Статья:

ПРАВДА О ВОЙНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ-БАТАЛИСТОВ XIX В.

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Сурнин А.О., Динжос И.В. ПРАВДА О ВОЙНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ-БАТАЛИСТОВ XIX В. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВДА О ВОЙНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ-БАТАЛИСТОВ XIX В.

Сурнин Александр Олегович
студент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск
Динжос Игорь Вадимович
студент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск
Кручинин Сергей Васильевич
научный руководитель, научный руководитель, доцент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск

Каждый, кто хоть однажды видел картину «Апофеоз войны», наверняка, запомнит ее на всю жизнь. Груда черепов — почти правильной формы «пирамида ужаса». Сегодня то тут, то там пылают факелы сражений. Объединяет их одно — смерть человека. Картина создана в 1872 году. Художник еще в конце XIX века пытался предостеречь людей, заставить их содрогнуться от ужаса, созерцая эти страшные атрибуты войны. Эта картина — призыв уберечь уникальность, неповторимость каждой человеческой жизни.

Мы решили выяснить, почему именно в XIX веке мастера обращаются к военной теме и батальный жанр оформляется как самостоятельный? Почему картины, созданные более 100—150 лет тому назад, не утратили своей актуальности и воспринимаются как современные? Это важно понять для того, чтобы ответить на вопросы, касающиеся нравственного патриотического воспитания человека XXI века, формирования его мировоззрения.

Какую нравственную силу несут в себе живописные полотна, какие чувства вызывают они у человека? Какими художественными методами автор передает свое видение войны? — вот те вопросы, на которые нам предстоит ответить.

Герои баталистов — солдаты, простые русские люди. «Это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье» — писал В.В. Стасов[4]. Картины о войне — это судьба одного человека и всего человечества.

Объект исследования: батальный жанр в русской живописи XIX века.

Предмет исследования: методы и приемы передачи военного исторического содержания в творчестве русских художников XIX века.

Цель исследования: выявить пути передачи правды о войне в изобразительном искусстве XIX века.

Мы выдвигаем гипотезу: «Если картина передает правдивое историческое содержание, то она может служить источником нравственного патриотического воспитания человека, носителем общечеловеческих ценностей».

Методы исследования: теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ и синтез), эмпирические (сравнение, наблюдение, анкетирование).

Научная новизна состоит в том, что совокупность полученных результатов и выводов содержит решение проблем, касающихся нравственных основ формирования личности современного человека. Батальные полотна рассматриваются как источник гражданского патриотического воспитания.

Глава 1.

Оформление батального жанра в русской живописи как самостоятельного

Батальный жанр (от франц. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в нем занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого.

  1. На каком историческом фоне появляются работы баталистов?

Главной чертой отечественной истории XIX века было бурное развитие страны. Власть ясно осознавала необходимость перемен и в то же время стремилась не допустить смуты. Большой вес в обществе имели силы, выступающие против всяких изменений. Отсюда — во многом противоречивая, но все же непрерывная полоса преобразований, венцом которой стала эпоха «Великих реформ 60—70 гг. XIX века». Изменения в экономической и политической жизни страны после падения крепостного права создавали новые условия для развития культуры.

Многие слои общества впервые в российской истории получили возможность активно приобретать знания. В результате соединения отечественной и зарубежной культуры родился особый тип российской живописи, музыки, архитектуры. XIX век окончательно сделал Россию великой мировой державой. Это ее положение не было «даровано» ей кем-то. Оно было выстрадано и завоевано нашим народом в кровопролитной Отечественной войне 1812 года, завершившейся полным разгромом сильнейшей армии мира. Роль России как великой державы не смогли поколебать ни поражение в Крымской войне, ни горечь других военных неудач.

На протяжении XIX века России много раз пришлось испытать тяготы войны. Изучение военной истории России дает возможность сделать вывод о том, что война и Российская империя — это две реалии, которые неотделимы друг от друга.

