ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДИЗАРТРИИ
Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДИЗАРТРИИ
Преодоление минимальных проявлений дизартрии является одной из актуальных проблем логопедии на современном этапе, что предопределяется большой распространенностью этой формы речевой патологии в дошкольном возрасте. Коррекция дизартрии различной степени выраженности является многоаспектным мероприятием. Нарушения просодических характеристик, в том числе интонационной стороны речи, входящие в структуру минимальных проявлений дизартрии, требуют комплексной длительной коррекции [1; 2; 4].
В рамках дипломного исследования, которое проходило на базе ГБОУ детского сада комбинированного вида № 602 (г. Москва), была разработана и апробирована коррекционно-развивающая методика, направленная на формирование интонационной стороны речи и основных просодических компонентов у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии. Данная методика дополнила ранее существующие [2; 3; 5], самостоятельно разработанными игровыми приемами к заданиям, авторскими сказочными историями и стихотворениями, подборками речевого и картинного материала, алгоритмами для наиболее эффективного запоминания и использования полученных знаний. Такой подход при создании методики обусловлен тем, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а также объясняется предпочтениями детей, которые с интересом вовлекаются в занятие, построенное на основе сказочных историй.
В процессе коррекционно-развивающего воздействия были выделены подготовительные мероприятия, главной целью которых являлось, с одной стороны, развитие физиологических механизмов овладения интонацией (улучшение деятельности дыхательного и голосового аппарата), с другой стороны — коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи, восприятия и воспроизведения слогового, словесного, логического ударения, достаточный уровень развития которых имеет большое значение для формирования интонационной выразительности речи.
Приведем некоторые упражнения подготовительного этапа.
Упражнения по формированию диафрагмально-реберного типа дыхания.
Инструкция: «Отгадайте загадку: Подарили мне игрушку, симпатичную зверушку. С толстеньким животиком, зовется ……..(бегемотиком)
- Правильно, это бегемотик. Я знаю сказку про этого малыша. Вот послушайте: «В далекой жаркой Африке жил маленький симпатичный бегемотик. Он очень любил загорать на солнышке вблизи реки. Лежал, загорал и ...... дышал. Кода он вдыхал, его животик поднимался вверх и становился большим, как будто он проглотил воздушный шар. Когда выдыхал, животик опускался и становился как прежде маленьким».
Упражнение № 1.
- Представьте, что вы маленькие симпатичные бегемотики. Описание упражнения. Ребенок лежит на спине. Одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос — живот поднимается, выдох через рот — опускается.
Упражнение № 2.
- Когда бегемотику становилось совсем жарко на солнышке, он дышал ртом. Попробуйте подышать ртом, как бегемотик. Описание упражнения. Ребенок лежит на спине. Одна рука на животе, другая на груди. Вдох и выдох через рот. Вдох — живот поднимается, выдох — опускается.
Упражнение № 3.
- А когда бегемотику надоедало лежать, он садился на мягкий песок и продолжал наслаждаться солнышком и ласковым ветерком с реки.
Описание упражнения: Ребенок сидит. Положение рук, как в предыдущих упражнениях. Вдох — живот поднимается, выдох — опускается. Движения контролируются руками ребенка.
Упражнение № 4.
- А вечером, когда жаркое солнышко медленно уплывало спать, бегемотик провожал его стоя. Он долго любовался красотой солнечного заката и дышал долгожданной прохладой.
Описание упражнения. Ребенок стоит. Положение рук, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота.
Фонационная дыхательная гимнастика.
Упражнение «Звукоподражания».
Инструкция: — Посмотрите, на картинку. (Демонстрируется картинка с изображением пчелки.) Это пчелка Зуза. Она очень любит сладкую цветочную пыльцу. Она летает от цветка к цветку и поет песенку: З-З-З-З-З-З-З. Внимательно послушайте и запомните песенку пчелки Зузы. Вдохните, произнесите длительно на выдохе песенку пчелки.
- У пчелки Зузы есть сынок, его зовут Зёзик. (Демонстрируется картинка с изображением пчелёнка.) Он маленький шалунишка, любит раскачиваться на цветочке и петь песенку: Зь-Зь-Зь-Зь-Зь. Внимательно послушайте и запомните песенку Зёзика. Вдохните, произнесите длительно на выдохе песенку пчелёнка.
Речевая дыхательная гимнастика.
Упражнение «Кукольный театр одного…….. пальчика».
Инструкция: — Давайте поиграем в кукольный театр. Наденьте на пальчик игрушку. Это — актер кукольного театра. Я буду режиссером кукольного театра. Актеру нужно выучить предложения для спектакля. Режиссер будет говорить то, что нужно выучить, а актер повторять.
Ух! Пух! Ох! Мох! Эх! Мех!
Куда иголка — туда и нитка.
Один за всех, все за одного.
У Вовика дудка, у Бобика будка.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Галка села на палку, палка стукнула галку.
Упражнения по коррекции нарушений голоса (тембра, высоты, силы).
Упражнение «Голубка и ее птенчики».
