Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДИЗАРТРИИ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Евдокимова В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДИЗАРТРИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДИЗАРТРИИ

Евдокимова Вера Алексеевна
студент Московского государственного областного университета, РФ г. Москва
Майорова Юлия Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. МГОУ, г. Москва

 

Преодоление минимальных проявлений дизартрии является одной из актуальных проблем логопедии на современном этапе, что предопределяется большой распространенностью этой формы речевой патологии в дошкольном возрасте. Коррекция дизартрии различной степени выраженности является многоаспектным мероприятием. Нарушения просодических характеристик, в том числе интонационной стороны речи, входящие в структуру минимальных проявлений дизартрии, требуют комплексной длительной коррекции [1; 2; 4].

В рамках дипломного исследования, которое проходило на базе ГБОУ детского сада комбинированного вида № 602 (г. Москва), была разработана и апробирована коррекционно-развивающая методика, направленная на формирование интонационной стороны речи и основных просодических компонентов у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии. Данная методика дополнила ранее существующие [2; 3; 5], самостоятельно разработанными игровыми приемами к заданиям, авторскими сказочными историями и стихотворениями, подборками речевого и картинного материала, алгоритмами для наиболее эффективного запоминания и использования полученных знаний. Такой подход при создании методики обусловлен тем, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а также объясняется предпочтениями детей, которые с интересом вовлекаются в занятие, построенное на основе сказочных историй.

В процессе коррекционно-развивающего воздействия были выделены подготовительные мероприятия, главной целью которых являлось, с одной стороны, развитие физиологических механизмов овладения интонацией (улучшение деятельности дыхательного и голосового аппарата), с другой стороны — коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи, восприятия и воспроизведения слогового, словесного, логического ударения, достаточный уровень развития которых имеет большое значение для формирования интонационной выразительности речи.

Приведем некоторые упражнения подготовительного этапа.

Упражнения по формированию диафрагмально-реберного типа дыхания.

Инструкция: «Отгадайте загадку: Подарили мне игрушку, симпатичную зверушку. С толстеньким животиком, зовется ……..(бегемотиком)

  • Правильно, это бегемотик. Я знаю сказку про этого малыша. Вот послушайте: «В далекой жаркой Африке жил маленький симпатичный бегемотик. Он очень любил загорать на солнышке вблизи реки. Лежал, загорал и ...... дышал. Кода он вдыхал, его животик поднимался вверх и становился большим, как будто он проглотил воздушный шар. Когда выдыхал, животик опускался и становился как прежде маленьким».

Упражнение № 1.

  • Представьте, что вы маленькие симпатичные бегемотики. Описание упражнения. Ребенок лежит на спине. Одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос — живот поднимается, выдох через рот — опускается.

Упражнение № 2.

  • Когда бегемотику становилось совсем жарко на солнышке, он дышал ртом. Попробуйте подышать ртом, как бегемотик. Описание упражнения. Ребенок лежит на спине. Одна рука на животе, другая на груди. Вдох и выдох через рот. Вдох — живот поднимается, выдох — опускается.

Упражнение № 3.

  • А когда бегемотику надоедало лежать, он садился на мягкий песок и продолжал наслаждаться солнышком и ласковым ветерком с реки.

Описание упражнения: Ребенок сидит. Положение рук, как в предыдущих упражнениях. Вдох — живот поднимается, выдох — опускается. Движения контролируются руками ребенка.

Упражнение № 4.

  • А вечером, когда жаркое солнышко медленно уплывало спать, бегемотик провожал его стоя. Он долго любовался красотой солнечного заката и дышал долгожданной прохладой.

Описание упражнения. Ребенок стоит. Положение рук, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота.

Фонационная дыхательная гимнастика.

Упражнение «Звукоподражания».

