Статья:

СИСТЕМА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ Г. ИШИМА)

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Сумин М.П., Жунусалиев Ч.Ж. СИСТЕМА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ Г. ИШИМА) // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ Г. ИШИМА)

Сумин Максим Павлович
студент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск
Жунусалиев Чынгыз Жунусалиевич
студент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск
Кручинин Сергей Васильевич
научный руководитель, научный руководитель, доцент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск

В начале 60-х годов XIX века в Российской империи насчитывалось примерно 700 городов. В это время наблюдается рост городского населения, город становится важным административно-управленческим центром. Основным законодательным актом, регулирующим устройство городов с 1785 г. считалось «Жалованная грамота городам» Екатерины II. Однако законодательство по этому вопросу в целом имело неопределенный, запутанный, несогласованный характер, и давно не соответствовало потребностям страны.

20 июля 1862 г. Александр II повелел приступить к разработке нового «Городового положения». В 509 городах были учреждены местные комиссии, которые занялись сбором сведений об их состоянии и обсуждением вопросов управления городским хозяйством. МВД на основании сводки материалов этих комиссий составило в 1864 г. проект «Городового положения». Сначала он поступил в Кодификационную комиссию, в которой находился до марта 1866 г., а затем был внесен для обсуждения в Государственный совет, где пролежал без движения еще два года. Проект «Городового положения» неоднократно подвергался изменениям. Наконец, 16 июня 1870 г. он был утвержден Александром II и стал законом.

Отныне попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставлялось городскому общественному управлению, а надзор за его законным исполнением — губернатору. В соответствии с этим документом учреждениями городского самоуправления являлись городские избирательные собрания, городские думы и городские управы [3].

К вопросам ведения органов городского самоуправления относились дела по организации самого самоуправления и весь комплекс проблем, связанных с хозяйственной деятельностью. Среди последних — во-первых, дела по внешнему благоустройству города, включая контроль над соблюдением градостроительного плана, содержание улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а также освещение города. Во-вторых, на новые органы возлагалась ответственность за благосостояние городского населения, а именно, принятие мер к обеспечению населения продовольствием, устройство рынков и базаров, предотвращение пожаров и других бедствий и компенсация за причиненный убыток, принятие мер по поощрению и развитию местной торговли и промышленности, строительство пристаней, а также организация бирж и кредитных учреждений. Также как и земские учреждения, органы городского самоуправления принимали на себя обязательства по организации за счет города благотворительных заведений и больниц и заботу о народном образовании, а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений.

В отличие от многих других реформ XIX в., которые вводились в Сибири значительно позднее, чем в европейской части России, введение «Городового положения» от 16 июня 1870 г. в административных центрах Западной Сибири было осуществлено в достаточно короткие сроки [4]. Новый документ — «Городовое положение» 1892 года, отвечало изменившимся представлениям власти об общественном самоуправлении. Предметы ведомства муниципалитетов почти не изменились по сравнению с «Положением» 1870 г. Добавились пункты, касающиеся «попечения о призрении бедных и о прекращении нищенства», а также о «попечении об устройстве православных храмов и поддержании их в исправности и благолепии, а равно попечении об учреждениях, имеющих целью укрепление религиозного чувства и поднятие нравственности городского населения» [3].

Как же работало новое «Городовое положение» в городе Ишиме?

Согласно архивным документам Государственного архива в г. Тобольске, предоставленным Ишимским краеведческим музеем (ИКМ), в Ишиме в конце XIX века насчитывалось 7000 жителей. Из них избирательным правом наделялись лишь 120—150 человек. В число выборщиков входили горожане и товарищества, имевшие на территории Ишима торгово-промышленное предприятие, и лица, владевшие в пределах города не менее одного года на праве собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом стоимостью от 300 до 3000 рублей. Не имели права голоса содержатели и владельцы винных лавок и питейных заведений, священно- и церковнослужители (эту категорию населения в городской думе представлял депутат), лица, состоящие перед судом.

