Статья:

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Москаленко Д.В. К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 28.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Москаленко Дарья Владимировна
студент Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток

 

За совершение правонарушений, относящихся к финансовой сфере, могут возникнуть различные виды ответственности. Одна из них — административная.

Под административной ответственностью принято понимать вид юридической ответственности граждан, должностных лиц и, разумеется, юридических лиц, за совершенное ими административное правонарушение.

В соответствии со ст. 10 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (либо бездействие), посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, а также на установленный порядок управления [4].

За правонарушения в области финансовой сферы в основном несут ответственность юридические лица.

За совершение административных правонарушений могут применяться такие методы административного взыскания как предупреждение; штраф; лишение предоставленного гражданину специального права, конфискация предмета, являющегося орудием совершения правонарушения и его непосредственным объектом; административный арест; исправительные работы; административное выдворение иностранного лица или лица без гражданства за пределы Российской Федерации [3].

Принятие КоАП РФ решило многие проблемы в области правового регулирования. Например, законодательство об административной ответственности было приведено в соответствие с Конституцией России, установлены единые основания и правила привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц, также были разграничены полномочия Российской Федерации и ее субъектов в данной области. Но, несмотря на это, многие вопросы остались нерешенными, в том числе среди них охрана общественных отношений, регулируемых финансовой сферой [2].

Под финансовой сферой понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе деятельности различных субъектов по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Потребность регулирования данных отношений определяется особым значением финансов, которые выступают в качестве необходимого условия решения задач, стоящих перед государством. Необходимость в административно-правовой охране соответствующих отношений можно объяснить тем фактом, что именно в данной сфере финансовые интересы государства часто сталкиваются с имущественными интересами граждан или организаций [2].

По мнению И.Д. Старовиковой проблема привлечения к рассматриваемой ответственности должна исследоваться не в отдельных ее аспектах, а комплексно. Автор полагает, что институт юридической ответственности в финансовой сфере довольно молод, а проблемы юридической ответственности в данной сфере многоаспектны, имеют межотраслевой характер и смежны с административным, банковским, бюджетным, валютным, гражданским, налоговым, предпринимательским, уголовным, финансовым и другими отраслями права.

В настоящее время административная ответственность, наряду с налоговой и бюджетной, является одной из официально закрепленных законодательством видом юридической ответственности в финансовой сфере. Многие ученые определяют финансовую ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Однако существует еще один подход, который также имеет очень много сторонников. Он заключается в том, что финансовую ответственность и ее разновидности, применяемые за противоправные деяния, совершенные в публично-правовой сфере, следует рассматривать как разновидность административной ответственности за правонарушения в финансовой сфере, а не как самостоятельный вид.

Специфику административной ответственности за данные правонарушения невозможно изучить без определения оснований ее возникновения. И.Д. Старовикова поддерживает мнение исследователя Д.Н. Бахраха, отметившего в одной из своих работ, что для того чтобы наступила реальная ответственность необходимо наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального.

Нормативное основание можно определить как в узком смысле, так и в широком. Нормативное основание в узком смысле определяется законодательством об административных правонарушениях — это Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а в широком смысле — законодательством об административных правонарушениях, налоговым законодательством, которое представлено Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), бюджетным, соответственно представленное Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ), а также некоторыми иными нормативно-правовыми актами, в которых закреплена рассматриваемая ответственность [1].

Под фактическим основанием понимают само административное правонарушение в финансовой сфере. Многие исследователи имеют сходные мнения относительно понимания правонарушения как единственно возможного основания для наступления соответствующего вида юридической ответственности [1].

И, наконец, процессуальное основание для наступления ответственности представляет собой стадийность производства. Производство по делам об административных правонарушениях — это очень сложное и многогранное явление, так как оно охватывает довольно широкий круг вопросов. С точки зрения теории и правоприменительной практики наиболее актуальными являются две стадии — это стадия возбуждения и стадия рассмотрения дела об административном правонарушении в сфере финансов [1].

Общий объект административных правонарушений в данной сфере — это общественные отношения, которые урегулированы не только нормами административного права, но также и нормами гражданского, предпринимательского, конституционного и финансового. Родовым объектом здесь будут выступать общественные отношения в области налогов и сборов, рынка ценных бумаг и финансов. В главе 15 КоАП РФ можно обозначить шесть групп правонарушений, которые объединены соответствующим видовым объектом.

Проанализировав объективную сторону административных правонарушений в финансовой сфере, которые закреплены в отдельных статьях БК РФ, НК РФ, КоАП РФ, и в некоторых других нормативно-правовых актах, можно сделать вывод об их частичном или полном совпадении.

В определенных случаях из-за дублирования составов могут возникнуть довольно серьезные сложности относительно привлечения к ответственности виновных лиц. В связи с этим, многие авторы исследуют проблемный вопрос о значимости дублирования норм административной и налоговой видов ответственности, о правовом соответствии одновременного применения вышеназванных видов юридической ответственности при совершении какого-либо правонарушения.

Изучение состава административного правонарушения имеет важное теоретическое и практическое значение, ввиду его содействия наиболее правильной квалификации совершенного деяния, эффективному применению различных административных наказаний, а также разграничению административных правонарушений и каких-либо других противоправных деяний.

Для административной ответственности большое значение имеют особенности неправомерного поведения длящихся правонарушений. Большинство административных правонарушений в сфере финансов не являются длящимся, учитывая существование конкретной даты их совершения.

В последние годы было опубликовано огромное количество диссертаций и научных статей, изданы монографии, посвященные рассматриваемому виду ответственности, в которых исследователи доказывают ее самостоятельную значимость, дают ей определения, рассматривают различные возможности применения финансовых санкций.

Принятый КоАП РФ, не снял, а наоборот, несколько усилил проблему существования финансовой ответственности и ее разновидностей — бюджетной, валютной, налоговой, и других.

Несовершенство некоторых отдельных статей КоАП РФ, а также их несогласованность со статьями иных нормативно-правовых актов — еще одна причина, которая не позволяет перейти к единой практике применения законодательных норм в финансовой и административной сферах, а теоретикам — разработать слаженную научную концепцию относительно наличия в сфере финансов единой административной ответственности за нарушение норм в области финансового законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что административная ответственность за правонарушения в финансовой сфере представляет собой довольно многоаспектное и сложное явление и может рассматриваться как совокупность урегулированных нормами административного права отношений, которые направлены на исполнение субъектами обязанностей, возложенных на них в сфере формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

Список литературы:

  1. Старовикова И.Д. Административная ответственность за правонарушения в области финансов: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Омск, 2008.
  2. Томилин О.О. Административная ответственность юридических лиц за правонарушения в финансовой сфере: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 2003.
  3. Виды ответственности за нарушение финансового законодательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/19.htm (дата обращения 20.01.2014).
  4. Финансово-правовая ответственность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://webarhimed.ru/page-650.html (дата обращения 20.01.2014).