Инструкция: — Посмотрите, на картинку. (Демонстрируется картинка с изображением пчелки.) Это пчелка Зуза. Она очень любит сладкую цветочную пыльцу. Она летает от цветка к цветку и поет песенку: З-З-З-З-З-З-З. Внимательно послушайте и запомните песенку пчелки Зузы. Вдохните, произнесите длительно на выдохе песенку пчелки.

  • У пчелки Зузы есть сынок, его зовут Зёзик. (Демонстрируется картинка с изображением пчелёнка.) Он маленький шалунишка, любит раскачиваться на цветочке и петь песенку: Зь-Зь-Зь-Зь-Зь. Внимательно послушайте и запомните песенку Зёзика. Вдохните, произнесите длительно на выдохе песенку пчелёнка.

Речевая дыхательная гимнастика.

Упражнение «Кукольный театр одного…….. пальчика».

Инструкция: — Давайте поиграем в кукольный театр. Наденьте на пальчик игрушку. Это — актер кукольного театра. Я буду режиссером кукольного театра. Актеру нужно выучить предложения для спектакля. Режиссер будет говорить то, что нужно выучить, а актер повторять.

Ух! Пух! Ох! Мох! Эх! Мех!

Куда иголка — туда и нитка.

Один за всех, все за одного.

У Вовика дудка, у Бобика будка.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Галка села на палку, палка стукнула галку.

Упражнения по коррекции нарушений голоса (тембра, высоты, силы).

Упражнение «Голубка и ее птенчики».

Инструкция: Демонстрируется картинка с изображением голубя с птенчиками. «Посмотрите на картинку, это голубка с птенчиками. Она ласково воркует над своими малышами. Попробуем и мы поворковать как голубка.

  1. Подражания голубиному воркованию.
  • Птенчики просят кушать, открывают и закрывают клювики. Давайте изобразим действия этих малышей.
  1. Открывать и закрывать рот, акцентируя внимание на движении нижней челюсти.
  • Накормила мама птенцов, а они опять клювики открывают, пить просят.
  1. Глотание капель воды.
  • Один птенец очень торопился и подавился, стал покашливать.
  1. Кашлевые движения.
  • Вскоре птенцы успокоились, сладко зевнули и крепко уснули».
  1. Зевота.

Упражнения «Веселый мышонок».

Описание упражнения: Проговаривать несколько раз фразы, гласный в начале предложения произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог). Инструкция: — Я познакомлю вас с веселым мышонком. Послушайте историю, которая с ним произошла:

Сел мышонок на масленок, а масленок — липкий гриб, Посидел на нем мышонок и прилип! Ой-ой-ой-ой, ай-ай-ай-ай! Мама, мама, выручай!

  • Это веселая история или грустная? Повторите, как мышонок:

Ой-ой-ой-ой, ай-ай-ай-ай!

Повторите предложения: Ах, ах, ах, ах — наш мышонок в сапогах!

Ох, ох, ох, ох — наш мышонок скоморох!

Ух, ух, ух, ух — поет песни во весь дух!

Эх, эх, эх, эх — знает множество потех! (Евдокимова В.)

Упражнение «Мы едем, едем, едем….»

Описание упражнения: Прослушивание стихотворения, объяснение, что голос может звучать низко и высоко. Определение звуков большого и маленького по размеру транспорта. Произнесение гласных низким и высоким голосом.

Инструкция: — Послушайте стихотворение (По И. Токмаковой).

  1. Обратите внимание, что я изменяю голос:

На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину. Поехали на большой машине: А-А-А-А-А!(низко)

Пересели на маленькую: а-а- а-а-а! (высоко)

До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход.

Поплыли на большом пароходе: О-О-О-О-О!(низко)

Пересели на маленький: о-о-о-о-о-о!(высоко)

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везёт, надо сесть в самолёт.

Большой самолёт летит, в нём мотор гудит:У-У-У-У-У! (низко)

Маленький самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у-у! (высоко)

  1. Какой звук издает большая машина (теплоход, самолет), маленькая машинка (теплоход, самолет)? (Маленький транспорт — присесть, большой — встать, потянуться вверх на носочках, руки поднять.)
  2. Давайте поиграем с голосом. Я прочту стихотворение, вы будете слушать и потом произносить звуки, повторяя за мной.