В разные годы в избирательных списках значились купцы В.П. Баев (самый богатый горожанин, имевший пивоваренный завод и пивные лавки), Г.Ф. Клыков, В.Н. Перминов, И.Г. Родионов, А.А. Кутырев, наследники виноторговца и пароходовладельца А.Ф. Паклевского-Козелл, имевшие здесь усадьбу и торговое предприятие, ялуторовские купцы братья Колмаковы, мещане А.К. Постников, О.А. Хлопотов и другие. Список практически не менялся на протяжении нескольких избирательных компаний.

Выборы в городскую думу, состоявшую из двадцати гласных и четырех кандидатов, проходили в здании управы. Городским Головой на протяжении 22 лет, с 1877 по 1899 гг., избирался О.А. Еманаков — купец, благотворитель, почетный гражданин Ишима. Его сменил О.П. Бокарев (1899—1906 гг.), затем — С.И. Двойников (1907—1914 гг.), Л.М. Воронин (1915 г.). Городская управа состояла из четырех человек. Один из них занимал должность казначея, отвечавшего за финансовую часть деятельности думы и порою исполнявшего обязанности заступающего место (заместителя) городского Головы.

По новому «Городовому положению» 1892 г. число заседаний должно быть не менее 4-х и не более 24-х в год. Заседания проводились в первой половине дня с 10 часов утра или во второй половине дня с 18—19 часов, в здании управы. Предварительно городской Голова сообщал губернатору о дате созыва собрания. В этом же донесении указывалась повестка дня. На заседаниях в первую очередь рассматривалось финансовое положение общественного банка и кассы Ишимского городского общественного управления. Всего же в повестку дня могло входить до четырнадцати вопросов.

Работа местных органов самоуправления отражалась в так называемых «Журналах городской думы». Здесь можно найти результаты выборов в думу, должностные передвижения внутри думы и вопросы, рассматриваемые гласными на заседаниях.

В XIX веке на одной из главных улиц города Ишима было построено двухэтажное каменное здание с высокой пожарной каланчой на крыше. В этом здании проходили заседания городской думы и управы, на которых решались жизненно важные для города вопросы. В «высокоторжественные дни» здание украшалось иллюминацией, которая представляла собой плошки с налитым внутрь маслом. Таким образом, освещались улицы и здания города Ишима. В связи с этим пожароопасная обстановка в городе возникала очень часто. Необходимость в городе пожарной команды была очевидна, поэтому к зданию городской управы примыкали здания пожарного обоза, и деревянная каланча имела практическое применение. На ней ежедневно дежурил пожарный, наблюдая за городом. В случае пожара дежурный бил в набат, а на каланче вывешивал черные шары.

Оснащение пожарного обоза было плачевным, средств выделяемых на содержание обоза — 15 рублей, не хватало. Поэтому, возникла реальная угроза деревянным домам, которых в городе была основная часть. Периодически в городе возникали пожары, которые уничтожали дома и имущество горожан. Самый крупный пожар случился в Ишиме в 1839 году, когда выгорела половина города. Но даже такой крупный пожар не убедил городские власти решить вопрос об увеличении средств отпускаемых на содержание обоза. Все это послужило толчком к тому, чтобы ишимские домовладельцы П. Постников, А. Колосов, А. Постников и др. составили «общественный приговор домовладельцев г. Ишима», в котором они просчитали сумму, необходимую на оснащение пожарного обоза. Эта сумма исчислялась 854 рублями серебром. При поддержке городских властей этот приговор был отправлен правительству с просьбой о выделении этой суммы.

В правительстве этой суммы не нашлось, и содержание пожарного обоза всецело легло на плечи городских властей и домовладельцев, которые для того, чтобы защитить свои дома и имущество от огня вносили в казну города определенную сумму денег. На эти деньги содержались помещения обоза, лошади и оборудование [1].