  1. Обращение к военной теме русских художников

Зародился русский патриотический батальный жанр еще в XVIII веке. Это картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» и др. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Поэтому батальный жанр как способ обращения к интересам народа и всего общества получил большее распространение. В списке художников-баталистов XIX века есть имена известные и не очень. Это Верещагин В.В., Айвазовский И.К., Боголюбов А,П., Каразин Н.Н., Виллевальде Б.П. [7]. Разные работы, разные судьбы, но целостность восприятия их творчества появляется сразу же, как только мы обращаемся к историческому рассмотрению материала, обнаруживая закономерность художественного развития.

  1. Возможности реализма как художественного направления. Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Для определения возможностей реализма считаю необходимым провести сравнение двух этих направлений.

Классицизм — стиль и направление в искусстве XVII — начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу [6].Главные темы классицизма — конфликт общественного и личного начала, долга, чувства. Ему свойственны строго организованные, логичные, ясные и гармоничные образы. Живопись классицизма отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью плавного, обобщенного рисунка.

Реализм — правдивое отражение объективной действительности. В ходе развития искусства реализм приобретает различные формы, зависящие от конкретно-исторических условий (просветительский, критический, социалистический) [6]. Реализм в искусстве означает не только верное изображение уже сложившихся характеров, но и творческое раскрытие еще нереализованных возможностей людей, а также и перспектив общеисторического развития.

В первой половине XIX в. в живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема. Вторая же половина XIX в. ознаменовалась утверждением реализма.

Выводы:

  1. Появление батального жанра как самостоятельного было предопределено всем ходом исторического развития России. Война и Российская империя XIX века — это две реалии, которые неотделимы друг от друга.
  2. Батальная живопись развивается под влиянием демократического движения.
  3. Реализм как художественное направление, является необходимым фактором батальной живописи. Развитие реализма приводит к усилению психологических начал в батальном жанре.

Глава 2

Духовная сила русского батального искусства

«Война и мир» — так можно определить тему творчества художников-баталистов. В этой главе мы постараемся передать историческую и духовную силу их творчества.

2.1. Творчесство художников-баталистов

Творчество Теребенева И.И. занимает особое место. Наиболее широко отражают характер войны листы политической графики, которую чаще называют «карикатурой 1812 года». Это было новое, невиданное по своей демократичности явление в искусстве. Его карикатуры близки лубочным народным картинкам, что делало их понятными и доступными самому широкому зрителю. Именно Теребеневу обязана политическая карикатура России своим становлением как самостоятельный жанр . Его произведения объединяли общество, превращая его в один образ — образ русского человека.

Одну из первых своих баталий — «Афонское сражение 19 июля 1807 года» создает к столетию Морского корпуса художник А.П. Боголюбов. Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг.» и получает заказ от императора Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны. Первая попытка демократизации искусства была предпринята Товариществом передвижных художественных выставок. Следующий шаг в этом же направлении сделал Боголюбов.

Первым из живописцев изобразил Отечественную войну как народную И.М. Прянишников [8]. Широкую известность получила его картина «Эпизод из войны 1812 года».

2.2. Творческое наследие В.В. Верещагина.

Считаю необходимым подробнее остановиться на творчестве В.В. Верещагина как непревзойденного мастера батальной живописи. «Я не знаю, — писал И.Н. Крамской о Верещагине, — есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...» [4]

В 1860 году, блестяще окончив Петербургский морской кадетский корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Он хотел рисовать жизнь, а не отвлеченные мифологические образы. В 1863 году он уехал на Кавказ. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...» [7], — писал художник. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник.

Его произведения приобретают антимилитаристский характер, это результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. В его батальных полотнах остро, с жестким реализмом — и в то же время масштабно — раскрывается изнанка войны. Тщательно подбирает приемы выбора колорита, композиции, пейзажа.

Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: «Забытый», «Окружили — преследуют» и «Вошли». В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П.М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.

Вспыхнувшая в 1877—1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Художник участвовал во многих боях. В одном из сражений

он был тяжело ранен и едва не погиб. Появляется его «Балканская серия». В отличие от «Туркестанской», она бросает прямой вызов официальной панславянской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: «Землянки на Шипке», «Батареи на Шипке», «На Шипке все спокойно», «Шипка-Шейново».

