Статья:

УСАДЬБА ВАСИЛЬЕВСКОЕ — ЧАСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Загидуллина К.Ф. УСАДЬБА ВАСИЛЬЕВСКОЕ — ЧАСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УСАДЬБА ВАСИЛЬЕВСКОЕ — ЧАСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Загидуллина Ксения Фаридовна
студент Смоленского государственного университета, г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Смоленского государственного университета, г. Смоленск

Каждая страна, каждый народ отличается своей культурой, на которую, огромное влияние оказывает ход истории. И Россия — не исключение. Ее многогранная и самобытная культура, берущая свои истоки еще в глубине веков, удивляет и восхищает. Частью этой культуры являются, безусловно, дворянские усадьбы.
Интерес к усадьбам в последнее время все больше возрастает:

  • появляются многочисленные культурологические и краеведческие издания, в которых речь идет об усадьбах;
  • создаются общества, цель которых — изучение русской усадьбы.

Не остаются без внимания вопросы сохранения и эффективного использования усадеб, расположенных на территории региона.
Что же такое «усадебная культура»? Как отмечают Э.Г. Истомина и М.А. Полякова в своей статье «Русская усадебная культура: проблемы и перспективы», данное понятие «имеет необычайно широкие границы и включает в себя не только разнообразные элементы архитектурно-художественной среды и природного окружения, но и различные явления историко-культурной и философской направленности».
Известно три основных вида русских усадеб:

  • боярская усадьба XVII века;
  • помещичья усадьба XVIII—XIX веков;
  • городская усадьба XVIII—XIX веков (характерна в основном для Москвы).

В своей статье «К проблеме определения и эволюции понятия «русская усадьба» (в порядке дискуссии)» М.Ю. Коробко дает другую классификацию усадеб:

  • загородный двор — форма загородного владения, включавшая жилой дом, угодья и ограду, «где все сельское хозяйство сведено к минимуму и играет более «декоративную» роль, нежели действительно направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца. К середине XIX в. загородные дворы исчезли.
  • усадьба: а) мелкопоместная; б) среднепоместная; в) крупнопоместная; г) дворцовая. Данный тип усадьбы относился ко 2-ой половине XVIII — началу XIX вв. В указанный период сложился усадебный комплекс с главным домом, флигелями, церковной и хозяйственной территорией, парком, прудами. В истории культуры усадьба этого типа известна как «дворянское гнездо» (или дворянская усадьба), имевшее свои духовные и культурные традиции.
  • дача — явление, относившееся к XIX в, когда владельцы усадеб стали практиковать сдачу в аренду некоторых помещений имений на летний период.

