Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Ватагина А.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ватагина Анна Александровна
студент 5 курса, кафедры ПиМно Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, научный руководитель, зав. кафедрой ПиМНО, канд. пед. наук, доцент Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри

В настоящее время, проблема развития нравственных ценностей младших школьников находит свое отражение в государственных документах, таких как: «Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12 летней школе», «Федеральный государственный образовательный стандарт», «Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»».

Тема развития нравственных ценностей так же затронута в «Федеральной программе развития образования». Так как, одной из задач развития системы образования — «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе» [5].

Таким образом, одна из главных целей шкoлы — это развитие не тoлько личнoстных, но и нравственных ценнoстей младших школьников. В процессе достижения данной цели — младший школьник, должен приобрести нрaвственно и социaльно знaчимые кaчества: уважение к своей стрaне, своему нaроду, истории, готовность действoвать самoстоятельно и oтвечать за свoи пoступки, осознание своих обязaнностей перед обществом, другими людьми, сaмим собoй.

Понятие, сущность и особенности нравственных ценностей рассматривают психологи и педагоги: Л.М. Крыжановская, Р.С. Немов, Н.Ф. Талызина, И.Ф. Харламов и др.

Вопросами нравственного воспитания занимались В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, И.П. Подласый, А.А. Реан, И.Ф. Харламов и др.

В процессе воспитания личности особую роль играет формирование ее нравственности.

Поведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что нравственное воспитание, по мнению В.А. Сухомлинского — создание условий для «стремления к нравственному самосовершенствованию», т. е. «ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказывать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека» [4, с. 212].

Необходимо отметить, что процесс нравственного воспитания должен быть направлен на развитие, выработку и совершенствование нравственных качеств школьников. Для этого «необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др.» [6, с. 339].

Нравственность занимает особое место в системе человеческих ценностей. Нравственное сознание определяет поведение людей и их межличностные, групповые, социальные взаимоотношения. Формирование нравственных представлений, принципов, норм, традиций — это единственный регулятор человеческих отношений. Проявление нравственности трудно переоценить, любая форма человеческой деятельности нуждается в нравственной оценки. Нравственные понятия человека, формируется на протяжении веков и отражаются в таких категориях, как моральные нормы и принципы, регулирующие отношения людей, добро, зло, долг, справедливость, совесть, счастье, любовь, смысл жизни.

В сoвременной науке существуeт несколько определений нравственных ценностей. Рассмотрим некоторые из них.

Нравственные ценности «охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем обществен­но-значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания, считает Е.В. Бондаревская» [цит. по: 3, с. 33].

Нравственные ценности — «ориентиры в поведении классов, социальных групп, индивида, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны» [1, с. 170].

Нравственные (моральные) ценности — «особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла» [2, с. 29].

Нравственные ценности, входят в психолoгическую структyру личнoсти в формe личныx цeнностей, являясь мотива­цией ее поведения. Нравственный мир личности характеризует индивидуальная иерархия личностных нравственных ценностей, которые связаны между индивидуальным и обще­ственным бытием. Человек, при знакомстве с нравственными ценностями, анализиру­ет свою деятельность, самого себя, присваивает только те ценности, котoрые считaет знaчимыми для окружaющих и себя.

В младшем школьном возрасте дети, в оценках, даваемых себе и другим людям, в своем поведении, начинают руководствоваться определенными нравственными нормами. У них формируются способность к нравственной саморегуляции и устойчивые моральные представления.

В результате воспитания формируется система эмоций, которую составляют нравственные чувства. Среди множества нравственных чувств есть благородные чувства: доброта, сердечность, порядочность, отзывчивость и другие, так называемые неблагородные: злоба, зависть и пр. Нравственное воспитание ребенка предполагает предупреждение возникновения у него неблагородных чувств и формирование благородных.

В современной практике начальной школы существует большое количество разнообразных подходов к развитию нравственных ценностей младших школьников. Анализ методической литературы позволил выявить следующие формы, методы и приемы, которые наиболее активно используются в учебно-воспитательном процессе.

Рассмотрим приемы, с помощью которых осуществляется развитие нравственных ценностей учителями РФ и РС (Я):

  1. прием художественного творчества (Н.И. Гаврина, МОУ СОШ № 4 (п. Линево));
  2. инсценирование сказок (Е.Л. Юркова, МОУ СОШ № 2 (г. Вилючинск));
  3. прием выразительного чтения произведения (А.М. Миловзорова, МОУ СОШ № 43 (г. Нижний Тагил));
  4. прием театрализации (Е.А. Яковлева, МОУ СОШ № 24 (РС (Я), г. Якутск).

Методы развития нравственных ценностей младших школьников:

  1. психологические сказки, анкетирование (А.В. Яковлева, МОУ СОШ № 13 (г. Новотроицк));
  2. игровой (Г.И. Тарасова, Ясенская средняя школа № 7 (Пинежский район, Архангельская область).

