Статья:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Кирова Е.В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кирова Екатерина Васильевна
студент Оренбургского государственного института менеджмента
Смольянов Александр Викторович
научный руководитель, научный руководитель, доцент кафедры «Физического воспитания и БЖД» Оренбургского государственного института менеджмента, г. Оренбург

Основной задачей физического воспитания считается охрана жизни и укрепление здоровья, а также закаливание организма каждого из нас. Хорошее здоровье определяется, прежде всего, нормальным функционированием всех органов и всех систем организма. Исходя из этого, основные задачи и цели укрепления здоровья формируются буквально в каждой системе организма: правильное и своевременное окостенение, развитие сводов стопы, правильная пропорциональность, развитие всех групп мышц (мышцы туловища, живота, рук, ног, спины, стопы, пальцев, шеи, внутренних органов, в том числе сердца, кровеносных сосудов), усиление тока крови к сердцу, улучшение ритмичности его сокращения и способность приспособления к быстро изменившейся нагрузке, дыхательная гимнастика, правильная работа внутренних органов (пищеварение, выделение и т. д). В процессе воспитания физических качеств также важно решать и образовательные задачи, одной из которых является формирование двигательных навыков, облегчающие связь с окружающей средой и способствующие её познанию. С раннего детства нервная система хорошо пластична и благодаря этому, двигательные навыки быстро начинают формироваться.

Эффективно влияет на развитие мышц, суставов, костной системы правильное выполнение физических упражнений. Сформированные двигательные навыки позволяют сэкономить физические силы. Человек тратит меньше нервной энергии, если ему легко даются физические упражнения. Благодаря этому, появляется возможность повторять те же самые упражнения большее количество раз.

Двигательные навыки, сформированные до 7 лет, являются фундаментом для их дальнейшего совершенствования, а также для дальнейших успехов в спорте.

Наряду с двигательными навыками необходимо развивать гибкость, быстрота, ловкость, выносливость и т. д. С развитием ловкости, силы, быстроты увеличивается дальность метания, длина и высота прыжка. Позволить пройти большие расстояния поможет развитие выносливости. Точность попадания в цель при метании, приземления при прыжках свидетельствует о наличии хорошего глазомера.

Большое внимание уделяется правильной осанке, необходимая для правильной деятельности всех органов и систем организма и во многом зависящая от развития костной и мышечной системы.

В процессе воспитания физического воспитания не менее важно вырабатывать потребность, привычку к ежедневным физическим упражнениям, а также умение развивать самостоятельно эти упражнения. Исходя из этого появляется возможность осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. При выполнении физических упражнений создаются наилучшие условия для воспитания положительных черт и нравственных качеств.

Умственное и физическое воспитание тесно взаимосвязаны между собой. Так физическое воспитание создаёт наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы, что приводит к наиболее лучшему запоминанию и восприятию нового. В содержании умственного воспитания в процессе физического можно различить две стороны: образовательная — это передача специальных физкультурных знаний, воспитательная — развитие интеллектуальных качеств (сообразительность, сосредоточенность, быстрота мышления и т. д.).

Физическое воспитание также осуществляет и эстетическое воспитание. При выполнении упражнений следует поощрять развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту и выразительность движений. Также осуществляется и трудовое воспитание. Подготовка к труду заключается в быстром овладении двигательными навыками, а также по уходу за физкультурным инвентарем. Воспитание физических качеств является не менее важной стороной физического воспитания. Целенаправленное развитие силы, быстроты, выносливости и других качеств затрагивает все системы организма и может изменить функциональные возможности. Физическое развитие каждого человека обуславливаются в первую очередь наследственными признаками, которые должны рассматриваться как факторы, благоприятствующие или наоборот, препятствующие, физическому развитию.

В теории физического воспитания затрагивается такое понятие, как физическое совершенство. Это идеал физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям жизни. Заключается физическое совершенство в крепком здоровье, высокой работоспособности, правильной осанке, пропорционально развитом телосложении, отсутствии диспропорций, физкультурном образовании.

Характерная особенность выявления физических качеств являются соревнования, которые позволяют выявить, сравнить и сопоставить человеческие возможности. Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, при этом продлевается работоспособность у людей. Занятия физическими упражнениями проводятся, как правило, в коллективе. При этом действия одного занимающегося зависят от другого. Происходит как бы согласование между всеми, выполняющими те или иные физические упражнения. Вследствие чего вырабатывается умение быть сдержанным, подчинить себя коллективу, помочь товарищу. А эффект выполнения упражнений может проявляться как во время выполнения, так и по истечении определенного времени. Основной смысл выполнения физических упражнений заключается в развитии тренированности и улучшении физической подготовки.

Говоря о физическом воспитании, нельзя не затронуть и методы. К методам относят способы применения физических упражнений. Существует множество методов, например, соревновательный метод, игровой, словесный, метод строго регламентированного упражнения. Для сохранения уровня нормального функционирования различных систем организма необходимы повторные нагрузки через строго определенные промежутки времени. Таким образом, необходимо четко построить систему и последовательность занятий физическими упражнениями. Также необходимо соблюдать рациональную повторность упражнений, чередование нагрузок и отдыха, вариативность заданий.

В заключении можно отметить, что физическая культура — это особая самостоятельная часть общечеловеческой культуры, результат деятельности, способ физического совершенствования человека. Она направлена на целостное развитие личности. Активно используя физические упражнения, мы улучшаем свое физическое состояние, подготовленность. Физическое воспитание играло и до сих пор играет немало важную роль в развитии каждого из нас и во всех своих проявлениях должно стимулировать только позитивные сдвиги в организме, формируя при этом такие качества, которые направлены на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Понимаем мы это или нет, но физическое воспитание закладывается уже с самого первого дня рождения человека. Также нужно понимать, что физическая культура является частью здорового образа жизни человека, способностью противостоять негативным влияниям, адаптацией к сложным ситуациям, противостоянием стрессовым нагрузкам и воспроизводством здорового населения.

Для каждого человека здоровье — это ценность. Поэтому занятие физическими упражнениями укрепляют здоровье, а также содействуют гармоничному физическому развитию. Так физическая культура имеет не ограниченное множество задач физического развития, но также и выполняет некоторые функции в области воспитания, этики, морали. Физическая культура в единении с умственным, эстетическим, трудовым и нравственным воспитанием обеспечивает всестороннее развитие человека. Так каждое современное общество заинтересовано в том плане, что молодое поколение росло физически и психически развитым, в благоприятных условиях, работоспособным, закалённым и здоровым.

В процессе физического воспитания формирование психических качеств человека происходит путём преодоления трудностей и жизненных ситуаций, что неразрывно связано с физическими упражнениями и спортом. К жизненно важным навыкам и умениям относится осуществление двигательных действий, которые необходимы в бытовой, спортивной, оборонной и трудовой деятельности. Это воспитывает в каждом уверенность в себе, волю, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.

Особенностью физического воспитания является обеспечение системного формирования двигательных навыков и умений и направленное развитие физических качеств, совокупность которых определяет физическую дееспособность человека.

 

Список литературы:

  1. Теория физического воспитания и спорта. Хохлов Ж.К., В.С. Кузнецов, — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Теория и методика физического воспитания дошкольников, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева., — М.: Просвещение, 1978.