Инструкция: Демонстрируется картинка с изображением голубя с птенчиками. «Посмотрите на картинку, это голубка с птенчиками. Она ласково воркует над своими малышами. Попробуем и мы поворковать как голубка.
- Подражания голубиному воркованию.
- Птенчики просят кушать, открывают и закрывают клювики. Давайте изобразим действия этих малышей.
- Открывать и закрывать рот, акцентируя внимание на движении нижней челюсти.
- Накормила мама птенцов, а они опять клювики открывают, пить просят.
- Глотание капель воды.
- Один птенец очень торопился и подавился, стал покашливать.
- Кашлевые движения.
- Вскоре птенцы успокоились, сладко зевнули и крепко уснули».
- Зевота.
Упражнения «Веселый мышонок».
Описание упражнения: Проговаривать несколько раз фразы, гласный в начале предложения произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог). Инструкция: — Я познакомлю вас с веселым мышонком. Послушайте историю, которая с ним произошла:
Сел мышонок на масленок, а масленок — липкий гриб, Посидел на нем мышонок и прилип! Ой-ой-ой-ой, ай-ай-ай-ай! Мама, мама, выручай!
- Это веселая история или грустная? Повторите, как мышонок:
Ой-ой-ой-ой, ай-ай-ай-ай!
Повторите предложения: Ах, ах, ах, ах — наш мышонок в сапогах!
Ох, ох, ох, ох — наш мышонок скоморох!
Ух, ух, ух, ух — поет песни во весь дух!
Эх, эх, эх, эх — знает множество потех! (Евдокимова В.)
Упражнение «Мы едем, едем, едем….»
Описание упражнения: Прослушивание стихотворения, объяснение, что голос может звучать низко и высоко. Определение звуков большого и маленького по размеру транспорта. Произнесение гласных низким и высоким голосом.
Инструкция: — Послушайте стихотворение (По И. Токмаковой).
- Обратите внимание, что я изменяю голос:
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину. Поехали на большой машине: А-А-А-А-А!(низко)
Пересели на маленькую: а-а- а-а-а! (высоко)
До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход.
Поплыли на большом пароходе: О-О-О-О-О!(низко)
Пересели на маленький: о-о-о-о-о-о!(высоко)
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везёт, надо сесть в самолёт.
Большой самолёт летит, в нём мотор гудит:У-У-У-У-У! (низко)
Маленький самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у-у! (высоко)
- Какой звук издает большая машина (теплоход, самолет), маленькая машинка (теплоход, самолет)? (Маленький транспорт — присесть, большой — встать, потянуться вверх на носочках, руки поднять.)
- Давайте поиграем с голосом. Я прочту стихотворение, вы будете слушать и потом произносить звуки, повторяя за мной.
Упражнение «Медвежонок Винни и Эхо»
Инструкция: — Послушайте историю: «Медвежонок Винни, гуляя по лесу, повстречал Эхо, и они начали играть. Медвежонок говорил слова громко, а Эхо повторяло тихо, потому что было далеко, где-то в верхушках деревьев». Давайте и мы поиграем. Если я произнесу слово громко, вы поднимите карточку с медвежонком, а если тихо — закроете рот ладошкой. (Затем дети сами произносят любые придуманные слова — тихо и громко.)
Инструкция: «Наигравшись с Эхом, медвежонок пошел домой. По дороге он увидел дерево с пчелиным ульем. Пчелки собрались на цветочное поле и всей гурьбой вылетели из домика».
<>A.B.
Давай поможем нашей черепашке, научим ее все делать быстрее. Повторяй за мной: Нужно, нужно умываться поскорей, поскорей! (в ускоренном темпе)
Нужно, нужно одеваться побыстрей, побыстрей! (в ускоренном темпе)
Нужно, нужно торопиться и шагать веселей! (в ускоренном темпе)
(В. Евдокимова)
Скороговорки: Черепашка не скучая, час сидит за чашкой чая.
Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Упражнение для развития медленного темпа речи «Мишка-торопыжка».
Описание упражнения: Повторение фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за взрослым); самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу; ответы на вопросы — сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично; проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку, пересказ сказки «Мышка-торопыжка» в замедленном темпе.
Инструкция: «Перед вами – Мишка — Торопыжка, непоседа, шалунишка! Всем хорош, но вот беда — он торопится всегда! Однажды с ним случилась вот такая история. Собрался Торопыжка со своими друзьями в соседний лес на праздник меда. Быстро надел штанишки, быстро надел рубашку, быстро надел ботинки, быстро завязал шнурки и быстро-быстро выскочил из дома. И ……. споткнулся, кувыркнулся и кубарем полетел по наклонной вглубь леса, вдоль березок и сосенок, да в овражек, а из овражка в ямку. Ямка глубокая была и не смог Торопыжка вылезти, так и просидел весь день, прогрустил до вечера. А все дело было в том, что торопился Мишка и шнурки связал от разных ботинок. Вечером возвращались друзья с праздника веселые и сытые, увидели Мишку в ямке и помогли выбраться. Хорошо еще, что меда ему принесли — полакомиться. Так-то вот, не надо торопиться!».