Остановимся подробней на дворянской усадьбе, которая является местом единения человека с природой. Долгое время помещики не хотели замечать этой самой природы и усадьбы носили больше утилитарный характер.
Новое видение природы пришло не сразу. Сначала у знати появлялись первые «потешные сады». В резиденциях Екатерины II трудились английские садовники и архитекторы. Все, что было так модно за границей: прогулки в красивых садах под щебет птиц, катание на лодках, «летние театры» под открытым небом — это и многое другое становилось обязательной чертой образованного человека конца XVIII века.
Расцвет русской усадьбы приходится на вторую половину XVIII — начало XIX вв., усадебное строительство стало набирать обороты после обнародования «Закона о вольности дворянской». В 1763 году, получив право не служить, дворянин вышел в отставку и удалился в свое имение. Там он обустраивался, проявляя не только размах, но и незаурядный художественный вкус. И теперь уже, главное достоинство усадьбы — расположение ее среди живописного ландшафта.
После Отечественной войны 1812 года новые усадьбы возводились все реже, в основном приводились в порядок уже имеющиеся.
Коренные изменения претерпевает усадьба после 1861 года. Она перестает быть самодостаточной, перестает быть основой поместного хозяйства. Появляются купеческие усадьбы, и теперь они больше художественные центры, как например, Талашкино (Смоленская область), Поленово, Абрамцево (Московская область).
Г.К. Лукомский в своей книге «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства» отмечает, что «усадебное строительство — самая богатая и типичная страница в описании художественного строительства русской провинции» [5].
Стиль типичной русской дворянской усадьбы периода XVIII — начала XIX вв. можно определить как смешанный (смешение регулярного и пейзажного стилей). На формирование сада активно повлияли голландское барроко (середины XVII и до середины первой половины XVIII в.) и рококо. Сад при усадьбе начинался «французским» регулярным партером, примыкающим к дому и переходившим в пейзажный «английский» парк.
Как театр начинается с вешалки, так усадьба русского помещика начинается с парадного въезда, представляющего собой ворота, рядом с которым была сторожка привратника. За въездом открывалась подъездная аллея, ведущая к дому. Особенно популярны для аллей были липы, посадка их применялась более тесная, чем в Западной Европе. В подлеске, который мог располагаться между аллеями, обычно укрывались соловьи. В центре имения располагался дом, вблизи которого еще сохранялись намеки на регулярность, потому что считалось неудобным переходить сразу от архитектуры к свободной, непринужденной природе. Дом на территории усадьбы располагался в тихом уютном месте, по возможности недалеко от водоема. В таких домах часто было несколько этажей. Также примечательны были колонны при входе на парадное крыльцо, так как именно с него (с крыльца) начинается неповторимый стиль каждого дома.
Внутреннее оформление особняка начиналось со стен. Они обычно светлого цвета — от белого до золотистого и желтого. Если стены покрывали обоями, то они непременно были высшего качества, шелковые, неярких пастельных тонов, с небольшим рисунком. Такие обои в старину заказывались в Англии. По потолку располагался фигурный фриз, а в самом центре массивная, богато оформленная люстра.
Пол обычно покрывался паркетом, со сложным геометрическим рисунком. Но в некоторых комнатах допускался деревянный лакированный пол, на несколько оттенков темнее стен. Резные двери были настоящим произведением искусства. Входная дверь обычно была дубовая или из других прочных сортов древесины. Мебель использовалась из натуральных материалов — металла и дерева.
Цветы сажали в клумбы правильных геометрических форм. Узкие прямые, но не стриженые аллеи уходили далеко от здания. Деревья перестали стричь в России очень рано (в конце XVIII и начале XIX вв. еще могли стричь кусты, но только около дома). Кроме аллей, устраивали и «зеленые гостиные», когда липы сажали тесными рядами вокруг какой-либо площадки, на которой устанавливали стол и скамейки.
Цветник с его геометрически правильным построением связывал архитектуру дома с пейзажной частью парка. Наряду с яркими цветами обязательно было выращивать душистые.
На территории имения были церковь, мельница, у богатых помещиков — оранжерея, зверинец, со всех сторон усадьбу окаймляли рощи, а за усадьбой простирались поля. Из водных сооружений на территории усадьбы присутствовали ручьи, озера, пруды, маленькие речушки, естественные каскады, т. е. природные водоемы, для оформления которых использовались мостики, фонтаны-шутихи. Тяга к отдыху и единению с природой обернулась появлением большого количества беседок, гамаков, скамеек. Также для оформления использовали обманные виды, нарисованные на картоне.
Рельеф на территории усадьбы не изменяли. Растения высаживали в основном из местной флоры, такие как незабудки, землянику, липы, дубы, сосны, яблони, груши, вишни, сливы. Из «обрусевших» в настоящее время интердуцентов — бархатцы, календулу, душистый табак.
Колорит усадьбы был достаточно сдержанным, с отсутствием чрезмерной пестроты, что, впрочем, не означает отсутствие цвета.
Во время событий начала — середины XX века огромное количество поместных усадеб было разорено, разграблено, а некоторые из них и вовсе стерты с лица земли. Накануне отмены крепостного права (вторая половина XIX в.) усадеб на территории нынешней Смоленской области было не менее 2,5 тысяч [1], в 1919 году — зарегистрирована 331 усадьба [3], в 2010 году — 36 усадеб. Смоленские дворянские усадьбы представляют яркие примеры усадебной культуры. Великолепным образцом является усадьба, расположенная в д. Васильевское Темкинского района Смоленской области (ранее — владельческое село в Гжатском уезде). Расположена деревня в восточной части области в 14 км к северу от Темкино, на левом берегу реки Полоть, в 11 км к западу от границы с Московской областью.
Величественная дворянская усадьба принадлежала графу Василию Васильевичу Орлову-Денисову (1775—1843). Расположено имение в стороне от населенного пункта, на берегу пруда, и окружено деревьями старого парка.
