Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТОВ)

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 4. Лингвистика

Выходные данные
Ласкавая Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТОВ) // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 41 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТОВ)

Ласкавая Екатерина Александровна
студент Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск
Бевзова Елена Ивановна
научный руководитель, научный руководитель, ст. преп. каф. «Русский язык и восточные языки» СГУПС, г. Новосибирск

Язык средств массовой информации, особенно газетной печати, — тема, вызывающая споры и интересующая многих исследователей. Для разных публицистических жанров существуют достаточно жесткие и определенные требования к внутренней стилистике. И в частности, очень интересен жанр информационной новостной заметки. В связи с этим перед нами возникла проблема — используют ли журналисты при создании новостных текстов средства речевой выразительности, или такие тексты считаются сугубо информационными и не содержат никаких фигур речи, кроме повествования о фактах.

На основании возникшей проблемы выдвинем предположение о том, что применение средств речевой выразительности, используемых СМИ, может сделать газетные новостные статьи и заметки более интересными, поспособствовать привлечению к ним внимания читателей, а также повлиять на эффективность восприятия информации. Но реализация этой цели зачастую зависит от профессионального уровня журналиста и его желания написать яркий материал.

У публицистического стиля одной из важнейших функций является воздействующая, поскольку текст, опубликованный в СМИ, не просто дает информацию, но и оказывает желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настраивает его определенным образом.

Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность (побудительность) и полемичность. Это связано с тем, что СМИ создают так называемую социальную атмосферу, определяют градус, вектор движения общественной мысли. В связи с этим нельзя недооценивать роль СМИ местного значения, газеты и Интернет ресурсы маленьких городов, районных центров, а также вузов, корпораций и крупных предприятий.

Средства массовой информации играют немаловажную роль в нашей жизни. Публицистический стиль также занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать речевые средства других стилей. Но в последнее время положение газетной речи в стилистической системе русского языка стало более сложным: с одной стороны, значительное количество оригинальных газетных оборотов, сформировавшихся с использованием выразительных средства языка, вследствие огромного количества повторов и цитирований в Интернете воспринимаются как штампы. С другой стороны, газетная речь вышла из жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью. СМИ в значительной степени определяют изменение лексических нормы языка, и тем более высока их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.

Лингвисты, описывая особенности публицистического стиля, относят к ним среди других следующие основополагающие факторы: употребление стандартных, клишированных средств языка; активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур; широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии и популярность изложения при информативной насыщенности.

Таким образом, чередование стандартности, клишированности и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного является не просто объективным, но и при большой информативности новостных и других информационных статей необходимым фактором, определяющим достижение цели газетного стиля.

Традиционно публицистические жанры принято делить на информационные, аналитические и художественно-публицистические, и именно для последних наиболее характерно использование специфических художественных средств, определяющих эмоциональное воздействие, оказываемое на читателя, то впечатление, которое остается у него после прочтения статьи или информационной заметки. Но реально в каждом из публицистических жанров мы можем обнаружить большое количество приемов такого рода.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Практически отсутствуют такие жанры, как очерки и фельетоны. Большее, чем прежде, место в газете стал занимать жанр журналистского расследования. В настоящее время для системы газетных жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

Проанализировав специфику газетного стиля и его языковые средства, мы пришли к выводу, что среди главных языковых особенностей газетного стиля современных СМИ следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств: использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка. Важной чертой современной публицистики является также использование наиболее типичных для текущего момента общественной жизни способов изложения материала, и в частности — проникновение в литературный нормированный язык элементов молодежных сленгов, разговорной сниженной лексики и фразеологии. Использования такого рода выразительных средств — один из важнейших стилистических приемов и в тоже время — средство повышения градуса воздействия газетного текста.

Классические приемы усиления экспрессивности текста в газетной печати — метафоризация, ирония, тропы, аллюзии, парцеляции и другое — также используются в «бумажных» СМИ, причем, они все в большей степени проникают в самые сжатые и «сухие» новостные заметки, в связи с чем не сами факты и события, а именно эмоциональное впечатление становится основным средством воздействия на читателя.

С целью изучения использования средств речевой выразительности, используемых в газетах «Соседи» и «Славгородские вести», а также их влияния на восприятия информации читателем нами было проведено эмпирическое исследование.

Опрос проводился в группе испытуемых в количестве 10 человек в возрасте от 30 до 60 лет (средний возраст составил 45 лет), жителей г. Славгорода. Группа была сформирована случайным способом.

В качестве материала для эксперимента испытуемым предлагались для прочтения и оценки статьи из газет «Соседи» и «Славгородские вести».

Исследование проводилось в два этапа:

1 этап — оценка эмоционального влияния выбранных новостных статей из газет «Соседи» и «Славгородские вести». В этих СМИ участникам опроса были предложены статьи разных жанров с целью оценить уровень запоминания событий и эмоциональное впечатления. Критерием эмоционального воздействия была оценка читателем содержания статьи, которая выводилась по простому опроснику, ответы на вопросы которого отражали эмоциональное впечатление читателя и показывали, что именно ему запомнилось и что вызвало наибольший отклик.

2 этап — проведение собственного стилистического анализа текстов статей из газет с целью выявления использованных средств речевой выразительности согласно их лингвистическим характеристикам. Затем осуществлялся подсчет их удельного веса в статье (по количественному критерию).

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что в информационных и новостных статьях данных газет практически отсутствуют средства речевой выразительности, что говорит о бедности стилистики и слабой эмоциональной окраске этих публикаций. Анализ ответов читателей на предложенные вопросы также показал, что эмоциональное воздействие и запоминаемость информации крайне низкие.

Также, по нашему мнению, на воздействие и восприятие текста читателем существенно влияют речевые штампы: меньшее количество штампов в статье хотя и не усиливает ее эмоциональную окраску, но способствовует привлечению к ней большего внимания. Отсутствие средств речевой выразительности в газетах снижает экспрессивность информации, в меньшей степени привлекает внимание читателей и, следовательно, снижает популярность и востребованность данных изданий.

Следовательно, чтобы статья привлекала внимание, была популярной и востребованной, а главное — оказывала на читателя требуемое и желательное воздействие, необходимо наличие средств речевой выразительности и уменьшение количества штампов, что подтверждает наше первоначальное предположение.

В целом, результаты практического исследования показали, что применение средств речевой выразительности, используемых СМИ, делает газетные статьи более интересными, способствует привлечению к ним внимания читателей, а также влияет на характер восприятия информации.

 

Список литературы:

  1. А.Н. Гвоздев, Очерки по стилистике русского языка/ А.Н. Гвоздев. — М.: 2005.
  2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С., Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка: Словарь-справочник/Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. — М.: 2008.
  3. Материалы периодической печати.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка/С.И. Ожегов. — М.: 1991 г.
  5. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10—11 кл/ А.Г. Петрякова. — М.: Флинта, 2007, 256 с.