Статья:

НАРОДНЫЕ ОРКЕСТРОВЫЕ КАРТИНЫ НА ФОНЕ СИБИРСКОЙ ТИШИНЫ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Виничук Л.И. НАРОДНЫЕ ОРКЕСТРОВЫЕ КАРТИНЫ НА ФОНЕ СИБИРСКОЙ ТИШИНЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 185 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРОДНЫЕ ОРКЕСТРОВЫЕ КАРТИНЫ НА ФОНЕ СИБИРСКОЙ ТИШИНЫ

Виничук Лилия Игоревна
cтудент Иркутского музыкального колледжа им. Шопена, РФ, г. Иркутск
Люберцева Людмила Семеновна
научный руководитель, канд. пед. наук, преподаватель Иркутского музыкального колледжа им. Шопена, РФ г. Иркутск

 

Духовное развитие общества — одна из важнейших задач государства на современном этапе. Издревле оно во многом осуществлялось благодаря непосредственному общению личности с культурой и искусством, с богатейшей сферой народного художественного творчества, и в частности, музыкального. Культура — драгоценное достижение человечества. Она многолика, и не только рядом и вокруг, но и внутри нас. Неизменной спутницей человека, воздействующей на его внутренний душевный мир, воспитывающей и обогащающей, является музыка. На протяжении многих столетий она вобрала в себя «самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе» [4, с. 9].

Важнейшая роль в музыкальном искусстве принадлежит исполнительскому творчеству музыкантов, в результате которого музыка, музыкальные произведения становятся реалиями звуковой действительности. Исполнительское творчество развивается с появлением музыкальных инструментов. Русский музыковед Н.Ф. Финдейзен, изучая историю музыки с древнейших времен до конца XVIII века пишет: «Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях» [1]. И действительно копилка музыкальных инструментов русского народа богата и разнообразна. В толковом словаре 16 века «Азбуковники» встречаются названия музыкальных инструментов: сопели, гусли, смычки. Музыкальные инструменты в то время «связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними всеми мерами, вплоть до запрещения законодательным порядком». Постановления Стоглавого собора 1551 года запрещают всякие игрища «и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища, пляски…» [2, с. 205].

И все же, несмотря на запреты, инструменты живут, совершенствуются, появляются новые. Одним из любимых в народе инструментов в XVII веке была домра. Исследователи относят к этому же веку создание столообразных гуслей, появление балалайки, которую называют и «бала-бойка», и «балабайка», и все же первое название за ней закрепилось до наших дней [1]. Еще в X веке в России была известна гармоника, а к середине XIX века гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Наиболее совершенный из существующих в настоящее время хроматических гармоник является — баян. «Перешагнув вековой рубеж своего существования в этом обновленном виде, русские народные инструменты, безусловно, доказали свою огромную социальную значимость, художественную ценность и жизнеспособность» [5].

История русских народных инструментов объединяет их сначала в различные ансамбли, а затем и в разнообразные по составу оркестры народных инструментов.

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. [8].

