Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Хритошина А.В. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 289 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Хритошина Анна Викторовна
студент Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Чухачева Екатерина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее развития и закладываются предпосылки для письменной речи, последующего речевого, языкового, личностного развития ребёнка. В настоящее время увеличивается количество детей и взрослых, у которых затруднены порождение высказывания, понимание текста, последовательное изложение содержания монолога, выражение своих мыслей через текстовое сообщение, что является следствием задержки развития лексической системы языка, так как появляются новые формы опосредованного общения. Все это очевидные факторы культурологической депривации [3]. В условиях современной оптимизации науки и образования, общества предъявляет требования к коммуникативному развитию человека, поэтому возрастает нагрузка на образовательные учреждения, и перед педагогами встает задача развития и активизации словарного запаса детей. Владение лексикой родного языка отражается на уровне эстетического и эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Так, при пересказах и составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Однако воздействие любых вредоносных факторов в ходе развития речи ребёнка дошкольного возраста отражаются на его деятельности и поведении. Ограниченный лексический запас, многократное использование слов с одинаковым лексическим значением делают речь детей аграмматичной и несвязной, бедной и стереотипной. Данный речевой симптом характерен для речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, количество которых в настоящее время увеличивается, что связано, как отмечает Т.А. Ткаченко, с загрязнением экологической среды, ростом процента перинатальной патологии, родовых травм и послеродовых осложнений [2]. Общее недоразвитое речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к их звуковой и смысловой стороне [1].

В речи детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается неточное семантическое употребление слов, использование их в расширенном значении, дисбаланс в объеме как активного, так и пассивного словаря. В связной речи дети мало используют прилагательные, наречия, числительные, и сложные предлоги, не употребляют обобщающие слова, метафоры и эпитеты. Несформированность словарного запаса обусловливает ошибки в словоизменении и словообразовании, нарушения синтаксической структуры, связи слов в простых и сложных предложениях, незаконченность формирования звукопроизношения. Своеобразие речевого развития детей данной категории тормозит темп их интеллектуального развития.

Следовательно, формирование лексической системы языка, по мнению В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.А. Мироновой и др., является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так как именно старший дошкольный возраст является периодом быстрого развития словаря. В возрасте 5—6 лет быстро увеличивается номинативный и глагольный словарь, медленнее растет число прилагательных. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие и обучение в школе.

Все вышесказанное определило актуальность проблемы формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и позволило более полно определить особенности их словаря, а также наметить направления коррекционной работы. С целью выявления наиболее эффективных методов формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня нами был организован комплексный педагогический эксперимент.

В начале исследования был проведен констатирующий эксперимент, который заключался в констатации исходного уровня сформированности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня при помощи методов анкетирования, анализа документации, тестирования, количественного и качественного анализа полученных результатов. Для диагностики уровня сформированности словарного запаса детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста использовались методики В.М. Акименко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, выявляющие объём пассивного и активного словаря, особенности семантической структуры слова. Результаты обследования показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют низкий исходный уровень сформированности словарного запаса (83 %), который характеризуется неверным выполнением больше половины всех четырех диагностических методик, трудностями в подборе синонимов и антонимов, затруднениями при актуализации большинства слов к соответствующих тематических группам.

 

 

Рисунок 1. Уровни сформированности словарного запаса у детей

экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента (%)

 

Средний уровень имеет лишь 1 ребенок (17 %). У него выявились трудности выполнения трех диагностических заданий, незначительные трудности в подборе синонимов и антонимов, затруднения при актуализации нескольких слов к соответствующим тематических группам.

Формирующий этап исследования заключался в систематизации и применении дидактических упражнений и игр, которые были включены в систему коррекционной работы общего недоразвития речи III уровня. Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, система коррекционной работы позволила решить следующие задачи:

·     обогащение словаря — усвоение детьми новых слов, их значений и тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.

·     активизация словаря — перенос как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный.

      расширение и уточнение словаря — усвоение лексической сочетаемости слов и уточнение их значений путём включения в контекстную речь, сопоставления близких по значению слов (синонимов) и противопоставления (антонимов).

