ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Нельзя сказать, что в нашей республике развитие гражданского общества проходит обособленно от России в целом. Существует ряд проблем, которые нужно преодолеть для благополучного развития гражданской позиции, гражданского общества в республике.
Во-первых, у граждан республики невысокая политико-правовая и организационная культура;
Во-вторых, отсутствие опыта гражданской самоорганизации;
В-третьих, связано это с дефицитом информированности населения о деятельности общественных и других некоммерческих организаций. Именно недостаток внимания к институтам гражданского общества со стороны СМИ, низкий уровень взаимодействия структур гражданского общества друг с другом, недостаточное внимание к рекламе и пиар — сопровождению предпринимаемых инициатив со стороны руководителей общественных организаций, на наш взгляд, порождает высокий уровень недоверия к некоммерческим организациям большинства населения республики. Основным препятствием к самоорганизации и коллективных действий для граждан Республики Башкортостан являются две главные причины. Это отсутствие времени для того, чтобы заниматься общественной деятельностью и отсутствие веры в успех этой деятельности. Первая причина тесно связана с проблемой уровня доходов населения. Вторая причина связана с низким уровнем уверенности населения республики в возможности решить свои задачи посредством коллективных действий. С этой же проблемой тесно соотносится — низкий уровень доверия населения к структурам гражданского общества. Недостаточная наглядность позитивной роли общественных структур, слабая информированность о них мешают усилению этой роли.
Гражданские права, закрепленные в Конституции страны, являются основополагающим элементом гражданского общества, поскольку непосредственно задают правовую основу для взаимодействия граждан и государства. Однако номинальное существование гражданских прав, как и наличие конституции, не позволяет сделать вывод о высоких достижениях страны в развитии гражданского общества. Кроме того, внутри страны, в различных ее регионах политический процесс протекает зачастую достаточно автономно от федерального центра, и, следовательно, ситуация с обеспечением гражданских прав зависит от сложившегося баланса политических сил. Критерием действительного функционирования гражданских прав является наличие доступных и стабильно работающих механизмов их защиты.
С целью выявления эффективности механизма защиты прав гражданина был проведён социологический опрос населения г. Мелеуз по следующим позициям:
1. Какой способ защиты гражданских прав, по Вашему мнению, в целом наиболее эффективен?
Диаграмма 1.
Среди наиболее эффективных способов защиты прав, согласно мнению респондентов, лидирует обращение в суд. Однако высокие оценки надежности он заслужил меньше, чем у половины (36 %) респондентов.
Прокуратура также заслужила у опрошенных высокое доверие. Примерно треть респондентов (24 %) уверены в высокой ее эффективности. Наименьшим доверием у населения пользуются правозащитные организации.
2. Что, на Ваш взгляд, является главным препятствием на пути развития гражданского общества в России?
Диаграмма 2.
Проблема развития гражданского общества, поставленная в данном вопросе является весьма актуальной, поскольку лишь около двух процентов опрошенных (2 %) полагают, что развитию гражданского общества в России ничто не препятствует.
Безусловно, проблема многогранна и на нее влияет совокупность факторов, однако большинство респондентов указало чиновников (40 %) и правовую неграмотность населения (32 %;).
На третьем месте указано несовершенство законодательной базы — ее отметили 18 % респондентов. Видимо, часть проблемы лежит в сфере законотворчества — законы таковы, что их легко обойти.
На последнем месте в списке препятствий на пути развития гражданского общества стоят олигархи — их отметили всего 4 % респондентов. Таким образом, олигархи уже не являются самостоятельной политической силой, способной оказывать значительное влияние на решения, принимаемые органами власти.
Постоянное употребление в средствах массовой информации категории «гражданское общество» актуализирует его в сознании граждан в качестве ориентира социального развития страны. Это своего рода позитивный проект общества, к которому следует стремиться, с которым связано много надежд.
