Статья:

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Алиева Л.И. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Алиева Лидия Исаевна
студент Московского государственного областного гуманитарного института, г. Орехово-Зуево
Зеленкова Татьяна Владимировна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Московского государственного областного гуманитарного института, г. Орехово-Зуево

 

 

 

 


Каждый человек несет в себе те или иные черты, которые являются предпосылками для успешного овладения какой-либо профессией. Типичные женские (феминные) и типичные мужские (маскулинные) черты являются такими предпосылками. Существуют профессии, которые требуют наличия только маскулинных или только феминных черт у работников. Но существуют также и такие профессии, которые требуют наличия у работников и феминных, и маскулинных черт. Однако это вовсе не означает, что в профессиональных областях существует половая дифференциация. Ведь наряду с биологическим полом существует еще и социальный.
 

Сандра Бем предложила использовать термин «гендер», или социальный пол, который содержит требования общества к человеку того или иного биологического пола. Столетие назад в обществе было принято деление на два социальных пола — феминный и маскулинный, и они соответствовали биологической принадлежности к полу. В современном мире преобладающее большинство людей несет в себе черты и того, и другого гендера, а чистые феминные и маскулинные типы встречаются реже. С. Бем отнесла равновеликое сочетание мужских и женских черт к третьему социальному полу и назвала его андрогинным [1]. Андрогинный человек обладает способностью менять свое поведение, ориентируясь на ситуацию.

Студенты психолого-педагогических специальностей обладают различной степенью принадлежности к тому или иному социальному полу и, по нашей гипотезе, имеют неодинаковые возможности для успешного овладения профессией. Целью нашего исследования было выяснить эмпирически, оказывают ли влияние гендерные характеристики на предпосылки успешного овладения профессией, т. е. на профессионально важные качества педагога-психолога.

К профессионально важным качествам педагога-психолога мы отнесли: коммуникативные склонности, чувство эмпатии, гибкость поведения, сензитивность, спонтанность, контактность, познавательные потребности и креативность. Если в деятельности психолога эти качества проявляется интегративно, как синергетически взаимодействующие и взаимно усиливающие друг друга, то это приводит к расширению его профессиональных возможностей в системе образования [3].

Одним из важных компонентов этой группы являются коммуникативные склонности, отвечающие за интерес человека к общению, к установлению контактов с другими людьми, а также за их умение устанавливать и поддерживать общение.

Эмпатия (чувство сопереживания) позволяет педагогу-психологу внерационально познавать мир других людей [6], а гибкость поведения — способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Сензитивность, спонтанность и контактность определяют степень чувствительности и непосредственности выражения чувств в субъект-субъектном взаимодействии.

Познавательные потребности и креативность — качества, отвечающие за профессиональное развитие. Прежде всего, это степень выраженности стремления к приобретению знаний и творческая направленность личности.

В исследовании приняли участие студенты 1, 2 и 4 курсов факультета психологии, обучающиеся по специальности «педагог-психолог», средний возраст которых составлял 18—19 лет, а общая численность выборки — 54 человека (рис. 1).

 

Рисунок 1. Возрастные характеристики выборки

 

В исследовании были применены следующие диагностические методики: «Полоролевой опросник» С. Бем [4], методика «Эмпатические тенденции» А. Мехрабиана [6], опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В. Синявского и Б.А. Федоришина [2], «Самоактуализационный тест» (Ю.Е. Алешина и др.) [7]. Статистическая обработка данных проводилась с помощью корреляционного анализа Пирсона.

Результаты исследования показали следующее (таблица 1):

Таблица 1.

Взаимосвязь гендера с эмпатией и коммуникативными склонностями


n = 54


Эмпатия


Коммуникативные склонности


Феминность


0,27*


-0,06


Маскулинность


-0,42**


0,44**


Андрогинность


0,35*


-0,24

* — значимость на уровне р ≤ 0,05;

** — значимость на уровне р ≤ 0,01.

 

Как видно из таблицы 1, рост феминности соответствует возрастанию эмпатии — способности к сопереживанию состояния другого человека. И наоборот, маскулинность препятствует развитию эмпатии. Попробуем объяснить причину такой корреляции. Человек с преобладанием мужских черт (им может быть как мужчина, так и женщина по биологическому полу) ставит перед собой цели и старается их достигнуть. Но для достижения этих целей ему приходится конкурировать с другими людьми. Для него приоритетными являются свои интересы, а интересы других он игнорирует. То есть, он не пытается понять других, нет у него такой потребности, и способность к эмпатии остается неразвитой. Поэтому возрастание мужских гендерных черт коррелирует со снижением способности к эмпатии.

