НАРОДНЫЕ ОРКЕСТРОВЫЕ КАРТИНЫ НА ФОНЕ СИБИРСКОЙ ТИШИНЫ
Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 2. Краеведение
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
НАРОДНЫЕ ОРКЕСТРОВЫЕ КАРТИНЫ НА ФОНЕ СИБИРСКОЙ ТИШИНЫ
Духовное развитие общества — одна из важнейших задач государства на современном этапе. Издревле оно во многом осуществлялось благодаря непосредственному общению личности с культурой и искусством, с богатейшей сферой народного художественного творчества, и в частности, музыкального. Культура — драгоценное достижение человечества. Она многолика, и не только рядом и вокруг, но и внутри нас. Неизменной спутницей человека, воздействующей на его внутренний душевный мир, воспитывающей и обогащающей, является музыка. На протяжении многих столетий она вобрала в себя «самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе» [4, с. 9].
Важнейшая роль в музыкальном искусстве принадлежит исполнительскому творчеству музыкантов, в результате которого музыка, музыкальные произведения становятся реалиями звуковой действительности. Исполнительское творчество развивается с появлением музыкальных инструментов. Русский музыковед Н.Ф. Финдейзен, изучая историю музыки с древнейших времен до конца XVIII века пишет: «Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях» [1]. И действительно копилка музыкальных инструментов русского народа богата и разнообразна. В толковом словаре 16 века «Азбуковники» встречаются названия музыкальных инструментов: сопели, гусли, смычки. Музыкальные инструменты в то время «связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними всеми мерами, вплоть до запрещения законодательным порядком». Постановления Стоглавого собора 1551 года запрещают всякие игрища «и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища, пляски…» [2, с. 205].
И все же, несмотря на запреты, инструменты живут, совершенствуются, появляются новые. Одним из любимых в народе инструментов в XVII веке была домра. Исследователи относят к этому же веку создание столообразных гуслей, появление балалайки, которую называют и «бала-бойка», и «балабайка», и все же первое название за ней закрепилось до наших дней [1]. Еще в X веке в России была известна гармоника, а к середине XIX века гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Наиболее совершенный из существующих в настоящее время хроматических гармоник является — баян. «Перешагнув вековой рубеж своего существования в этом обновленном виде, русские народные инструменты, безусловно, доказали свою огромную социальную значимость, художественную ценность и жизнеспособность» [5].
История русских народных инструментов объединяет их сначала в различные ансамбли, а затем и в разнообразные по составу оркестры народных инструментов.
Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. [8].
Не смог стать исключением и мой родной город — Иркутск. Весной 1904 года в Иркутске выступал оркестр народных инструментов под управлением ученика В.В. Андреева Игнатия Левицкого. В числе слушателей находились молодые иркутяне Владимир Соснин и Пантелеймон Холодилов. Зачарованные игрой оркестра, они бежали из дому и сопровождали Левицкого в его гастрольной поездке по Сибири. Им было по 15 лет. Вскоре беглецов вернули домой, но оставить свою мечту они не могли, и, вернувшись в Иркутск, создали при клубе приказчиков в 1905 году первый домрово-балалаечный оркестр. Вставший во главе его Владимир Акиндинович Соснин был очень одаренным человеком: прекрасным рисовальщиком, интересным актером, большим знатоком русской народной музыки, отлично игравшим на балалайке. Энергичный организатор и неутомимый труженик, несмотря на свою молодость, он сумел внушить участникам оркестра преданность идее: посвятить свой оркестр, служению народу, знакомя его с русским народным музыкальным творчеством и пропагандируя народные инструменты. Состав оркестра был невелик: 12—15 человек, почти все участники (за исключением двух учащихся и одного парикмахера) были служащими торговых предприятий. Все они с энтузиазмом, неустанно и напряженно работали над освоением балалаек и домр, и над созданием ансамбля на общих сыгровках, которые устраивались часто и бывали продолжительными. По словам современника, «с первых же шагов оркестр стал на правильный путь пропаганды народной музыки: пропаганды мастерством». Этот творческий коллектив оказался самым постоянным среди всех, возникших при клубе приказчиков. Систематически выступать он стал в сезоне 1907/08 года. Кроме исполнения собственных концертных программ, оркестр принимал участие в драматических спектаклях с пением. В январе 1909 года клуб приказчиков из-за обнаруженной в нем карточной игры был закрыт. Сыгровки оркестра стали проходить на квартирах его участников. Для концертных выступлений сценических площадок в городе было достаточно. Коллектив переживал трудный период. В 1911 году общество приказчиков добилось разрешения на открытие клуба, но, не имея уже постоянного помещения, оно не могло вести систематической концертной деятельности. Украшением клубных концертов по-прежнему был оркестр народных инструментов. К этому времени, оставаясь в прежнем составе, оркестр окреп и творчески очень вырос. Большое значение для расширения репертуара и развития хорошего вкуса оркестрантов имела деятельность Пантелеймона Степановича Холодилова — ближайшего помощника и друга Владимира Соснина, бессменного инспектора и библиотекаря оркестра. С начала 1910 года он начал заниматься аранжировками. Сохранившиеся в Иркутске некоторые партитуры народных песен и произведений русской и зарубежной классики свидетельствуют о незаурядном мастерстве П.С. Холодилова и глубоком знании им специфики народных инструментов. Сам он почти всегда играл на домре-теноре, которая бережно хранится в городском музее среди народных инструментов.
