РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ
Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ
Местное самоуправление в России имеет многовековую историю. В конце 80-х гг. прошлого столетия начинается возрождение общественного и производственного самоуправления, которая была возведена в ранг государственной политики. Изменения в экономике потребовали изменений в управлении на местах. Первым фактическим шагом реформирования местного самоуправления стало принятие 9 апреля 1990 г. Союзного Закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», 6 июля 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в РСФСР», который создал правовые механизмы для децентрализации государственного управления и привлечения граждан по месту жительства не только для обсуждения, но и для решения вопросов местного значения.
Актуальность. В этот период в Российской Федерации особенно интенсивно развиваются и укрепляются политические, экономические, культурные, деловые связи с зарубежными государствами. Процесс повлек за собой рост числа иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Россию. Не все из них, к сожалению, являются законопослушными, чему свидетельство — устойчивая тенденция роста совершаемых ими на территории страны преступлений.
Таким образом: объектом нашего исследования является институт местного управления в борьбе с преступностью среди мигрантов.
Предметом — является незаконная миграция как фактор преступности на территории России.
Цель настоящего исследования — осмысление сущностных аспектов криминальных процессов и предложений по их ликвидации.
Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что динамика, региональная распространенность и интенсивность преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России приобретают угрожающий характер. Неблагоприятные изменения количественных показателей данной преступности сопровождаются опасной качественной трансформацией.
Предупреждение преступности иностранных граждан и лиц без гражданства служит основным средством в деле борьбы с данным видом правонарушений. Анализ действующей практики позволяет выделить следующие пути общего предупреждения преступности:
- разработка целостной научной концепции профилактики преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на основе экономических, социальных и правовых мер;
- принятие специальной федеральной программы борьбы с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства, направленной на нейтрализацию факторов, порождающих негативные процессы;
- обеспечение правоохранительных органов Российской Федерации новейшими методическими и научными средствами, позволяющими решать проблемы общей профилактики преступности иностранных граждан и лиц без гражданства;
- завершение правовой реформы в Российской Федерации;
- обеспечение приоритета закона во всех сферах общественной и государственной жизни;
- дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации относительно пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны;
- создание и закрепление профессионального ядра судей, сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, закрепление законодательно гарантий их социальной и правовой защиты;
- решение проблем, связанных с нормативным регулированием порядка въезда и выезда, предусмотрев более строгие санкции в законодательстве за деяния, при наличии которых иностранные граждане и липа без гражданства могут быть высланы из России;
- определенная корректировка курса миграционной политики, закрепленная в соответствующей федеральной программе, принятие Федерального закона «О миграции» и Миграционного кодекса Российской Федерации.
Только благодаря комплексу мер, направленных на предупреждение преступности иностранцев, совершенствование регионального законодательства, участие органов местного самоуправления в этой деятельности, возможно, приостановить и даже добиться снижения числа преступных проявлений со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Исследования проблемы показали, что полномочия органов местного самоуправления в сфере борьбы с преступностью, в том числе и преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства, установленные законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуются в практической деятельности этих органов по-разному. В рассматриваемой сфере их деятельность зависит от ряда факторов. Во-первых, от того, являются ли муниципальные образования городскими или сельскими. Во-вторых, далее в рамках одинаковых по территориальной принадлежности муниципальных образованиях криминогенная обстановка может иметь существенные различия. В-третьих, и при наличии примерно одинакового состояния преступности в муниципальных образованиях они могут различаться по экономическому положению и, следовательно, по возможностям финансирования деятельности по борьбе с преступностью.
Важно отметить, что, на наш взгляд, деятельность органов местного самоуправления, направленная на борьбу с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства, эффективным образом может развиваться по следующим направлениям. Первое направление. Она может осуществляться, с одной стороны, путем выполнения отдельных государственных задач и функций, которыми они наделены в соответствии с предусмотренной федеральными законами процедурой, с другой, — они могут создавать дополнительные экономические гарантии для реализации поставленных задан.
Вторым основным направлением реализации деятельности органов местного самоуправления по борьбе с преступлениями иностранных граждан и лиц без гражданства является разработка собственных специальных или комплексных программ, в которых должны быть предусмотрены как перечни проводимых мероприятий, так и источники их финансирования из местного бюджета в зависимости от специфики криминогенной обстановки конкретного муниципального образования, географического расположения территории и ряда иных факторов.
Таким образом, благодаря перечисленным направлениям органы местного самоуправления могут занять достойное место в деле предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Вместе с этим назрела необходимость изменений и дополнений законодательства Российской Федерации, в том числе и регионального. Несмотря на пробелы в законодательстве, роль органов местного самоуправления в деле борьбы с преступностью, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, должна возрастать.
Список литературы:
- Конституция РФ. Юрист, М:, 2010.
- СЗ «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в ССР» от 9 апреля 1990 г. Ведомости ВС от 30 мая 1990 г.
- Сахаров Д.С. Миграция для России: угроза или благо? Юрист, М:, 2010.
- Указ Президента РФ «О реформе представительных органов местного самоуправления в РФ». Бюллетень СЗ., М:. 2010.
- Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления и области миграционной политики». Ведомости ГД РФ, 2002.
- ФЗ РФ от 6 июня 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Право, М:, 2009.
- Чеботарев П.Ш. Незаконная миграция-угроза безопасности России. Военное дело. СПб, 2009.