В таблице 1 также показано, что чем больше у студентов маскулинности, тем более выраженной становится потребность в общении, больше коммуникативного опыта и эффективности. Представителю маскулинного типа, например, руководителю организации, для достижения своих целей необходимо хорошо ориентироваться в обществе, он должен уметь организовать своих работников, а для этого надо эффективно строить коммуникации между собой и подчиненными. Для педагога-психолога маскулинная коммуникативность необходима в групповой работе, где важна способность управления групповой динамикой.

Чем более андрогинным является человек, чем более в нем сильно развитых равноценно и феминных, и маскулинных черт, тем сильнее у него выражена способность к эмпатии. Такая корреляция возникла, возможно, потому, что в выборке студентов с преобладанием женских черт оказалось больше, чем студентов, у которых доминировали мужские черты. Т. е. с усилением феминности, независимо от того, принадлежит ли человек к чисто феминному или андрогинному типу, эмпатический компонент личности у него возрастает.

Исследование корреляционных связей гендера и выделенных нами характеристик субъект-субъектного взаимодействия (гибкости поведения, сензитивности, спонтанности и контактности) показало, что почти весь набор этих характеристик, за исключением контактности, определяется маскулинностью (таблица 2).

Таблица 2.

Взаимосвязь гендера с характеристиками субъкт-субъектного взаимодействия


n = 44


Гибкость поведения


Сензитивность


Спонтанность


Контактность


Феминность


-0,21


-0,12


-0,02


-0,17


Маскулинность


0,33*


0,33*


0,36*


0,14


Андрогинность


-0,35*


-0,19


-0,26


-0,2

* — значимость на уровне р ≤ 0,05;

** — значимость на уровне р ≤ 0,01.

 

Андрогинность же влияет только на гибкость поведения. Как видно из таблицы 2, связь этих характеристик отрицательная: увеличение андрогинности ведет к уменьшению гибкости поведения.

Мы также проследили корреляционные связи гендера и личностных качеств, являющихся условием профессионального развития — познавательных потребностей и креативности (таблица 3).

Таблица 3.

Взаимосвязь гендера с ведущими качествами профессионального развития


n = 44


Познавательные потребности


Креативность


Феминность


-0,21


-0,1


Маскулинность


0,24


0,31*


Андрогинность


-0,29


-0,34*

* — значимость на уровне р ≤ 0,05;

 

Было показано, что степень выраженности познавательных потребностей не зависит от гендера. Креативность же положительно связана с маскулинностью и отрицательно — с андрогинностью.

Подведем некоторые итоги нашему исследованию. Гендерные различия действительно являются источником различий в формировании профессионально важных качеств у студентов, обучающихся по специальности «педагог-психолог». Прежде всего, коммуникативные склонности выше у студентов маскулинного типа, который, в свою очередь, препятствует развитию у них эмпатических чувств.

Для формирования эмпатии наиболее благоприятным является феминный и андрогинный типы будущего педагога-психолога. Сензитивность, спонтанность и гибкость поведения более выражены у студентов маскулинного типа, однако увеличение андрогинности ведет к уменьшению гибкости поведения.

Было выявлено, что уровень познавательных потребностей, влияющих на дальнейшее профессиональное развитие личности педагога-психолога, не связан с гендерной принадлежностью студентов. Гендерные различия отмечаются только по отношению к креативности личности: маскулинный тип способствует, а андрогинный — препятствует ее развитию.

 

Список литературы:

1.            Аткинсон Л.Р. и др. Введение в психологию / Под общей редакцией В.П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 816 с.

2.            Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.

3.            Зеленкова Т.В. О сетевой парадигме в психологии // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2. — Вып. 3. — С. 18—28.

4.            Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб: Питер, 2003. — 479 c.

5.            Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.

6.            Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.

7.            Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009. — 695 с.