В начале XX века ишимскому руководству — городскому Голове и гласным городской думы — было совсем небезразлично, как воспринимают Ишим его гости, особенно те, которые съезжались на знаменитую Никольскую ярмарку, шестикратно увеличивая его население. На одном из заседаний, прошедших в июле 1909 года, городской Голова С.И. Двойников сообщил думе о том, что «для освещения улиц города Ишима им куплены в Петербурге у Э. Тильманс 6 ламп «симплекс» силою света в 1000 свечей… на сумму 758 рублей 36 копеек». О месте установки столь дорогостоящих фонарей в документе ничего не говориться, но, скорее всего, их развешали на центральных улицах города. В частности, эти или другие фонари причудливой формы на высоких стойках-столбах ясно различимы на фотографиях города 1910-х годов.

Вообще журналы заседаний Ишимской думы начала XX века свидетельствуют о том, что думцы и городской Голова С.И. Двойников немало делали для благоустройства города. Еще одно подтверждение тому — проект постановления, принятого городской думой в декабре 1909 года. Согласно этому проекту каждый житель «центральных улиц и переулков, их соединяющих», обязывался в двухлетний срок со дня выхода постановления построить дощатые тротуары — на протяжении всей длины своей усадьбы и за свой счет. Городской думой был определен и тип тротуаров. Они должны были устраиваться в трех аршинах (аршин — 71 см, то есть 3 аршина — чуть более двух метров) от домов, за тротуарами выкапывалась канава определенной глубины. Сам тротуар шириной в два аршина (около 1,5 метра) устанавливался на деревянную раму. После постройки тротуаров жителям предписывалось еще, и высадить деревья на расстоянии пяти аршин (3,5 метра) друг от друга.

Изучение этого проекта позволило представить, какие красивые, аккуратные, зеленые улочки должны были появиться в нашем городе. Точно установлено, что ишимцы согласились с этим несколько обременительным для домохозяев, но приятным для пешеходов новшеством [1].

На заседании городской думы от 26 марта 1913 года решался вопрос об открытии в Ишиме трактирного заведения 3-го разряда наследниками Поклевского-Козелл. Помещение состояло из четырех комнат: одна для буфета, другая — для бильярда и две — для посетителей. Гласные, купцы В.П. Баев и Г.Ф. Клыков, заявили, что «все трактиры, а особенно 3-го разряда, действуют на обывателя самым развращающим образом», а потому, «принимая во внимание будущие драки и площадную брань», они «по убеждению против открытия таких заведений». С этим обоснованием согласились еще нескольких гласных, оставшихся, впрочем, в меньшинстве…

Также в этом году рассматривался вопрос о пассажирских перевозках между городом и вокзалом. Дума разрешила открыть такое движение для перевозки пассажиров и их багажа в конных дилижансах на следующих условиях: тип дилижансов должен быть «в виде линейки вполне приличной»; дилижансы должны останавливаться около вокзала и около усадьбы Поклевских-Козелл; время следования — один час (ориентируясь на часы городской каланчи). За занятие этим извозным делом в доход города следовало отчислять по 16 рублей. Утвердили и таксу за извоз — 15 копеек в один конец со взрослого и 7 копеек с «лица школьного возраста».

Должность ишимского городского Головы в период с конца XIX — начала XX вв. занимали разные по социальному уровню и роду деятельности руководители. Одним из которых был Семен Иванович Двойников. Обязанности городского Головы он выполнял с 1907 по 1917 годы. Он родился в 1862 году в Каслинской области Екатеринбургского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Получил домашнее воспитание.

С 1904 года был избран заведующим первым военно-конским участком Ишимского уезда. 25 октября 1909 года 47-летний Двойников вступил в брак с тридцатитрехлетней учительницей приходского училища Прасковьей Александровной Баевой, находившейся в близком родстве с одним из самых богатых людей в Ишиме — владельцем пивоваренного завода В.П. Баевым. Брак оказался счастливым. На протяжении ряда лет Семен Иванович состоял членом комиссии по оценке недвижимого имущества в Губернском страховании, членом Ярмарочной исполнительной комиссии, членом ревизионной комиссии городского общественного банка.

