Статья:

ПРИРОДА ТАЛАНТОВ АРХИТЕКТОРОВ. НОВЫЙ МЕТОД НА ОСНОВЕ КЛАССИФИКАЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Евдокимова А.А. ПРИРОДА ТАЛАНТОВ АРХИТЕКТОРОВ. НОВЫЙ МЕТОД НА ОСНОВЕ КЛАССИФИКАЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 19 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИРОДА ТАЛАНТОВ АРХИТЕКТОРОВ. НОВЫЙ МЕТОД НА ОСНОВЕ КЛАССИФИКАЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Евдокимова Алёна Анатольевна
студент Южного государственного университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Пищулина Виктория Владимировна
научный руководитель, проф. Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Проблема творческого поиска, методология творческого процесса для абитуриента, студента, начинающего художника и творца — первостепенна. Историки искусств и педагоги уже обращались к типированию архитектурных деятелей, выделяя по способу формирования их творческой работы архитекторов-практиков, архитекторов-теоретиков, архитекторов-новаторов, архитекторов-математиков и т. д. Однако нет ни одного метода, способного создать обратную связь, — показать как именно и почему они стали таковыми и озадачиться вопросом: а кому из подрастающего поколения архитекторов подходит тот или иной стиль творчества?

Прекрасным инструментом раскрытия потенциала возможностей каждого человека является концепция соционики: метода, уходящего корнями в типологию К.Г. Юнга и теорию информационного метаболизма А. Кемпинского, оформленного в самостоятельную теоретическую концепцию литовским исследователем Аушрой Аугустинавичюте в конце XX века. В настоящее время на постсоветском пространстве насчитывается несколько десятков соционических школ и сотни некоммерческих объединений. Достоинством соционики как метода описания и классификации является утверждение наличия таланта у каждого человека и его природный, физиологический характер. Согласно этой концепции, каждый человек одарён определенными способностями, обладает теми или иными сильными функциями и является носителем того или иного способа индивидуального мышления.

Целью работы является классификация шести выдающихся архитекторов XX века по психологическим аспектам их личности. XX век был выбран потому, что эта эпоха доступна для понимания и в то же время богата информационными материалами, позволяющими дать разностороннюю, объективную оценку.

Для выбора архитекторов исследование обратилось к докладу «Десять выдающихся архитекторов и произведений архитектуры XX века», составленному отделением архитектуры РААСН. В 2010 году РААСН попросило членов Академии назвать имена десяти выдающихся, по их мнению, архитекторов и произведений архитектуры XX века. Наибольшее количество голосов набрали:

  • Ф.-Л. Райт, Ле Корбюзье;
  • К.С. Мельников;
  • Л. Мис ван дер Роэ, К. Танге;
  • А. Аалто;
  • В. Гропиус;
  • О. Нимейер, Й. Утцон;
  • Р. Майер, И.И. Леонидов, А. Гауди [3].

В данной работе, ввиду заданного объёма, выборка сократилась до двух архитекторов, разделивших первое место в рейтинге — Л. Корбюзье и Ф.-Л. Райта. В качестве информации, необходимой для классификации архитектора по указанной концепции, метод предполагает использовать теоретические, проектные, педагогические труды архитекторов, биографические данные и факты, интервью, отзывы современников. Следующим шагом метода является типирование самого студента или группы студентов посредством: соционических тестов; интервью, с наблюдением поведения, анализом мимики и интонации; экспериментов с постановкой реальной задачи, наблюдением реакций, пути решения и рассуждения, эмоционального и физического фона.

Таким образом, имея аргументированно доказанную классификацию типов архитекторов и результаты типирования студентов и/или абитуриентов, можно прогнозировать их потенциальные таланты и корректировать наиболее подходящие направления для их самореализации.

Описание нового, модифицированного порядка типирования, основанного на существующих соционических классификациях.

Типирование начинается с выявления доминирующей функции психики. Четыре функции психики, выведенные Юнгом:

  1. Мышление
  2. Чувство
  3. Ощущение
  4. Интуиция

Две психологические установки Юнга: экстраверсионная (направление на внешний мир), интроверсионная (направленна на «внутренний» мир).

Модифицируя Юнговскую типологию, соционика вводит вместо чувства термин «этика», делит её на этику эмоций и этику отношений, вместо ощущения — термин «сенсорика», деля её на волевую сенсорику и сенсорику ощущений, мышление переименовывает в «логику», разделяя деловую и структурную, а интуицию подразделяет на интуицию возможностей и интуицию времени. Такое деление соответствует делению функций по установкам Юнга, но благодаря теории информационного метаболизма Кемпинского, становится более подробным и чётким.