Формы развития нравственных ценностей младших школьников:

  1. урок (А.Д. Михайлова, МОУ СОШ № 3 (РС (Я), г. Удачный); Г.В. Казьмина, ГОУ СОШ № 851 (г. Москва); Л.Д. Протасова, МОУ СОШ № 1729 (г. Москва); В.Г. Винокурова, МОУ Ытык-Кюельская СОШ № 1 им. А.И. Софронова (РС (Я), Таттинский район); Е.В. Даровских МОУ СОШ № 1024 (г. Москва); Л.И. Найда, МОУ СОШ № 1 (г. Киров); Н.А. Леонова, МОУ СОШ № 75 (г. Волгоград));
  2. внеклассные занятия (А.Е. Колосов, МОУ «Намская СОШ № 2» (РС (Я), с. Намцы); Л.Н. Крючкова, СОШ № 15 (РС (Я), г. Мирный); Н.Р. Петрунина, МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» (г. Нижнекамск); О.И. Аббасова, МОУ СОШ № 56 (г. Москва); Е.В. Волошина, МОУ СОШ № 2 (г. Липецк); Л.А. Гайнзе, МОУ СОШ № 18 (РС (Я) г. Нерюнгри));
  3. классный час (Л.В. Бороздунова, МОУ «Эльдиканская СОШ им. А.А. Константиновой» (РС (Я), п. Эльдикан);
  4. кружок (Н.М. Первушина, МОУ СОШ № 17 (г. Самара)).

Благодаря этим формам, методам и приемам работы учителя создают условия для развития нравственных ценностей младшего школьника, таких как: отзывчивость, эмпатия, неравнодушие, совесть, ответственность и др.

Поэтому на основе анализа педагогической литературы и обобщения опыта учителей РФ и РС (Я) по теме исследования нами был составлен кружок «Дорога в прекрасное».

Данный кружок рассчитан на один учебный год для учащихся 1 класса для детей 6—7 лет (17 ч., по 1 ч. в неделю). Программа включает в себя 11 тем и проводится во время часов общения в рамках урока (35 минут).

Каждое занятие построено таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, в ходе занятия проводится динамическая пауза.

Календарно-тематическое планирование с расчасовкой представлено в таблице.

Таблица 1.

Тематическое планирование кружка «Дорога в прекрасное»

N п/п

Тема

Цель

Кол-во часов

Дата

1

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Знакомство с основными нравственными понятиями: добро, зло, хорошо, плохо, можно, нельзя, надо.

1

12.11.12.

2

«Человек — сам себе друг или враг?»

Знакомство с понятиями: положительные человеческие качества, человеческие пороки, добро и зло, роль человека в предотвращении безнравственного поведения людей.

3

26.11.12.

3.12.12.

10.12.12.

3

«Что такое счастье?»

Формирование условий для размышления о счастье, эстетического восприятия и этического понимания определения счастья.

1

17.12.12.

4

«Моя любимая семья»

Формирование представления о семье, как о самом главном, что есть в жизни человека, о ее составе.

1

24.12.12.

5

«Что такое культурный человек?»

Знакомство с основными правилами этикета: умение вежливо и доброжелательно относиться к другим людям, вести себя организованно, подтянуто в общественных местах, за столом и т. д.

1

 

14.01.13.

6

«Дружба крепкая…»

Формирование представлений об истинном товариществе и верной дружбе, с необходимыми для этого качествами: чуткости, отзывчивости, справедливости и взаимопомощи.

2

21.01.13.

28.01.13.

7

«Если добрый ты…»

Формирование умения разделять понятия «добро», «зло»; формирование убеждения в необходимости добра и недоступности зла.

2

04.02.13.

18.02.13.

8

«Прекрасное в природе»

Воспитание положительного чувства к природе. Приобщение к коллективному труду: работа на пришкольном участке.

1

25.02.13.

9

«Мы такие разные — мальчишки и девчонки»

Воспитание дружбы между мальчиками и девочками; формирование уважения друг к другу.

2

04.03.13.

18.03.13.

10

«Ты не один на свете»

Формирование понятия одиночества, взаимоотношения с людьми. Развить чувство сопереживания, эмпатии, уважения, заботы.

1

08.04.13.

11

«О братьях наших меньших»

Воспитание чувства симпатии, эмпатии, ответственности к миру животных.

2

15.04.13.

22.04.13.

ВСЕГО                                                                                                                  17

 

 

 

На каждом занятии используются словесные методы (обсуждение, дискуссии, чтение литературных произведений, обсуждение мультфильмов и презентаций и др.), наглядные методы (просмотр и рассматривание ситуаций и др.), практические методы, включающие такие задания, при выполнении которых младшие школьники помогали бы друг другу, содействовали, умели оказать помощь, не остаться равнодушными, где учащимися рассматривались бы яркие примеры положительного и отрицательного поведения.

Итак, данная программа кружка «Дорога в прекрасное», по нашему мнению, способствует развитию нравственных ценностей младших школьников, эмоциональности, нравственных чувств и качеств, ответственности, отзывчивости, сопереживания, самоактуализированности, критичности суждений, коммуникабельности, и многим другим важным качествам личности.

 

Список литературы:

  1. Колмакова М.Н., Суров В.С. Краткий педагогический словарь пропагандиста — М.: Политиздат, 1988. — 367 с.
  2. Матвеев П.Е. Моральные ценности — Владимир: Владим. гос. ун-т. Монография, 2004. — 190 с.
  3. Набиулина Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средне специальных учебных заведениях. — Уфа: Дом печати, 2003. — 72 с.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 270 с.
  5. Федеральная программа развития образования // Российская газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/51_fz_pril.htm.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Юристъ, 1997. — 512 с.