Упражнение «Медвежонок Винни и Эхо»

Инструкция: — Послушайте историю: «Медвежонок Винни, гуляя по лесу, повстречал Эхо, и они начали играть. Медвежонок говорил слова громко, а Эхо повторяло тихо, потому что было далеко, где-то в верхушках деревьев». Давайте и мы поиграем. Если я произнесу слово громко, вы поднимите карточку с медвежонком, а если тихо — закроете рот ладошкой. (Затем дети сами произносят любые придуманные слова — тихо и громко.)

Инструкция: «Наигравшись с Эхом, медвежонок пошел домой. По дороге он увидел дерево с пчелиным ульем. Пчелки собрались на цветочное поле и всей гурьбой вылетели из домика». 

<>A.B.

Давай поможем нашей черепашке, научим ее все делать быстрее. Повторяй за мной: Нужно, нужно умываться поскорей, поскорей! (в ускоренном темпе)

Нужно, нужно одеваться побыстрей, побыстрей! (в ускоренном темпе)

Нужно, нужно торопиться и шагать веселей! (в ускоренном темпе)

(В. Евдокимова)

Скороговорки: Черепашка не скучая, час сидит за чашкой чая.

Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.

Упражнение для развития медленного темпа речи «Мишка-торопыжка».

Описание упражнения: Повторение фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за взрослым); самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу; ответы на вопросы — сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично; проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку, пересказ сказки «Мышка-торопыжка» в замедленном темпе.

Инструкция: «Перед вами – Мишка — Торопыжка, непоседа, шалунишка! Всем хорош, но вот беда — он торопится всегда! Однажды с ним случилась вот такая история. Собрался Торопыжка со своими друзьями в соседний лес на праздник меда. Быстро надел штанишки, быстро надел рубашку, быстро надел ботинки, быстро завязал шнурки и быстро-быстро выскочил из дома. И ……. споткнулся, кувыркнулся и кубарем полетел по наклонной вглубь леса, вдоль березок и сосенок, да в овражек, а из овражка в ямку. Ямка глубокая была и не смог Торопыжка вылезти, так и просидел весь день, прогрустил до вечера. А все дело было в том, что торопился Мишка и шнурки связал от разных ботинок. Вечером возвращались друзья с праздника веселые и сытые, увидели Мишку в ямке и помогли выбраться. Хорошо еще, что меда ему принесли — полакомиться. Так-то вот, не надо торопиться!».

  • Давай научим Мишку делать все медленнее, не торопиться.

Медленное проговаривание скороговорок:

Мишка мыл мылом нос, мыл уши, мыл хвост.

Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.

Едет, едет Мишка в новеньких штанишках. Едет с горки ледяной, словно шарик надувной. Вяжет Мише бабушка тёпленькие варежки, чтобы греть ладошки Мишутке-крошке.

Основными мероприятиями в коррекционно-развивающем процессе, предусмотренными методикой, стали — формирование восприятия и воспроизведения интонационных конструкций и эмоциональных оттенков интонации.

При реализации основных мероприятий детям было показано, что речь разнообразна интонациями и это разнообразие достигается измене­ниями высоты, силы, тембра, интенсивности и модуляций голоса. Интонация эмоционально окрашивает речь, по­могает в выражении чувств. Детей знакомили с различными видами интона­ции и средствами их обозначения, а также учили их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи и продуцировать их в экспрессивной. Реализация этого этапа проводилась последовательно.