С помощью данной классификации соционика выделяет 16 «социотипов» личности, или 16 ТИМов — типов индивидуального мышления. А. Аугустинавичюте была разработана специальная модель — Модель А, которая характеризует каждый ТИМ по способу и силе проявления каждой из функций.

Метод предполагает использование первых четырёх, наиболее легко идентифицируемых функций:

  1. Функция — «базовая» (программная), определяет доминирующие сферы приложения сил и «программу действий» человека.
  2. Функция — «творческая» (реализующая), определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.
  3. Функция — «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  4. Функция — «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, без лишних слов [5, с. 38].

Выявление первых двух из них будем считать необходимыми для типирования в рамках задач данного исследования, две другие —второстепенными, или верификационными.

В соционике есть определённая укрупнённая классификация, так называемые соционические квадры [2]. Четыре ТИМа в каждой из квадр связанны одинаковым взглядом на мир, схожими жизненными ценностями. Типирование с помощью квадр заметно облегчается, поэтому метод считает необходимым её использовать.

Ценности Первой квадры — новые возможности и теории, вдохновение; свобода слова, стремление к справедливости, поиск истины; веселье и забота о комфорте. Представителями приветствуются революционные преобразования, ломка всего отжившего, устаревшего, приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать. Осуждается стереотипность мышления, не признаётся временных рамок, предпочтение размеренному, спокойному, философски-созерцательному образу жизни. Здесь не принято скрывать свои чувства, не принято их стесняться. Ценится умение получать максимум удовольствия от жизни. Эстетика и комфорт высочайшего уровня, изысканность наслаждений, удовольствий и всевозможных приятных ощущений, счастье и покой семейного очага, здоровье и благополучие близких — наивысшие радости, которые может подарить жизнь.

Представители квадры α (альфа):

Интуитивно-логический экстраверт — «Дон Кихот», («Искатель»)

Сенсорно-этический интроверт — «Дюма», («Эпикуреец»)

Этико-сенсорный экстраверт — «Гюго», («Энтузиаст»)

Логико-интуитивный интроверт — «Робеспьер», («Аналитик»)

Ценности Второй квадры — воля и разум, энтузиазм и исторические перспективы, стойкость в борьбе с лишениями, способность противостоять большей силе и этим завоевывать свое право на уважение и авторитет. Ценится умение не допускать слабости, выносливость и стойкость, ответственность за свои слова и поступки. Здесь воспевается безумство храбрых и романтика борьбы; борьбе придаётся характер праздничности и воодушевления. Представители второй квадры лучше всего ценят «настоящий момент», стремятся не допускать повторения сделанных когда-либо ошибок и просчетов, которые могут в определенный момент оказаться роковыми. Верят в судьбу, высшее предназначение. До глубокой старости сохраняют юношеский задор, энергию, бодрость и молодость души.

Представители квадры β (бета):

Сенсорно-логический экстраверт — «Жуков» («Организатор»)

Интуитивно-этический интроверт — «Есенин» («Мечтатель»)

Этико-интуитивный экстраверт — «Гамлет» («Наставник»)

Логико-сенсорный интроверт — «Максим Горький» («Системник»)

Ценности Третьей квадры — сотрудничество и приобретение, демократия, пробивная сила, критическое отношение к достигнутым результатам. Здесь ценят силу, значительность, способность реализовать задуманное немедленно и умение видеть однозначные перспективы. Это доверчивые, простые в общении люди, находящие радость в индивидуальных, сиюминутных оттенках отношений. Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений, они оценивают окружающих по их личным заслугам и качествам. Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Неприхотливые в быту, легкие на подъем. О своих чувствах много не говорят — чувства проверяются отношениям. Им важно себя реализовать, важен результат работы, самое нежелательное для них – ограничение их активности по объективным, не зависимым от них причинам.

Представители квадры γ (гамма):

Логико-интуитивный экстраверт — «Джек Лондон» («Предприниматель»)

Этико-сенсорный интроверт — «Драйзер» («Хранитель»)

Сенсорно-этический экстраверт — «Наполеон» («Лидер»)

Интуитивно-логический интроверт — «Бальзак» («Критик»)

Ценности Четвертой квадры — практичность и дружелюбие, социальная и экономическая стабильность и консерватизм, уют и благополучие, мир и покой на Земле. Это квадра практиков, умеющих реализовать продуктивные идеи в полном объеме, до исчерпания их возможностей. Идея «далекого светлого будущего» воспринимается ими без энтузиазма, предпочтение отдаётся жизни настоящим, вкладывание энергии только в вечные и непоколебимые ценности. Им присуще стремление к разумному и рациональному потреблению природных и экономических ресурсов, ценятся прогрессивные технологии и высококвалифицированный труд и изобретательность в его рационализации. Труд — естественная потребность человека творчески себя реализовать. Если работать, то качественно и с удовольствием, сводя к минимуму отрицательные ощущения.