В 1911 году в оркестре появились первые солисты-вокалисты: М. Захарова, Л. Жданова, А. Фрайфельд, которые исполняли русские народные песни и романсы. Популярность оркестра возрастала, росло количество слушателей, появлялось все больше желающих в нем участвовать, была создана группа обучающихся игре на балалайке. В сезоне 1912/13 года оркестр начал гастрольную деятельность, выезжая с концертами на небольшие железнодорожные станции. Концерты были платными и давали оркестру кое-какие средства на текущие нужды: приобретение и ремонт инструментов, пополнение нотной литературы. Вот как пишет о своих впечатлениях Е.П. Медведев (иркутский музыкант, чья жизнь тесно связана с оркестрами народных инструментов): «В этом же концерте участвовал и «хор балалаечников», или, как еще называли тогда русские народные оркестры — «великорусский оркестр»… И вот на эстраде — двенадцать добрых молодцев. Иначе и нельзя было назвать молодых ребят, одетых в очень хорошие русские костюмы: голубые шелковые рубахи со шнуровыми опоясками, русские шаровары тонкого синего сукна и красные сафьяновые сапожки. Небольшой, переполненный зал школы дрогнул от бурных аплодисментов. Так могли встречать слушатели только горячо любимых, хорошо знакомых исполнителей».
27 марта 1915 г. в клубе приказчиков на Пестеревской улице (ныне ул. Урицкого) первый иркутский оркестр народных инструментов отпраздновал свой 10-летний юбилей. Перед большим концертом из двух отделений состоялось чествование В.А. Соснина, П.С. Холодилова и большинства музыкантов, первыми пришедших в 1905 г. в оркестр.
Исследователи высоко оценивают деятельность первого иркутского оркестра: «Значение этого оркестра заключается в том, что его руководители и участники были ближайшими преемниками В.В. Андреева и не дали заглохнуть далеко рассеянным семенам его исторических начинаний» [6, с. 133—135].
Начинания первых руководителей народного оркестра не осталось без последователей. И здесь следует упомянуть Евгения Петровича Медведева. Ученик Беляева П.Д. по классу скрипки, в 1908 году самостоятельно организовал оркестр мандолинистов, которым успешно руководил до весны 1913 года. Мандолина, потомок лютни появилась в Италии в XVII веке, и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным, самым любимым народным инструментом. По форме мандолина очень похожа на лютню. На ее восьми струнах, настроенных попарно, играют медиатором. Постепенно она стала популярна и в других странах. Свое распространение мандолина получила очень быстро, и в далекой Сибири была уже в начале 20 века. Мандолина — это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. В состав, как их называли «неаполитанских» оркестров, входили мандолины и гитары. Оркестр мандолинистов для Иркутска был большой редкостью, и его деятельность с восторгом принималась публикой.