Доверие средствам массовой информации
В самом названии «средства массовой информации» содержится указания на важнейшую функцию масс-медиа — информационную. Информация несет в себе двойственную возможность: устранять неопределенность и создавать ее. Поэтому контроль над средствами массовой информации является мощным инструментом идеологического воздействия на население, позволяя замалчивать и искажать факты, отвлекать внимание аудитории от реальных проблем и т. д.
3. Каким источникам информации Вы доверяете больше всего?
Диаграмма 3.
По результатам ответов на данный вопрос респонденты демонстрируют достаточно скромный уровень доверия средствам массой информации в целом. При этом просматриваются заметные различия в оценке федеральных и республиканских СМИ.
Исходя из суммы оценок федеральная пресса, по мнению респондентов, заслуживает больше доверия, чем федеральное телевидение. Хотя федеральное телевидение и получило больше голосов тех, кто полностью ему доверяет (24,1 %), оценки респондентов выражают достаточно дифференцированное отношение к этому источнику информации.
Это можно объяснить тем, что прессу, в отличие от телевидения, сложнее контролировать, даже просто учитывая то, что печатных изданий гораздо больше, чем телевизионных каналов. В то время, как телевидение, очевидно, находится в зоне стратегических интересов власти благодаря своему широкому охвату аудитории и аудиовизуальным возможностям воздействия на массы, пресса при более скромных возможностях более зависит от аудитории, чем от центральной власти.
Радио как источник информации имеет достаточно специфическую аудиторию и сила его информационного воздействия, безусловно, меньше чем, у телевидения и прессы.
Отношение к информации, полученной из Интернета, характеризуется наибольшим количеством затруднившихся с ответом (17 %).
Если опрошенные все-таки склонны верить информации из федеральных источников, то республиканским они не доверяют. Низкий уровень доверия, выражаемый республиканским СМИ, позволяет говорить о влиянии на их работу факторов, препятствующих объективной подаче информации.
Правовые институты, осуществляющие функции защиты прав граждан, такие как, например, суд или прокуратура, являются, по сути, государственными учреждениями и часто находятся в состоянии зависимости от действующей власти. Поэтому гражданское общество вырабатывает собственные механизмы контроля и защиты, выступающие в качестве противовеса к государственным структурам.
Таким образом, под защитой гражданских прав следует понимать применение предусмотренных законом мер юридического и фактического порядка компетентными органами либо управомоченным лицом в правоотношении для осуществления гражданских прав при их нарушении, оспаривании либо отрицании в иной форме. Из проведенного опроса стало ясно, что по мнению респондентов наиболее эффективным способом защиты гражданских прав является обращение в суд. Когда наименьшее доверие вызывают правозащитные органы. Поскольку большинство опрошенных ответили, что их деятельность важна, но у них неправильные методы.
Весьма актуален для нашего общества и вопрос о доверии средствам массовой информации. Мы наблюдаем весьма скромное доверие к СМИ. Скорее всего, это объясняется отсутствием свободы слова и цензуры, низким уровнем специалистов, подкупностью экспертов и журналистов. Решение представленных проблем и реализация задуманных проектов может помочь вернуть доверие к СМИ.
Безразличие к рассматриваемым вопросам приводит к негативным социальным последствиям: правовому нигилизму, недоверию граждан к государственным и общественным институтам и другим негативным явлениям в гражданском обществе.
Для измерения прогресса и. комплексной оценки степени развитости гражданского общества необходимы дальнейшая систематизация статистической информации и разработка на эмпирической основе единой методологии, позволяющей посредством количественного анализа проводить объективные сравнительные исследования в этой области.
Список литературы:
1. Арато А. Концепция гражданского общества. Восхождение, упадок, воссоздание // Полис. — 2005. — № 3.
2. Казаков О.Г., Фомин Э.П. Идентификация гражданского общества в России // Государство и право. — 2010. — № 8.
3. Кучерена А.Г. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития // Право: Теория и Практика. — 2010. — № 8.
4. Левин С.Б Гражданское общество и Россия // Государство и право. — 2010. — № 9.
5. Марченко М.Н. Гражданское общество на Западе и в России // Государство и право. — 1996. — № 5.
6. Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Государство и право. — 2010. — № 4.