Представители квадры δ (дельта):

Логико-сенсорный экстраверт — «Штирлиц» («Профессионал»)

Этико-интуитивный интроверт — «Достоевский» («Психолог»)

Интуитивно-этический экстраверт — «Гексли» («Инициатор»)

Сенсорно-логический интроверт — «Габен» («Мастер»).

Примечание: «Персонажные» и «исторические» названия ТИМов — общепринятые псевдонимы, по именам известных исторических личностей или литературных персонажей, которые, как считается, относятся к соответствующим типам. В скобках приведены реже используемые названия.

Типирование выбранных исследованием архитекторов.

Испытуемый № 1. Френк Ллойд Райт.

Из «10 Уроков Архитектуры от Фрэнка Ллойда Райта» [1]:

«1. Архитектор должен быть провидцем… провидцем в истинном смысле слова… если он не может предвидеть хотя бы на десять лет вперед, его нельзя называть архитектором.»

Фрэнк Ллойд Райт значительно опережал свою эпоху. Дизайн его домов когда-то казался дизайном далекого будущего и люди часто не понимали его видение архитектуры. Однако почти вся современная архитектура применяет его идеи.

  • Из этого можем сделать вывод: базовая функция — объективная интуиция. Объективная интуиция (интуиция возможностей) описывает потенциальное состояние объекта; то, какие возможности в нем скрываются. Интуиция возможностей подразумевает отчётливое понимание, предвидение значимость и незначимость того или иного события, качества, поступка и явления. Интуиция возможностей — функция, постоянно направленная в будущее.

«3. Стилей домов должно быть так же много, как людей. Человек, который может называться личностью, имеет право на собственное выражение в архитектуре».

«7. Однажды в 1957 году Райт сказал американскому телеведущему Майку Уолесу: «Я хочу, чтобы архитектура была свободной. Я хочу, чтобы архитектура вписывалась в окружение и была украшением пейзажа, а не его уродованием. Письма наших клиентов рассказывают о том, как построенные нами здания изменили ход всей их жизни, всё их существование. Оно полностью переменилось. Я хотел бы сделать это для всей страны».

  • Здесь отчётливо видны ценности первой квадры — либерализм, демократия, свобода слова, стремление к справедливости и равноправию каждого человека; направленность к революционным переменам и отбрасыванию всего отжившего, взгляд к светлому будущему.

«2. Каждый великий архитектор должен быть великим поэтом. Он должен уметь оригинально интерпретировать свое время, дни, эпоху».

«8. Хорошее строение — это не то, которое портит пейзаж, а то, которое делает его ещё прекраснее».

«4. Строение должно выглядеть весьма органично на отведенной для него местности и отлично вписываться в окружающую среду».

Ценность первой квадры: вдохновение, веселье, забота о комфорте.

«5. Дом не должен быть построен на холме. Он должен стать частью и продолжением холма. Дом и холм должны быть единым целым».

«6. Главное искусство — это архитектура. Без собственной архитектуры у страны нет собственной цивилизации».

 «9. Архитектуры — это жизнь, точнее, форма, которую принимает жизнь, указывая на то, какой она была, есть и будет».

Здесь как вторая функция, сильная — «творческая», определяющая механизм деятельности и стиль реализации программной функции, заметно выступает структурная или субъективная логика. Структурная логика предполагает:

Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать. Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира. Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы. Сознание субъективного логика конструирует воображаемую реальность, которая, по его мнению, должна соответствовать неким принятым им критериям. Он ищет свое место в этой системе, стремится почувствовать себя необходимым в этой структуре [5, с  39].

Так, архитектор, почувствовал себя необходимым в органической архитектуре — течении архитектурной мысли, впервые сформулированном Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. Именно благодаря «совершенствованию» течения трудами Райта в 1920-е — 1950-е гг., оно нашло наиболее полное своё воплощение.

Таким образом, по модели А имеем:

Первая функция, Базовая — интуиция возможностей,

Вторая функция, Творческая — структурная логика.

Ценности мировоззрения: Квадра Альфа

ТИМ типируемого: Интуитивно-Логический Экстраверт, «Искатель».

Исходя из этого, согласно ТИМу, функциями, находящимися в позиции слабых являются этика отношений и сенсорика ощущений. В качестве верификации типирования, рассмотрим функции этих каналов.