Об истории строительства усадьбы нам известно следующее: в конце XVIII в. император Павел I пожаловал имение графу В.В. Орлову-Денисову (в тот период подполковнику Казачьего полка), где и была тогда же были возведены деревянные усадебный дом и хозяйственные постройки, разбит парк с прудами. Называться усадьба стала по имени ее владельца «Васильевское». Граф Орлов-Денисов к началу 1812 г. в звании генерал-майора командовал лейб-гвардии Казачьим полком, во время Отечественной войны был командиром партизанских казачьих отрядов, особенно отличившихся в боевых действиях на территории Смоленской губернии, затем был начальником личного конвоя императора Александра I, генерал-адъютантом, генералом от кавалерии, удостоен множества наград. Портрет Василия Васильевича был помещен в Военной галерее Зимнего дворца, что считалось не только великой честью, но и говорило о благосклонности царской семьи.
Во время событий Отечественной войны 1812 года деревянный дом усадьбы был сожжен, и в 1826 году Орлов-Денисов построил новое каменное двухэтажное дворцового типа здание (третий этаж был надстроен позже) и два отдельно стоящих двухэтажных каменных флигеля, сооружение для артезианского колодца, круглое с восьмью полуколоннами; расширил «французский» и «английский» парки с прудами и каналами, перед усадебным домом было сооружено озеро с очертаниями двуглавого орла, а сам дом окружал канал. Василий Васильевич в 1834 году построил каменную церковь во имя Николая Чудотворца [2].
Усадьба передавалась по наследству: сперва к сыну Василия Васильевича — графу Федору Васильевичу Орлову-Денисову, затем к внуку первого — Николаю Федоровичу Орлову-Денисову. Последним владельцем имения являлся генерал-майор граф Александр Николаевич Граббе (служил начальником личного конвоя императора Николая II). Александр Николаевич жил в Петербурге и приезжал в усадьбу очень редко, только на летнее время. Чаще здесь бывала его жена Мария Николаевна с сыновьями. Ныне потомки графов Граббе проживают в США.
Усадьба Васильевское — пример дворянской помещичьей усадьбы. Говоря об архитектурных особенностях усадьбы, следует отметить, что в соответствии с традициями центр усадьбы — величественный каменный дом. Этот дом — трехэтажное (по некоторым сведениям на третьем этаже была голубятня) кирпичное оштукатуренное здание дворцового типа в монументальных формах ампира, строгих и парадных [4]. Крупное, прямоугольное здание с подчеркнутым цоколем, двумя высокими этажами и низким антресольным имеет по краям главного, обращенного к пруду фасада, сильно выступающие ризалиты. Заглубленный центр дома выделен парадным портиком из полуколонн с лепными капителями, поставленным на выступ нижнего этажа. Нижний этаж прорезан частыми арочными окнами в нишах такой же формой с замками в архивольтах. Первоначально в центре главного фасада находилась широкая полукруглая лестница. Фасад дома был украшен колоннадою лишь на втором этаже [5]. Служебный флигель расположен к западу от дома, на продольной оси усадьбы.
С разных сторон от дома располагались два флигеля, артезианский колодец, пруды. Стиль данной усадьбы определяется как смешанный (смешение регулярного и пейзажного стилей). Вблизи особняка прослеживались элементы регулярного сада: подъездная дорога к строению и дорога, уходящая в парк, пересекаются под прямым углом; на территории усадьбы разбиты аллеи, регулярный липовый парк. Присутствуют и элементы пейзажного стиля: пруд неправильной формы, пейзажный парк к югу, северу и западу от дома. На северной границе парка — река Полоть.
Более крупными размерами отличались парадные залы в северо-западном и юго-восточном углах дома, а также за портиком паркового фасада. Из вестибюля за центром главного фасада широкая парадная лестница вела на второй этаж. Центральные помещения были связаны между собой узким и темным коридором. Во всех помещениях плоские потолки, только одно в подвальном этаже перекрыто крестовым сводом. Художественный интерес дома этой усадьбы сосредоточен в его внутреннем убранстве. Плафоны эпохи расцвета ампира заполнены, главным образом, орнаментальными сюжетами, но иногда встречаются и изображения фигур. Особенно замечательны плафоны расписанные ромбами, кругами, квадратами, внутри которых — цветы и изображения мифологических сценок. Фризы украшали маски, от которых отходят орнаментальные разводы или букеты, то нежных, немного ярких по краскам цветов. С потолка спускались великолепные огромные люстры, ампирные, бронзовые; и когда в них загорались свечи, трепетным пламенем озарялись плафоны. Дом был обставлен старинной мебелью, интересной работы и богато украшенной [6].
На продольной оси усадьбы к западу от дома расположен служебный флигель. Восемь больших тосканских полуколонн между окнами украшали главный фасад, обращенный к пруду.
Из приемов ландшафтной архитектуры использовались аллеи, дорожки, обрамленные посадками сирени; букетные посадки и насаждения, солитерные посадки; отражение дома в воде пруда.
Имение было национализировано в 1918 году, на его месте создали совхоз. Некоторые художественные ценности были вывезены в музеи, остальные, в том числе семейный архив и внушительных размеров библиотека, пропали бесследно. В наши дни от усадебного комплекса сохранились разрушающиеся трехэтажный усадебный дом и флигель, артезианский колодец практически разрушен и не используется, церковь уничтожена, сохранились центральная липовая аллея, ведущая к реке Полоть; остатки пейзажного парка; пруд — блюдце, уже изрядно заросший, с рядовыми посадками и дорожкой вокруг. Окаймлявшие пруды серебристые тополя почти все выпилены.
Не смотря на то, что усадьба находится в плачевном состоянии, но и в период своего упадка и разрухи она не теряет величия и былой торжественности.
Усадьба Васильевское — не просто пример дворянской поместной усадьбы, это частичка дворянской культуры, частичка целой эпохи культурной жизни нашей страны. Каждая такая усадьба и вся усадебная культура в целом по-своему уникальны и представляют огромную ценность для русского человека.
Очень хотелось бы, чтобы люди больше интересовались культурой и историей своей страны, своей малой родины. Изучая такие отдельные «частички» культуры, мы можем составить более полную картину о развитии нашей страны в целом.
Список литературы:

  1. Будаев Д.И. Смоленская деревня в конце XIX — начале XX вв.
  2. Васильева Л.П. Столица и усадьба //Старые парки Смоленщины 1914. — № 9.
  3. Иванов М.В. Спасение культурных ценностей смоленских усадеб во время Гражданской войны//Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы.
  4. Лемочкина М. Рабочий путь//Темкинские жемчужины «Скажи-ка, дядя, ведь недаром?» от 3 августа 2011.
  5. Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России.
  6. Лукомский Г.К. Столица и усадьба № 9 от 1 мая 1914 года.