С 1907 года был избран гласным городской думы. Основной чертой характера была простота в общении. Ему были присущи рассудительность и исключительное трудолюбие. Спокойный и выдержанный, Двойников сумел направить работу думы в плодотворное русло, несмотря на трудности, связанные с началом первой мировой войны. Помимо занятий общественными делами, Двойников успешно руководил небольшой собственной типографией. Также следует отметить, что он внес большой вклад в развитие народного образования. Во многом благодаря его общественной позиции в 1910 году в Ишиме открылась мужская гимназия, в 1915 году — женское высшее начальное училище. Не были забыты и начальные школы.

Деятельность С.И. Двойникова в рассматриваемый период способствовала развитию культуры в Ишиме и была направлена на удовлетворение материальных и духовных запросов учащихся и учителей городских школ в суровые годы первой мировой войны.

С марта 1917 года — обязанности городского Головы выполнял купец второй гильдии, самый влиятельный человек в городе Владимир Павлович Баев. Мещанского происхождения. Был женат, имел трех сыновей и пятерых дочерей. Состоял гласным думы с 1890 года беспрерывно. Постановлением городской думы состоял членом учетного комитета Ишимского городского общественного банка, тем же постановлением был избран членом Попечительного совета Ишимской женской прогимназии, также арендовал кирпичный завод. После смерти городского Головы С.И. Двойникова для дослуживания 4-летия 1915—1918 годов Владимир Павлович был избран городским Головой. В 1917 году после прихода к власти большевиков и произведенного ими обыска В.П. Баев ушел в отставку. После отъезда В.П. Баева из г. Ишима все его предприятия и дома были национализированы [2].

Еще одной яркой и значимой личностью в городе Ишиме был Кротов Алексей Федорович. Он был садовником и пчеловодом, окончил специальное Пензенское училище. Почему, и благодаря чему он оказался в г. Ишиме неизвестно. Именно он заложил в городе сад (ныне городской парк) — любимое место отдыха ишимцев. Известность Алексея Федоровича значительно возросла в послереволюционное время. Неожиданно для себя он был избран городским Головой в 1918 году. Для купеческого Ишима это был период безвременья, когда советская власть еще не окрепла и Ишим по старинке возглавляла городская дума. Буквально на несколько месяцев главой города избрали А.Ф. Кротова, как человека уважаемого и не интересующегося политикой. Во времена безвластия это была лучшая кандидатура [1].

Анализируя результаты работы Ишимской городской думы в разные периоды, необходимо подчеркнуть, что Главы, сменяя друг друга, придерживались принципа преемственности, что способствовало стабильности и эффективности функционирования органов самоуправления. Городская управа активно использовала все возможности для сбора доходов в пользу города во время проведения ярмарок и торжков. В социальной сфере перед думой стояли две главные задачи: обеспечение нормального функционирования городской больницы и финансирование системы народного образования. Следует заметить, что главным залогом продуктивной деятельности думы выступал не пестрый в социальном, образовательном и интеллектуальном отношении состав думы, фактически не имевший никакого опыта управленческой деятельности, а эффективная административно-хозяйственная деятельность ядра органа самоуправления — управы, и немаловажную роль играл субъективный фактор — личность городского Головы.

 

Список литературы:

  1. ГАТО «Государственный архив в г. Тобольске». Журнал Ишимской городской думы. 1913 г. Ф. 152. Оп. 35. Д. 1151. Л.Л. 189—195.
  2. ГАТО «Государственный архив в г. Ишиме». Ф. 812. Оп. 1. Ф. 9. Оп. 1. Л. 5.
  3. Коновалов И.А. Городское управление и самоуправление в Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. — Свердловск: Средне — Уральское книжное издательство, 2004. — 167 с.
  4. Кружинов В.М. Очерки истории Тюменской области. — Тюмень: Изд-во «Луч», 1994. — 345 с.