Третий канал. Этика отношений.

Посмотрим, что известно о личной жизни архитектора.

«Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода. Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году. Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребёнка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён. Брак с Мириам Ноэль (1923 год) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году. Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона» [5].

Добившись успеха как архитектор, и популярности как личность, архитектор не шёл столь же уверенным шагом по пути личной жизни и отношений. Из многообразных, неразборчивых и подчас трагичных связей в личной жизни архитектора, можно сделать вывод, что функция этики отношений соответствует каналу наименьшего сопротивления, то есть, согласно модели А является слабой или болевой функцией.

Четвёртый канал. Сенсорика ощущений.

Ролевая функция представляет собой точку наименьшего интереса, её содержание находится вне зоны приоритетов личности. Как следствие, человек эту функцию не стремится развивать, и она остается в ряду слабых. Обратимся к прочтению архитектуры Райта с точки зрения её сенсорности, т. е. чувственного восприятия.

«Дом над водопадом». Место расположения: штат Пенсильвания, пригород Питтсбурга. Климат умеренно-континентальный, изотерма июля +22,6 С, января -2,8 С. Учитывая это и тенистость участка, температура воды в живописной местности никак не располагает к купанию и отдыху на солнце. Инсоляции в спроектированном для жилья доме не хватает по той же причине. Вспомним так же одну из главных причин, почему хозяин виллы отдал её на музейные нужды — ощутимой проблемой при эксплуатации «Дома над водопадом» стало появление плесени, образовавшейся во влажной среде. Во время музейной реставрации были выявлены существенные недостатки в гидроизоляции конструкций.

Музей Гугенхайма, Нью-Йорк. Обратим внимание на формообразующий принцип построения здания: огромная расширяющаяся спираль пандуса. Экспозиция, устроенная на пандусах, обнаруживает между картинами и поверхностью пола очевидный угол. Глядя на радиус коридора-спирали можно предположить, как неудобно с точки зрения передвижения происходит осмотр. По ходу движения вдоль пяти уровней музея у зрителя может создаться и зрительная коллизия, и мигрень, и тошнота.

Таким образом, «Дом над водопадом» и Музей Гугенхайма, оставаясь одними из самых передовых и новаторских построек своего времени, являясь «визитной карточкой автора», проигрывают с точки зрения комфорта и ежедневной эксплуатации. Из всего этого мы можем сделать вывод, что они не являются благополучными для сенсорных ощущений. Это говорит о заведомо неприоритетном значении для автора пространственных ценностей: комфорта, самочувствия, удобства. Даже будучи архитектором, он упустил эти аспекты в своих проектах. Сенсорика ощущений: в слабой «ролевой» функции.

Таким образом, по модели А имеем подтверждение:

Первая функция, Базовая — интуиция возможностей,

Вторая функция, Творческая — структурная логика

Третья функция, Ролевая — сенсорика ощущений

Четвёртая функция, Болевая — этика отношений

Ценности мировоззрения: Квадра Альфа.

ТИМ типируемого: Интуитивно-Логический Экстраверт, «Искатель».

Испытуемый № 2. Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, известный под псевдонимом Ле Кобюзье.

Пять принципов современной архитектуры Ле Корбюзье.

  1. Дом на столбах. Освободившееся место под жилыми помещениями использовать для сада или стоянки автомобиля.
  2. Крыши-сады, плоские крыши, совмещенная кровля, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.
  3. Свободная планировка независящая от стен, интегральное пространство. Применять железобетонный каркас, чтобы стены больше не являлись несущими и внутреннее пространство полностью от них освободилось.
  4. Ленточные окна, расположенные вдоль фасада.
  5. Свободный фасад, консольно вынесенный и освобожденный от нагрузки. Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы [7].

Все пять аспектов демонстрируют стремление к свободе, творческому использованию территории, реализации максимальных возможностей материала и пространства, направленность в будущее (машин ещё нет, а место для их парковки уже есть), некоторую непредусмотрительность в температурно-влажностном и инсоляционном режиме (использование крыши для растениеводства и отдыха), либерализм («любые формы»).

Отчётливо видны ценности первой квадры, сильная интуиция и сильная логика. Остаётся определить интуитивно-логический или логико-интуитивный перед нами ТИМ. Главное отличия этих двух схожих ТИМов — в версионности их базовой функции — интуиции. Интуиция возможностей (экстравертная интуиция) направлена на объективный мир, мир материи. Это интуиция вероятностей, прогнозов, построения моделей. Благодаря экстра интуиции человек видит смысл происходящего и суть вещей. Экстра интуит хорошо чувствует процессы, протекающие в мире, будь то общество, группе, конкретный человек или Вселенная в целом.

