Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Мотовилова Ю.Е. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

Мотовилова Юлия Евгеньевна
студент кафедры ПиМНО ТИ (Ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ имени М.К. Аммосова», г. Нерюнгри
Новаковская Виктория Сергеевна
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель кафедры ПиМНО, ТИ (Ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ имени М.К. Аммосова», г. Нерюнгри

Для изменений, происходящих с человеком в течение первых трех лет развития, характерны поразительная скорость и глубина по сравнению с изменениями в любой другой трехлетний период его жизни.

В статье 18 «дошкольное образование» федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. указывается, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» [4].

Е.В. Ларечина указывает, что в целях создания оптимальных условий для интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка раннего возраста психолого-педагогическая работа должна строиться по принципу взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста [2, с. 18].

Проблемой разработки форм, методов и приемов психолого-педагогической работы, способствующих психическому развитию детей раннего возраста занимались Н.Н. Авдеева, П.Я. Гальперин, А.О. Дробинская, И.В. Дубровина, Е.В. Ларечина, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова и др.

Однако, на наш взгляд, на данный момент, практически не существуют комплексные программы сопровождения психического развития детей в возрасте от одного года до трех лет в семье, адресованные педагогам и психологам, и, включающие в себя систематизированный комплекс методов и приемов развития ребенка в контексте работы с его семьей, а также набор диагностических методик для контроля проводимой работы. Таким образом, становится очевидной актуальность исследования специфики психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в семье.

В результате проведенных исследований установлено, что основными особенностями развития познавательных процессов у детей в раннем возрасте являются следующие: развитие восприятия приводит к формированию у ребенка системы сенсорных эталонов, необходимой для образной категоризации, мышление является наглядно-действенным, развитие речи приводит к количественному увеличению понимаемых и произносимых слов, память и внимание непроизвольны и неустойчивы.

Также следует отметить, что общение с членами семьи можно назвать своеобразной движущей силой психического развития ребенка в период раннего детства, так как эмоциональный контакт с близкими взрослыми, стремление подражать им, способствует появлению готовности к присвоению материальной и духовной культуры, в свою очередь, в результате накопления знаний об окружающем мире у детей развивается самосознание, формируется первичная самооценка. Другими словами можно сказать, что такое общение стимулирует развитие как познавательных процессов, так и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.

Нами была набрана экспериментальная группа, состоящая из десяти детей в возрасте от одного года до двух лет, и в ней выделены две подгруппы по пять детей в каждой. Такое разделение обусловлено спецификой психолого-педагогической работы сданной возрастной категорией детей. На занятиях каждого ребенка сопровождал один из его родителей (чаще мама). Исследование проводилось на базе центра раннего развития ребенка при кафедре ПиМНО ТИ (Ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ» в г. Нерюнгри.

Мы считаем, что комплексная диагностика психического развития детей в раннем возрасте будет являться основополагающим условием эффективности психолого-педагогического сопровождения развития детей на данном этапе онтогенеза. На наш взгляд, целью психолого-педагогической диагностики психического развития детей раннего возраста является определение соответствия возрастной норме уровня развития тех или иных психических процессов, уровня развития предметной деятельности и развития общения со взрослым и изучение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка.

На основе анализа психолого-диагностической литературы и в соответствии с поставленной целью мы отобрали следующие методы и методики для программы психологической диагностики:

  1. методика определения коэффициента психического развития детей от одного года до трех лет (С.Н. Костромина);
  2. методика диагностики развития предметной деятельности и развития общения со взрослым детей второго года жизни (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова);
  3. методика изучения развития образа «Я» у младенцев и детей раннего возраста (А.А. Реан).

Интерпретация результатов исследования по методике определения коэффициента психического развития детей показала, что среди диагностируемых детей 60 % имеют высокий уровень психического развития, остальные 40 % — нормальный уровень психического развития. Особенно важным, на наш взгляд, является то, что у 90 % испытуемых, было выявлено слабое развитие активной речи. Исследование по методике диагностики развития предметной деятельности и развития общения со взрослым показало, что у 60 % детей высокий уровень развития предметной деятельности, у остальных 40 % — средний уровень. Ситуативно-деловое общение со взрослым у 40 % детей отмечено на высоком уровне развития, у 60 % — на среднем. Результаты исследования свидетельствуют о том, что актуальными направлениями психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста для нас будут являться следующие: развитие предметной деятельности через научение детей различным манипулятивным и культурно фиксированным действиям с предметами, развитие коммуникативных навыков, активизация вербальных и невербальных средств общения. Диагностика самосознания по методике изучения развития образа «Я» у младенцев и детей раннего возраста показала, что у всех детей образ себя находится в процессе формирования и уровень сформированности соответствует возрастной норме. Однако поведение детей в диагностических ситуациях свидетельствует о необходимости развития коммуникативных навыков и активной речи детей.

Результаты первичной диагностики позволяют определить цель психолого-педагогического сопровождения психического развития детей раннего возраста в условиях семейного воспитания как создание условий для развития когнитивной и эмоционально-личностной сферы психики детей в процессе их общения с взрослыми и сверстниками.

В связи с поставленной целью, основные задачи психолого-педагогической работы можно обозначить следующим образом:

  1. формирование у детей представлений об окружающем мире, включающее в себя развитие сенсорных эталонов (цвет, размер, форма), развитие представлений о животных, растениях, явлениях природы и т. д.;
  2. развитие эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста;
  3. информирование и оказание помощи родителям по вопросам воспитания и развития ребенка.

Структура занятий предполагает использование следующих видов деятельности: подвижные игры, игровой массаж, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, обучающие игры, артикуляционная и дыхательная гимнастика, изобразительная деятельность. При такой организации развивающей работы с детьми каждое занятие позволяет решить комплекс психолого-педагогических задач развития детей раннего возраста, а именно: развитие представлений об окружающем мире, развитие представлений о размере, развитие коммуникативных навыков, развитие пассивного и активного словаря, развитие всех видов восприятия, развитие мышления, памяти, внимания. Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективную совместную деятельность детей и родителей, поощряются также и взаимодействия между детьми.

По окончании формирующего эксперимента нами была проведена итоговая диагностика психического развития детей раннего возраста, контингент детей и набор диагностических методик остался прежним.

Данные итогового исследования по методике С.Н. Костроминой показали, что 90 % диагностируемых детей имеют высокий уровень психического развития, что на 30 % больше, чем при первичной диагностике. Сравнительный анализ результатов первичного и итогового исследования по методике Е.О. Смирновой с соавторами указывает на расширение репертуара действий с предметами, развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, а также развитие активной речи. Сравнение исходных и итоговых данных по методике А.А. Реана (изучение образа «Я») свидетельствует о развитии коммуникативных навыков и речи.

Таким образом, данные итогового исследования свидетельствуют о положительной динамике уровня психического развития детей раннего возраста под влиянием методов психолого-педагогического сопровождения психического развития детей раннего возраста в семье, что свидетельствует об эффективности данной программы.

 

Список литературы:

  1. Костромина С.Н., Реан А.А. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 224 с.
  2. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка: методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. — 160 с.
  3. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М.: МГППУ, 2003. — 241 с.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mamamasi.ru/index.php?id=27#st18.