На первом этапе у детей формировали восприятие и воспроизведение эмоциональных оттенков интонации. В рамках формирования восприятия детям читали произведения с интонационным оформлением и без него, объясняли, что изменяя голос при чтении, можно передать эмоции — страх, обиду, любопытство, грусть, радость и др. Дети по сюжетной картинке опознавали эмоциональное состояние (по жесту, позе, мимике), детей знакомили с пиктограммами эмоций, которые они применяли в ходе выполнения следующих упражнений: подобрать к интонированной фразе соответствующую пиктограмму; подобрать пиктограмму к коротким рассказам, каждому из которых соответствует один тон высказывания или несколько, и другие задания. В рамках формирования воспроизведения эмоциональных оттенков интонации детям предлагали произнести одну и ту же фразу разным тоном, соответствующим передаче эмоций радости, удивления, гнева, печали, дети придумывали предложения к сюжетным картинкам и проговаривали их с соответствующей интонацией, пересказывали рассказ по цепочке, правильно интонируя фразы.

Одно из упражнений этого этапа:

Упражнение «Конструирование эмоций»

Описание упражнения:

  1. По интонированной фразе (Ура, мы идем в зоопарк! Ох, на улице идет дождь. Новый велосипед сломался. И т. д.) дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных пиктограмм.
  2. Дети рисуют мимическое выражение после прослушивания фразы.
  3. Дети произносят интонировано фразы в соответствии со смыслом.

Коррекционно-развивающая работа по формированию восприятия и воспроизведения интонационных конструкций представлена в следующей последовательности:

  1. Работа над восприятием и воспроизведением повествовательной интонации.
  2. Работа над восприятием и воспроизведением вопросительной интонации.
  3. Работа над восприятием и воспроизведением восклицательной интонации.

Детей знакомили со звуковыми средствами выражения различных интонационных конструкций, с их графическими обозначениями в виде стрелочек. Применялись карточки с изображением гномиков — символов знаков препинания. Для успешного запоминания в упражнения были введены алгоритмы, которые повторялись из упражнения в упражнение. Алгоритмы вводились постепенно, в каждое новое упражнение по одному новому алгоритму. В одном упражнении использовался новый алгоритм, и повторялись уже освоенные. После прочтения или пересказа произведения дети проводили анализ по изученным алгоритмам. Также дети пользовались алгоритмами при самостоятельном воспроизведении предложений различных коммуникативных типов.

Перечислим алгоритмы, которые использовались в работе.

  1. Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения повествовательной интонации:
  1. В предложении о чем-то сообщается.
  2. Голос — спокойный, немного понижается в конце.
  3. Обозначение предложения — стрелочка вниз.
  4. В конце предложения — гномик, который сидит.
    1. Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения вопросительной интонации:
  1. В предложении о чем-то спрашивается.
  2. Голос — на «важном» слове повышается.
  3. Обозначение предложения — стрелочка вверх.
  4. В конце предложения — гномик, который удивляется.
    1. Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения восклицательной интонации:
  1. В предложении — восклицание.
  2. Голос — на «важном» слове повышается, затем немного понижается.
  3. Обозначение предложения — стрелочка вверх-вниз.
  4. В конце предложения — гномик, который радостно подпрыгивает.

Заключительным этапом стала работа по развитию дифференциации изученных видов интонации. Детям прочитывалось произведение, содержащее высказывания известных коммуникативных типов, необходимо было поднятием карточки-символа опознать повествовательные (вопросительные, восклицательные) предложения. Далее дети проигрывали роли, используя необходимые виды интонации.

Таким образом, методика содержит упражнения на формирование основных коммуникативных типов предложений и просодических компонентов, обслуживающих интонацию. Методика интересна тем, что используются игровые приемы и сказочные истории, которые поддерживают интерес детей к занятиям, применяются приемы для наиболее эффективного запоминания и использования полученных знаний — алгоритмы.

 

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 254 с.
  2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. — СПб.: НОУ «Союз», 2006. — 151 с.
  3. Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6—7 лет) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. — СПб.: КАРО, 2008. — 144 с. — 32 с. цв. вкл. — (Серия «мастер-класс логопеда»).
  4. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2008. — 160 с.
  5. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 222 с.