1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он едет в Индию и затем в Сирию и Палестину. Так возникает «Палестинская серия». С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Он основательно изучал историю войны, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887—1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа» [6], а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен» [6]. Художником руководили высокие патриотические помыслы.

 Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению И. Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях.

13 апреля 1904 года В.В. Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром [5]. Погиб как художник-воин.

2.2.1. «Апофеоз войны»

Знаменитым символом всего мощного творчества В.В. Верещагина стала картина «Апофеоз войны»– картина, обличающая несовместимые с человечностью фанатизм и варварство. В картине фактически нет сюжета: художник изобразил в пустыне на фоне полуразрушенного города груду черепов, над которой кружит воронье. На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

В ней глубокое философское размышление о трагических последствиях любой войны. Поле после битвы — сюжет картин многих художников, на них каждый зритель может различить трупы «своих» и «чужих», сочувствовать первым и невольно радоваться гибели вторых. А на картине Верещагина нет победителей и побежденных, здесь не видно даже лиц, не говоря о национальности, религиозной или какой-либо другой принадлежности павших. Эта картина, рисующая смерть, — истинный апофеоз любой войны.

2.3. Картины о войне XIX века глазами моих современников

Для того, чтобы понять, насколько актуальны и современны произведения художников-баталистов XIX века, мы провели опрос среди своих сокурсников, сверстников и преподавателей. Был задан один вопрос: «Какие чувства, эмоции, ассоциации у вас вызывают репродукции»?

Было предложено 16 работ. Независимо от возраста респондентов, мы слышали одинаковые ответы: случайность, убийство, спасение, жизнь, бессмысленно, храбрость, смелость, романтика, «Ура!», благородно, гордость. Хочется отметить, что после знакомства с репродукцией «Апофеоз войны», были изначально получены следующие ответы: жалость, трагедия, страх, некрасиво, уныло, грустно, безрадостно, итог. Но как только появлялась надпись: «Посвящается всем завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим», сразу же возникали новые ответы: закономерность, будущее, человечество, ад. Но все они выражались в одном чувстве — чувстве ненависти, ненависти к войне. Или любви к миру.

Заключение

Проделанная работа позволяет нам выявить пути передачи правды о войне

  1. Тщательное и добросовестное изучение войны как трагического исторического явления. Все лучшие баталисты сами были активными участниками военных действий. Это дает им возможность показать войну масштабно, во всех ее проявлениях.
  2. Баталисты «владеют кистью». Используя приемы выбора колорита, композиции, пейзажа, они добиваются создания необходимой для восприятия атмосферы и настроения.
  3. Собственная патриотическая позиция художника, проявляющаяся в выборе сюжета, психологических характеристик героев произведений, создает яркие незабываемые образы.
  4. Обращение к теме народного героизма, вызывающее чувство уважения и доверия, как к авторам картин, так и к их героям.

Можно сделать вывод: если картины передают правдивое историческое содержание и вызывают чувства сопереживания, гордости, сострадания, ненависти к войне, — а это показал опрос моих современников, то они являются носителем общечеловеческих ценностей и могут служить источником патриотического воспитания человека. Наша гипотеза нашла подтверждение.

Список литературы:

  1. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд» — М.: Просвещение, 1986. — 192 с., ил.
  2. Бутромеев В.П. Детский плутарх: История России от Рюрика до 1917 года. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2011. — 496 с., ил.
  3. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России: учеб. пособие. — М.: ТК Велби, 2010. — 336 с.
  4. Детская энциклопедия, № 11-2006. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Редактор В. Поляков.
  5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Ставрополь: Кавказский край, 2003. — 416 с.
  6. Сарабьянов Д.Б. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2011. — 320 с.
  7. Энциклопедия для детей. (Т. 7.) Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII—XX веков /ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Н. Масалин и др. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. — 656 с.: ил.
  8. Этюды об изобразительном искусстве: Кн. для учащихся / М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др.; Сост. Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасов. — М.: Просвещение, 2003. — 192 с.