Встреча Медведева Е.П. с первым иркутским оркестром народных инструментов произошла в 1908 году. Участвуя в этом оркестре, иногда становясь за дирижерский пульт, Евгений Петрович стал верным рыцарем этого вида искусства. Первая империалистическая война к концу 1916 года расстроила из-за мобилизации ряды оркестра, и его работа на некоторое время замерла. Новая эпоха в его истории началась уже в советское время [6, с. 135].
Новая страница в истории развития Иркутского оркестра народных инструментов начинается с Михаила Семеновича Гезунгейта — создателя городского любительского оркестра народных инструментов в Иркутске.
С народными инструментами Михаил Гезунгейт был знаком с юности, так как занимался в оркестре русских народных инструментов во Дворце пионеров и школьников у Константина Заболоцкого. В годы Великой Отечественной войны получил тяжёлое ранение и был комиссован. В 1946 году, став студентом Иркутского государственного университета, активно взялся за создание самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Причиной этого стала страстная любовь к балалайке. Участники оркестра на протяжении многих лет с особой теплотой вспоминают дни увлекательной юности. Ведь для них это была целая жизнь, наполненная музыкой. Среди участников оркестра был и известный драматург Александр Вампилов, в те годы первокурсник университета. Его однокурсник Игорь Петров вспоминает: «мы записались в университетский струнный оркестр, которым руководил опытный музыкант, энтузиаст народной музыки М.С. Гезунгейт. «Струнным» оркестр называли, отличая его от популярного тогда в городе эстрадного оркестра ИГУ под управлением Ю. Морошина. Точнее, он был домрово-балалаечным, андреевского типа, с разделением инструментов на группы (примы, альты, тенора, басы, контрабасы), а внутри групп — и на пульты. В отличие от распространенных в те годы «неаполитанских» оркестров (мандолины и гитары), оркестр народных инструментов давал возможность исполнять многоголосные произведения, даже с элементами полифонии, в полной мере ощутить красоту гармонии, в конечном счете — развивать симфоническое мышление. Привлекало нас и то, что в репертуаре оркестра, помимо народной музыки, были и пьесы классического репертуара — произведения В. Андреева, И. Штрауса, Ф. Шуберта, Э. Грига, Ж. Бизе, П. Чайковского, М. Глинки. Только один из нас — Вадик Гребенцов был подготовленным музыкантом (окончил музыкальную школу по классу скрипки), мы с Саней и Володя Мутин играли до этого в школьных оркестрах, а Борис Кислов и Андрей Румянцев учились играть и осваивали нотную грамоту (пройдя вначале стадию «цифровки») в ходе репетиций. Игра в оркестре и, главное, систематическое и углубленное изучение мировой и отечественной литературы (мы все-таки были филологами) вызвали естественную потребность в расширении музыкального кругозора» [3].
А в 1960 году Михаилу Семеновичу предложили создать городской народный оркестр. Создание коллектива было сопряжено с большими организационными трудностями: нехваткой инструментов, недостатком нотного материала, отсутствием постоянного репетиционного помещения. В сентябре 1960 года состоялась первая репетиция, а 5 октября 1960 года в газете «Советская молодёжь» была напечатана заметка «Скоро первый концерт». В ней говорилось, что вскоре зазвучат в Иркутской области сто народных оркестров. И сотым оказался любительский оркестр русских народных инструментов. В нём три концертмейстера и главный дирижёр — Михаил Гезунгейт. За свою историю с 1960 по 1975 год оркестр дал более 750 концертов [7]. Концерты и репетиции вспоминает и участник оркестра Сергей Осипович Остроумов — домрист, бывший собкор АПН и автор пьесы об Александре Васильевиче Колчаке, (спектакль по которой поставлен на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.Н. Охлопкова): «с оркестром по направлению обкома партии мы выезжали с концертами по сёлам области в дни уборочной страды. Выступали и на полевых станах, и в сельских клубах. Где только ни побывал наш оркестр: в воинских частях, у лесорубов в посёлке Большой Луг. Мы охватывали своей агитбригадой сёла, посёлки, деревни от Иркутского района до Качугского. Сельские жители с нетерпением ждали нашего приезда. С восторгом слушатели встречали «Плясовую» иркутского композитора Павла Гоголёва, написанную специально для оркестра. Из классики сельчанам больше всего нравилась «Осенняя песня» Петра Ильича Чайковского и песня Сольвейг в драме Ибсена «Пер Гюнт» в исполнении солистки Нины Науменко. На бис встречали и итальянскую народную песню «Ласточка».…»
Деятельность любительских коллективов профессионального уровня не остается незамеченной, музыканты города понимают важность развития народного исполнительства, необходимость профессиональной подготовки исполнителей на народных инструментах, и особенно необходим класс баяна. Ведь традиционно в состав народного оркестра включены следующие группы: струнные щипковые (домры, балалайки, гусли); духовые (свирель, жалейка, рожки владимирские); пневматические язычковые (баяны, гармоники); ударные инструменты (бубны и барабаны); дополнительные инструменты: (флейта, гобой и их разновидности).