Не смог стать исключением и мой родной город — Иркутск. Весной 1904 года в Иркутске выступал оркестр народных инструментов под управлением ученика В.В. Андреева Игнатия Левицкого. В числе слушателей находились молодые иркутяне Владимир Соснин и Пантелеймон Холодилов. Зачарованные игрой оркестра, они бежали из дому и сопровождали Левицкого в его гастрольной поездке по Сибири. Им было по 15 лет. Вскоре беглецов вернули домой, но оставить свою мечту они не могли, и, вернувшись в Иркутск, создали при клубе приказчиков в 1905 году первый домрово-балалаечный оркестр. Вставший во главе его Владимир Акиндинович Соснин был очень одаренным человеком: прекрасным рисовальщиком, интересным актером, большим знатоком русской народной музыки, отлично игравшим на балалайке. Энергичный организатор и неутомимый труженик, несмотря на свою молодость, он сумел внушить участникам оркестра преданность идее: посвятить свой оркестр, служению народу, знакомя его с русским народным музыкальным творчеством и пропагандируя народные инструменты. Состав оркестра был невелик: 12—15 человек, почти все участники (за исключением двух учащихся и одного парикмахера) были служащими торговых предприятий. Все они с энтузиазмом, неустанно и напряженно работали над освоением балалаек и домр, и над созданием ансамбля на общих сыгровках, которые устраивались часто и бывали продолжительными. По словам современника, «с первых же шагов оркестр стал на правильный путь пропаганды народной музыки: пропаганды мастерством». Этот творческий коллектив оказался самым постоянным среди всех, возникших при клубе приказчиков. Систематически выступать он стал в сезоне 1907/08 года. Кроме исполнения собственных концертных программ, оркестр принимал участие в драматических спектаклях с пением. В январе 1909 года клуб приказчиков из-за обнаруженной в нем карточной игры был закрыт. Сыгровки оркестра стали проходить на квартирах его участников. Для концертных выступлений сценических площадок в городе было достаточно. Коллектив переживал трудный период. В 1911 году общество приказчиков добилось разрешения на открытие клуба, но, не имея уже постоянного помещения, оно не могло вести систематической концертной деятельности. Украшением клубных концертов по-прежнему был оркестр народных инструментов. К этому времени, оставаясь в прежнем составе, оркестр окреп и творчески очень вырос. Большое значение для расширения репертуара и развития хорошего вкуса оркестрантов имела деятельность Пантелеймона Степановича Холодилова — ближайшего помощника и друга Владимира Соснина, бессменного инспектора и библиотекаря оркестра. С начала 1910 года он начал заниматься аранжировками. Сохранившиеся в Иркутске некоторые партитуры народных песен и произведений русской и зарубежной классики свидетельствуют о незаурядном мастерстве П.С. Холодилова и глубоком знании им специфики народных инструментов. Сам он почти всегда играл на домре-теноре, которая бережно хранится в городском музее среди народных инструментов.

В 1911 году в оркестре появились первые солисты-вокалисты: М. Захарова, Л. Жданова, А. Фрайфельд, которые исполняли русские народные песни и романсы. Популярность оркестра возрастала, росло количество слушателей, появлялось все больше желающих в нем участвовать, была создана группа обучающихся игре на балалайке. В сезоне 1912/13 года оркестр начал гастрольную деятельность, выезжая с концертами на небольшие железнодорожные станции. Концерты были платными и давали оркестру кое-какие средства на текущие нужды: приобретение и ремонт инструментов, пополнение нотной литературы. Вот как пишет о своих впечатлениях Е.П. Медведев (иркутский музыкант, чья жизнь тесно связана с оркестрами народных инструментов): «В этом же концерте участвовал и «хор балалаечников», или, как еще называли тогда русские народные оркестры — «великорусский оркестр»… И вот на эстраде — двенадцать добрых молодцев. Иначе и нельзя было назвать молодых ребят, одетых в очень хорошие русские костюмы: голубые шелковые рубахи со шнуровыми опоясками, русские шаровары тонкого синего сукна и красные сафьяновые сапожки. Небольшой, переполненный зал школы дрогнул от бурных аплодисментов. Так могли встречать слушатели только горячо любимых, хорошо знакомых исполнителей».

27 марта 1915 г. в клубе приказчиков на Пестеревской улице (ныне ул. Урицкого) первый иркутский оркестр народных инструментов отпраздновал свой 10-летний юбилей. Перед большим концертом из двух отделений состоялось чествование В.А. Соснина, П.С. Холодилова и большинства музыкантов, первыми пришедших в 1905 г. в оркестр.

Исследователи высоко оценивают деятельность первого иркутского оркестра: «Значение этого оркестра заключается в том, что его руководители и участники были ближайшими преемниками В.В. Андреева и не дали заглохнуть далеко рассеянным семенам его исторических начинаний» [6, с. 133—135].

Начинания первых руководителей народного оркестра не осталось без последователей. И здесь следует упомянуть Евгения Петровича Медведева. Ученик Беляева П.Д. по классу скрипки, в 1908 году самостоятельно организовал оркестр мандолинистов, которым успешно руководил до весны 1913 года. Мандолина, потомок лютни появилась в Италии в XVII веке, и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным, самым любимым народным инструментом. По форме мандолина очень похожа на лютню. На ее восьми струнах, настроенных попарно, играют медиатором. Постепенно она стала популярна и в других странах. Свое распространение мандолина получила очень быстро, и в далекой Сибири была уже в начале 20 века. Мандолина — это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. В состав, как их называли «неаполитанских» оркестров, входили мандолины и гитары. Оркестр мандолинистов для Иркутска был большой редкостью, и его деятельность с восторгом принималась публикой.

