ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ В ВУЗЕ
Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 8. Физическая культура
IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ В ВУЗЕ
Аэробика в наше время стала настолько популярной и модной. К сожалению, не всем от природы дана идеальная фигура и железное здоровье. Но стоит приложить определенные усилия и можно достичь желаемых результатов. Занимаясь аэробикой, вы получаете удовольствие, ведете активный образ жизни. Аэробика в последние годы вызывает огромный интерес специалистов и неподготовленных людей, которые хотели бы оздоровить свое тело. Почему же ритмическая гимнастика стала такой популярной?
Да потому, что каждый комплекс упражнений ведет к достижению не одного, а нескольких результатов:
- увеличению гибкости мышц;
- получению ощущения физического и психического расслабления;
- улучшению координации движений, развитию чувства ритма;
- повышению физической активности, а также совершенствования в различных видах спорта.
Аэробика — это выполнение самых разных физических упражнений в сопровождении музыки. Польза аэробики несомненна: регулярные занятия помогают укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют развитию эластичности кожи и мышц, активизируют обмен веществ. Благотворное воздействие наблюдается и на нервную систему, а также на общее состояние организма.
Аэробика — это ключ к здоровому сердцу и реальный шанс дольше оставаться активными и полными сил.
В течение последнего десятилетия многочисленные данные о низкой физической подготовленности молодежи, а также неполная мобилизация средств физической культуры говорят о необходимости поиска новых путей повышения физической подготовленности студентов. Сейчас эффективность аэробики общепризнанна.
Аэробика — это комплекс упражнений на выносливость, которые продолжаются относительно долго и связанны с достижением баланса между потребностями организма в кислороде и его доставкой.
Польза, которую мы получаем от занятий аэробикой, не сводится только к потере лишних килограммов; она крайне важна для нашего организма и уменьшает риск возникновения различных заболеваний:
- Улучшает работу сердечно-сосудистой системы, укрепляется сердечная мышца, сердце становится более выносливым;
- Помогает поддерживать вес в норме;
- Снижает риск возникновения сахарного диабета, ожирения и сердечных заболеваний;
- Увеличивает хороший холестерин и сокращает плохой холестерин;
- Улучшает транспортировку кислорода, увеличивает вентиляцию легких, вырабатывает правильное дыхание, повышает выносливость человека;
- Стимулирует выделение эндорфинов;
- Улучшает качество сна;
- Развивает мышцы, делая их более сильными и эластичными;
- Снижает риск развития различных хронических заболеваний, например, сердечных заболеваний или гипертонии;
- Поднимает настроение, помогает избавиться от депрессии и справиться со стрессом;
- Повышает работоспособность организма;
- Укрепляет костную систему;
- Улучшает кровоснабжение и циркуляцию крови;
- Предупреждает риск возникновения раковых заболеваний;
- Меняет отношение к жизни, делая ее более яркой и красочной;
- Продлевает жизнь, делает вас здоровыми и счастливыми.
Аэробика — реальный путь к похудению или поддержания веса в норме. Именно этот аспект привлекает студенток заниматься аэробикой.
В нашем ВУЗе занятия аэробикой проводятся с января 2007 года. Уроки аэробикой носят комбинированный характер, четко виден переход от низкоударных упражнений низкой частоты к высокоударным упражнениям высокой частоты.
Урок состоит из:
- Разминки;
- Аэробной части;
- Стретчинга (упражнений на растягивание).
Длительность урока составляет 30 минут. Именно такое время считается наиболее эффективным на наш взгляд. Занимая 17—20 % всего времени учебного занятия. Оставшееся время отдается упражнениям, входящим в программу по физическому воспитанию (спортивная игра, плавание, занятия в тренажерном зале и т. д.). Урок аэробике в нашем ВУЗе проходит под музыкальное сопровождение и имеет танцевальную направленность. На наших уроках используется структурный метод конструирования программы.
В структурном методе программа готовиться заранее, разрабатываются комбинации, состоящие из различных аэробочных шагов, повторяющихся в определенном порядке и в точном соответствии с музыкальным сопровождением. Такие программы повторяются в течение определенного цикла занятий. Но иногда на уроках аэробике используется спонтанный метод. При этом методе широко используется импровизация в движениях и комбинациях простейших шагов. При таком методе студентки с удовольствием выполняют новые варианты движений на уроке. В основном такой метод используется для хорошо физически подготовленных студенток с высоким уровнем координации.
В подготовительной части урока используются упражнения, обеспечивающие:
- Постепенное повышение частоты сердечных сокращений;
- Увеличение температуры тела;
- Подготовку опорно-двигательного аппарата к последующей нагрузке и усиление притока крови к мышцам;
- Увеличение подвижности в суставах.
В основной части урока необходимо добиться:
- Увеличения частоты сердечных сокращений до уровня «целевой зоны»;
- Повышение функциональных возможностей разных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной).
В заключительной части урока используются упражнения, позволяющие:
- Постепенно снизить процессы в организме;
- Понизить частоту сердечных сокращений до уровня близкому к исходному.
Необходимо отметить, что оптимальным пульсом для занятия аэробикой составляет 140—160 ударов в минуту. Именно при таком пульсе достигается наибольший эффект тренировки.
Аэробикой в нашем ВУЗе занимаются студентки 1—4 курса. После того, как мы включили в учебную программу аэробику, посещаемость девушками увеличилась на 80 %.
Особенный интерес проявляют студентки 4 курса. Это объясняется тем, что к 4 курсу девушки в основном набирают вес, а аэробика по нашему мнению лучше других видов помогает скорректировать фигуру.
Мы предлагаем оптимальную нагрузку, с постоянной интенсивностью выполнения упражнений на протяжении достаточно длительного времени.
Считается, что сдвиг частоты сердечных сокращений должен поддерживаться на уровне от 60 до 75 % от максимального допустимых возможностей организма.
Заключение
На начальном этапе занятий аэробикой у студенток был достаточно низкий уровень физического развития. Систематическое применение занятий аэробикой улучшили физическую подготовленность студенток.
Произошло улучшение работы сердечнососудистой и дыхательной систем. Так, ЧСС снизилась с 75 до 71 удара в минуту, средняя масса тела уменьшилась с 61 кг до 58 кг. Учитывая доказанную эффективность предложенного комплекса аэробики рекомендуем вводить занятия аэробикой в высших учебных заведениях.
Список литературы:
- Е.С. Крючек, «Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий», С-Петербург, 1999 г.
- Ритмическая гимнастика. Методические рекомендации для тренеров. — Брянск, 1985 г.
- Ростова В.А., Ступкина М.О., «Оздоровительная аэробика» — 2003 г.
- Яных Е.А., Захаркина В.А. Аэробика дома. — М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. — 175 с.