Класс баяна открывается в музыкальном училище в 1943 году. Учащихся было немного — один, два. И лишь к 1958 году увеличившийся контингент позволил создать впервые в городе оркестр тембровых баянов. Руководителем (и инициатором создания) стал Игорь Александрович Соколов — уникальный музыкант, ветеран Великой Отечественной Войны, Заслуженный работник культуры РФ. Игорь Александрович был непререкаемым авторитетом для студентов и преподавателей училища. Тембровые баяны, явление уникальное, они звучат как инструменты симфонического оркестра, деревянные и медные. Музыканты играют на баянах, а слышится гобой, кларнет, валторна, туба. Для города это было открытием. Репертуар оркестра был богатым. Оркестр существует до сих, пор радуя слушателей удивительными тембральными красками.
В 1966 году на отделении открылись классы домры и балалайки под руководством Георгия Васильевича Анциферова, и это позволило в 1977 году создать оркестр народных инструментов, с включением всех групп инструментов. Руководителями оркестра в разные годы были: А. Ильин, С.Д Толстых, В.Н. Тихонов, В.Н. Арбатский. Традиции этого коллектива сегодня сохраняет и развивает художественный руководитель Николай Михайлович Мочалов. Под его руководством в 2007 году коллектив стал лауреатом Международного видео-конкурса в городе Владивостоке. Профессиональный уровень оркестра демонстрирует его разнообразный репертуар. В репертуаре оркестра оригинальные сочинения для оркестра народных инструментов В. Андреева, Н. Будашкина, П. Куликова, П. Барчунова, В. Городовской, различные варианты многочисленных обработок народных песен, переложения классических произведений.
Сегодня в городе Иркутске успешно работают профессиональные, учебные, любительские оркестры народных инструментов различных составов. Народное оркестровое искусство активно развивается. Для оркестровых коллективов всегда открыта главная сцена города в Иркутской областной филармонии. Там же в 2012 году был проведен первый фестиваль «Байкальские струны», в котором приняли участие музыканты не только нашего города, но и других городов России. Иркутяне услышали мастерство современных народных оркестров.
Сохранение национальных традиций в оркестровом творчестве очень важный аспект в сохранении культуры народа. Играя в оркестре, начинающие музыканты с удовольствием передают слушателям свою любовь к музыкальному искусству, и это очень важно в становлении общества, сохранении культуры России. Пока звучат народные инструменты, будет жить и Россия.
Список литературы:
- Бычков В. Музыкальные инструменты [Электронный ресурс]. URL:http://www.paganism.ru/rusinstr.htm (дата обращения 1.12.2013).
- Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. — М.: Искусство, 1993. — 255 с.
- Петров И. Гитара, милая, звени, звени [Электронный ресурс]. URL:http://vampilov.irkutsk.ru/vvamp_v7.htm (дата обращения 21.01.2014).
- Соловьев В.С. Золотая книга русской культуры. — М.: Белый город, 2007. — 560 с.
- Скрябина Е.Г. Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения [Электронный ресурс] URL:http://www.dissercat.com/content/domrovoe-ispolnitelskoe-iskusstvo-istoki-stanovlenie-tendentsii-razvitiya. (дата обращения 1.12.2013).
- Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. — Иркутск: Издательство Иркутского университета,1987. — .
- Черошников В. К 90-летию М.С. Гезунгейта. //Вост.-сиб. Правда. — 2013. — 23 сентября.
- Шишаков Ю.Н. Инструментовка для русского народного оркестра. — М.: Музыка, 2005. — .