Встреча Медведева Е.П. с первым иркутским оркестром народных инструментов произошла в 1908 году. Участвуя в этом оркестре, иногда становясь за дирижерский пульт, Евгений Петрович стал верным рыцарем этого вида искусства. Первая империалистическая война к концу 1916 года расстроила из-за мобилизации ряды оркестра, и его работа на некоторое время замерла. Новая эпоха в его истории началась уже в советское время [6, с. 135].

Новая страница в истории развития Иркутского оркестра народных инструментов начинается с Михаила Семеновича Гезунгейта — создателя городского любительского оркестра народных инструментов в Иркутске.

С народными инструментами Михаил Гезунгейт был знаком с юности, так как занимался в оркестре русских народных инструментов во Дворце пионеров и школьников у Константина Заболоцкого. В годы Великой Отечественной войны получил тяжёлое ранение и был комиссован. В 1946 году, став студентом Иркутского государственного университета, активно взялся за создание самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Причиной этого стала страстная любовь к балалайке. Участники оркестра на протяжении многих лет с особой теплотой вспоминают дни увлекательной юности. Ведь для них это была целая жизнь, наполненная музыкой. Среди участников оркестра был и известный драматург Александр Вампилов, в те годы первокурсник университета. Его однокурсник Игорь Петров вспоминает: «мы записались в университетский струнный оркестр, которым руководил опытный музыкант, энтузиаст народной музыки М.С. Гезунгейт. «Струнным» оркестр называли, отличая его от популярного тогда в городе эстрадного оркестра ИГУ под управлением Ю. Морошина. Точнее, он был домрово-балалаечным, андреевского типа, с разделением инструментов на группы (примы, альты, тенора, басы, контрабасы), а внутри групп — и на пульты. В отличие от распространенных в те годы «неаполитанских» оркестров (мандолины и гитары), оркестр народных инструментов давал возможность исполнять многоголосные произведения, даже с элементами полифонии, в полной мере ощутить красоту гармонии, в конечном счете — развивать симфоническое мышление. Привлекало нас и то, что в репертуаре оркестра, помимо народной музыки, были и пьесы классического репертуара — произведения В. Андреева, И. Штрауса, Ф. Шуберта, Э. Грига, Ж. Бизе, П. Чайковского, М. Глинки. Только один из нас — Вадик Гребенцов был подготовленным музыкантом (окончил музыкальную школу по классу скрипки), мы с Саней и Володя Мутин играли до этого в школьных оркестрах, а Борис Кислов и Андрей Румянцев учились играть и осваивали нотную грамоту (пройдя вначале стадию «цифровки») в ходе репетиций. Игра в оркестре и, главное, систематическое и углубленное изучение мировой и отечественной литературы (мы все-таки были филологами) вызвали естественную потребность в расширении музыкального кругозора» [3].

А в 1960 году Михаилу Семеновичу предложили создать городской народный оркестр. Создание коллектива было сопряжено с большими организационными трудностями: нехваткой инструментов, недостатком нотного материала, отсутствием постоянного репетиционного помещения. В сентябре 1960 года состоялась первая репетиция, а 5 октября 1960 года в газете «Советская молодёжь» была напечатана заметка «Скоро первый концерт». В ней говорилось, что вскоре зазвучат в Иркутской области сто народных оркестров. И сотым оказался любительский оркестр русских народных инструментов. В нём три концертмейстера и главный дирижёр — Михаил Гезунгейт. За свою историю с 1960 по 1975 год оркестр дал более 750 концертов [7]. Концерты и репетиции вспоминает и участник оркестра Сергей Осипович Остроумов — домрист, бывший собкор АПН и автор пьесы об Александре Васильевиче Колчаке, (спектакль по которой поставлен на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.Н. Охлопкова): «с оркестром по направлению обкома партии мы выезжали с концертами по сёлам области в дни уборочной страды. Выступали и на полевых станах, и в сельских клубах. Где только ни побывал наш оркестр: в воинских частях, у лесорубов в посёлке Большой Луг. Мы охватывали своей агитбригадой сёла, посёлки, деревни от Иркутского района до Качугского. Сельские жители с нетерпением ждали нашего приезда. С восторгом слушатели встречали «Плясовую» иркутского композитора Павла Гоголёва, написанную специально для оркестра. Из классики сельчанам больше всего нравилась «Осенняя песня» Петра Ильича Чайковского и песня Сольвейг в драме Ибсена «Пер Гюнт» в исполнении солистки Нины Науменко. На бис встречали и итальянскую народную песню «Ласточка».…»

