь. — М. Московский рабочий, 1978., с. 32.
  4. Бондарева Н. Памятники Архитектуры Подмосковья. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nataturka.ru/usadiba/visokoe_s.html.
  5. Культура русской дворянской усадьбы — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gradromanov.ru/02_2_kult.htm.
  6. Ковалев Ю.П., Энциклопедия Смоленской области. Часть 2, 2003.
  7. Лапикова Анна, журнал «Пчела», 2006, № 8.
  8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX вв.). СПб., 1994. С. 10—15. 
  9. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», М., «Наука», 2001.
  10. Шкаликов В.А., Ершов М.А., Борисовская И.А., Особо охраняемые природные территории Смоленской области, Смоленск, 2005.