- Давай научим Мишку делать все медленнее, не торопиться.
Медленное проговаривание скороговорок:
Мишка мыл мылом нос, мыл уши, мыл хвост.
Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.
Едет, едет Мишка в новеньких штанишках. Едет с горки ледяной, словно шарик надувной. Вяжет Мише бабушка тёпленькие варежки, чтобы греть ладошки Мишутке-крошке.
Основными мероприятиями в коррекционно-развивающем процессе, предусмотренными методикой, стали — формирование восприятия и воспроизведения интонационных конструкций и эмоциональных оттенков интонации.
При реализации основных мероприятий детям было показано, что речь разнообразна интонациями и это разнообразие достигается изменениями высоты, силы, тембра, интенсивности и модуляций голоса. Интонация эмоционально окрашивает речь, помогает в выражении чувств. Детей знакомили с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также учили их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи и продуцировать их в экспрессивной. Реализация этого этапа проводилась последовательно.
На первом этапе у детей формировали восприятие и воспроизведение эмоциональных оттенков интонации. В рамках формирования восприятия детям читали произведения с интонационным оформлением и без него, объясняли, что изменяя голос при чтении, можно передать эмоции — страх, обиду, любопытство, грусть, радость и др. Дети по сюжетной картинке опознавали эмоциональное состояние (по жесту, позе, мимике), детей знакомили с пиктограммами эмоций, которые они применяли в ходе выполнения следующих упражнений: подобрать к интонированной фразе соответствующую пиктограмму; подобрать пиктограмму к коротким рассказам, каждому из которых соответствует один тон высказывания или несколько, и другие задания. В рамках формирования воспроизведения эмоциональных оттенков интонации детям предлагали произнести одну и ту же фразу разным тоном, соответствующим передаче эмоций радости, удивления, гнева, печали, дети придумывали предложения к сюжетным картинкам и проговаривали их с соответствующей интонацией, пересказывали рассказ по цепочке, правильно интонируя фразы.
Одно из упражнений этого этапа:
Упражнение «Конструирование эмоций»
Описание упражнения:
- По интонированной фразе (Ура, мы идем в зоопарк! Ох, на улице идет дождь. Новый велосипед сломался. И т. д.) дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных пиктограмм.
- Дети рисуют мимическое выражение после прослушивания фразы.
- Дети произносят интонировано фразы в соответствии со смыслом.
Коррекционно-развивающая работа по формированию восприятия и воспроизведения интонационных конструкций представлена в следующей последовательности:
- Работа над восприятием и воспроизведением повествовательной интонации.
- Работа над восприятием и воспроизведением вопросительной интонации.
- Работа над восприятием и воспроизведением восклицательной интонации.
Детей знакомили со звуковыми средствами выражения различных интонационных конструкций, с их графическими обозначениями в виде стрелочек. Применялись карточки с изображением гномиков — символов знаков препинания. Для успешного запоминания в упражнения были введены алгоритмы, которые повторялись из упражнения в упражнение. Алгоритмы вводились постепенно, в каждое новое упражнение по одному новому алгоритму. В одном упражнении использовался новый алгоритм, и повторялись уже освоенные. После прочтения или пересказа произведения дети проводили анализ по изученным алгоритмам. Также дети пользовались алгоритмами при самостоятельном воспроизведении предложений различных коммуникативных типов.
Перечислим алгоритмы, которые использовались в работе.
- Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения повествовательной интонации:
- В предложении о чем-то сообщается.
- Голос — спокойный, немного понижается в конце.
- Обозначение предложения — стрелочка вниз.
-
В конце предложения — гномик, который сидит.
- Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения вопросительной интонации:
- В предложении о чем-то спрашивается.
- Голос — на «важном» слове повышается.
- Обозначение предложения — стрелочка вверх.
-
В конце предложения — гномик, который удивляется.
- Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения восклицательной интонации:
- В предложении — восклицание.
- Голос — на «важном» слове повышается, затем немного понижается.
- Обозначение предложения — стрелочка вверх-вниз.
- В конце предложения — гномик, который радостно подпрыгивает.
Заключительным этапом стала работа по развитию дифференциации изученных видов интонации. Детям прочитывалось произведение, содержащее высказывания известных коммуникативных типов, необходимо было поднятием карточки-символа опознать повествовательные (вопросительные, восклицательные) предложения. Далее дети проигрывали роли, используя необходимые виды интонации.
Таким образом, методика содержит упражнения на формирование основных коммуникативных типов предложений и просодических компонентов, обслуживающих интонацию. Методика интересна тем, что используются игровые приемы и сказочные истории, которые поддерживают интерес детей к занятиям, применяются приемы для наиболее эффективного запоминания и использования полученных знаний — алгоритмы.
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 254 с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. — СПб.: НОУ «Союз», 2006. — 151 с.
- Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6—7 лет) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. — СПб.: КАРО, 2008. — 144 с. — 32 с. цв. вкл. — (Серия «мастер-класс логопеда»).
- Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2008. — 160 с.
- Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 222 с.