Деятельность любительских коллективов профессионального уровня не остается незамеченной, музыканты города понимают важность развития народного исполнительства, необходимость профессиональной подготовки исполнителей на народных инструментах, и особенно необходим класс баяна. Ведь традиционно в состав народного оркестра включены следующие группы: струнные щипковые (домры, балалайки, гусли); духовые (свирель, жалейка, рожки владимирские); пневматические язычковые (баяны, гармоники); ударные инструменты (бубны и барабаны); дополнительные инструменты: (флейта, гобой и их разновидности).

Класс баяна открывается в музыкальном училище в 1943 году. Учащихся было немного — один, два. И лишь к 1958 году увеличившийся контингент позволил создать впервые в городе оркестр тембровых баянов. Руководителем (и инициатором создания) стал Игорь Александрович Соколов — уникальный музыкант, ветеран Великой Отечественной Войны, Заслуженный работник культуры РФ. Игорь Александрович был непререкаемым авторитетом для студентов и преподавателей училища. Тембровые баяны, явление уникальное, они звучат как инструменты симфонического оркестра, деревянные и медные. Музыканты играют на баянах, а слышится гобой, кларнет, валторна, туба. Для города это было открытием. Репертуар оркестра был богатым. Оркестр существует до сих, пор радуя слушателей удивительными тембральными красками.

В 1966 году на отделении открылись классы домры и балалайки под руководством Георгия Васильевича Анциферова, и это позволило в 1977 году создать оркестр народных инструментов, с включением всех групп инструментов. Руководителями оркестра в разные годы были: А. Ильин, С.Д Толстых, В.Н. Тихонов, В.Н. Арбатский. Традиции этого коллектива сегодня сохраняет и развивает художественный руководитель Николай Михайлович Мочалов. Под его руководством в 2007 году коллектив стал лауреатом Международного видео-конкурса в городе Владивостоке. Профессиональный уровень оркестра демонстрирует его разнообразный репертуар. В репертуаре оркестра оригинальные сочинения для оркестра народных инструментов В. Андреева, Н. Будашкина, П. Куликова, П. Барчунова, В. Городовской, различные варианты многочисленных обработок народных песен, переложения классических произведений.

Сегодня в городе Иркутске успешно работают профессиональные, учебные, любительские оркестры народных инструментов различных составов. Народное оркестровое искусство активно развивается. Для оркестровых коллективов всегда открыта главная сцена города в Иркутской областной филармонии. Там же в 2012 году был проведен первый фестиваль «Байкальские струны», в котором приняли участие музыканты не только нашего города, но и других городов России. Иркутяне услышали мастерство современных народных оркестров.

Сохранение национальных традиций в оркестровом творчестве очень важный аспект в сохранении культуры народа. Играя в оркестре, начинающие музыканты с удовольствием передают слушателям свою любовь к музыкальному искусству, и это очень важно в становлении общества, сохранении культуры России. Пока звучат народные инструменты, будет жить и Россия.

 

Список литературы:

  1.  Бычков В. Музыкальные инструменты [Электронный ресурс]. URL:http://www.paganism.ru/rusinstr.htm (дата обращения 1.12.2013).
  2. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. — М.: Искусство, 1993. — 255 с.
  3. Петров И. Гитара, милая, звени, звени [Электронный ресурс]. URL:http://vampilov.irkutsk.ru/vvamp_v7.htm (дата обращения 21.01.2014).
  4. Соловьев В.С. Золотая книга русской культуры. — М.: Белый город, 2007. — 560 с.
  5. Скрябина Е.Г. Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения [Электронный ресурс] URL:http://www.dissercat.com/content/domrovoe-ispolnitelskoe-iskusstvo-istoki-stanovlenie-tendentsii-razvitiya. (дата обращения 1.12.2013).
  6. Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. — Иркутск: Издательство Иркутского университета,1987. — .
  7. Черошников В. К 90-летию М.С. Гезунгейта. //Вост.-сиб. Правда. — 2013. — 23 сентября.
  8. Шишаков Ю.Н. Инструментовка для русского народного оркестра. — М.: Музыка, 2005. — .