Интуиция времени (интровертная интуиция) обеспечивает человеку канал связи с его внутренним миром, с миром его внутренних состояний, неясных ощущений, смутных или ярких переживаний, с его душевным миром. Она выражается в умении человека контактировать и воспринимать мир нематериальных (идеальных) объектов.

Обратимся к главному открытию Ле Корбюзье и его самому выразительному теоретическому вкладу в архитектуру — Модулору. Модулор — система пропорций, описанная в одноимённой книге Ле Корбюзье как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике». Ле Корбюзье разработал модулор на основе древней традиции Витрувия, Витрувианского человека Леонардо да Винчи, работ Леона Баттисты Альберти и других исторических попыток выявить математические пропорции человеческого тела для последующего использования этих знаний в совершенствовании внешнего вида и функций архитектуры. Система основана на измерениях человеческого тела, удвоении, числах Фибоначчи и золотого сечения [4]. Обращение к существующим в материальном мире трактатам других творцов говорит об объективной, экстравертной природе интуиции типируемого. При этом отчётливо видно, как творческой функцией, функцией достижения желаемого, является структурная логика, структурность подхода, структурность характера самого модулора. Всё это говорит в пользу ТИМа ИЛЭ — интуитивно-логический экстраверт, «Искатель».

Рассмотрим личность Ле Корбюзье по аспектам слабых каналов.

«Ле Корбюзье был женат на Ивон Гали (фр. Yvonne Gallis), из Монако, с которой познакомился в Париже в 1922 году, официально брак был оформлен в 1930-м. В том же году Корбюзье принял французское гражданство» [9]. Это всё, что известно широкой общественности о личной жизни архитектора. Отсутствие со стороны обоих супругов какого-либо выражения своих отношений (мемуары жены, хвалебные цитаты в интервью и трудах мужа) даёт основания полагать наличие этики отношении в слабой позиции.

«Что можно сказать о Корбюзье-человеке, вне контекста его архитектуры? Некоторые из его бывших сотрудников пишут о его «невыносимом» характере и диктаторских замашках. Известно и о его склонности к саморекламе, или, как сейчас говорят, автопиару. Это выражалось, в частности, в его публикациях, где он рассказывал о себе в третьем лице, причем, с явно апологетическими интонациями. Примером может служить книга «Ле Корбюзье. Творческий путь», 1964 г.» [8]. Плохие отношения с коллегами, неумение довериться, как бы это сейчас назвали, «менеджеру», желание самолично выражать свои воззрения, продвигать свой талант. Перед нами яркий пример последствий того, когда этика отношений находится в слабой, болевой функции.

Таким образом, по функциям модели А имеем:

Первая функция, Базовая — интуиция возможностей,

Вторая функция, Творческая — структурная логика

Третья функция, Ролевая — сенсорика ощущений

Четвёртая функция, Болевая — этика отношений

Ценности мировоззрения: Квадра Альфа.

ТИМ типируемого: Интуитивно-Логический Экстраверт, «Искатель».

Подводя итог, хотелось бы заметить, что обнаружение идентичности ТИМов двух самых значительных персон архитектуры по результатам доклада РААСН, открывает перспективность дальнейшей работы исследования. Целью настоящей работы является предложение внесения нового метода в педагогический процесс архитектурных школ и ВУЗов для возможности лучшего профессионального самоопределения студентов, а в будущем, в зависимости от хода дальнейшей работы в этой области, более совершенной системы набора абитуриентов.

 

Список литературы:

  1. 10 Архитектурных уроков от Фрэнка Ллойда Райта — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://suntown.com.ua/archives/18583 (дата обращения 11.01.2014).
  2. Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности — 1990 // «Соционика, ментология и психология личности», 1995, № 1.
  3. Десять выдающихся архитекторов и произведений архитектуры XX века — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.roman.by/r-88578.html (дата обращения 15.01.2014).
  4. Модулор — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ле_Корбюзье (дата обращения 18.01.2014).
  5. Пять принципов Ле Корбюзье — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://assistancedecorator.blogspot.ru/2013/02/5.html (дата обращения 18.01.2014).
  6. Филатова Е.С. Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. — СПб.: Б&К, 1999.
  7. Френк Лойд Райт — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Райт,_Фрэнк_Ллойд (дата обращения 15.01.2014).
  8. Ю. Ржепишевский. Кто Такой Ле Корбюзье? — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://samlib.ru/r/rzhepishewskij_j_n/kto_takoj_le_korbusie.shtml (дата обращения 18.01.2014).