Коррекционная работа проводилась систематично в течение 2 месяцев, с использованием дидактических игр, так как они являются ведущим видом деятельности дошкольника и одним из важных методов активного обучения детей, который способствует развитию всех познавательных процессов. Под влиянием игры складываются сложные виды зрительного, звукового анализа и синтеза, сформированность которых является важной предпосылкой полноценного развития лексики. В нашем исследовании дидактические упражнения и игры способствовали активизации и обогащению словарного запаса, развитию активной памяти, мышления и внимания к слову. Среди методов обогащения словаря нами использовались рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения. Данные методы использовались взаимосвязано.

Таблица 1.

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по формированию лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


Группа игр


Наименование игр и упражнений входящих в группу


1 группа — расширение предметного словаря


1.    Настольные игры. «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».

2.    Упражнение «Часть — целое»

3.    Игра «Чудесный мешочек»

4.    Упражнение «Что это?»

5.    Игра «Что не так?»

6.    Игра «Путаница».

7.    Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

 


2 группа — обогащение и активизация словаря

 


1.    Игра «Меморина»

2.    Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

3.    Упражнение «Кто как кричит»

1.    Упражнение «Запомни и назови»

2.    Упражнение «Покажи, где нарисовано... ?»

3.    Упражнение «Подбери правильно»

4.    Упражнение «Подбери нужное слово»

5.    Упражнение «Какой?»

6.    Упражнение «Скажи правильно»

7.    Упражнение «Исправь ошибку»

8.    Упражнение «Снежный ком»


3 группа — усвоение семантической структуры слова

 


1.    Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).

2.    Игра «Упрямые дети»

3.    Игра «Скажи наоборот»

4.    Упражнение «Угадай слово»

 

Дидактическая игра отличалась от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями логопеда и детей. Для того чтобы игра была интереснее и дети были активны, логопед вводит игровое действие, например, тот, кто назовет 5 признаков зимы, кладет перед собой фишку. У победителя будет шесть фишек. Он получат приз.

Эффективность формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня определялась в ходе контрольного этапа эксперимента. На данном этапе были поставлены следующие задачи:

1.  Изучение семантической структуры слова, активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.  Анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.

Анализ динамики изменения состояния словарного запаса у детей экспериментальной группы в течение эксперимента показал, что высокий уровень готовности (50 %) выявился на контрольном этапе в сравнении с констатирующим, где такие результаты не наблюдались.

 

 

Рисунок 2. Сравнительный анализ уровней сформированности словарного запаса у детей экспериментальной группы в течение эксперимента (%)

 

В результате эксперимента нами было зафиксировано, что трое детей (50 %) с общим недоразвитием речи имеют высокий уровень сформированности словарного запаса. Эти дети подбирают слова, семантически соответствующие предложенным, употребляют в общении все части речи. У них отсутствуют трудности подбора синонимов и антонимов. Двое детей (33 %) имеют средний уровень сформированности словаря, т. е. имеются трудности в подборе слов, семантически соответствующих данному, а также трудности выполнения трех диагностических заданий, незначительные ошибки в подборе синонимов и антонимов и при актуализации слов к соответствующих тематических группам.

Также было выявлено, что один ребенок (17 %) имеет низкий уровень развития словарного запаса, который характеризуется неверным выполнением больше половины всех четырех диагностических методик, трудностями в подборе синонимов и антонимов, затруднениями при актуализации большинства слов к соответствующих тематических группам. Наличие данной положительной динамики обусловлено систематичностью коррекционной работы, познавательной активностью детей, применением принципов комплексности, наглядности, единства диагностики и коррекции к формированию устной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Таким образом, нами были выявлены специфические методы формирования словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и систематизированы игры для коррекционно-педагогической работы, основанные на комплексном подходе.

 

Список литературы:
1.    Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: «ВЛАДОС», 2008. — 528 с.
2.    Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.— М.: «ГНОМ и Д», 2001. — 32 с.
3.    Чухачева Е.В. Модульная технология подготовки будущих педагогов к формированию и развитию монологической речи детей дошкольного возраста // Материалы VII международной научно-практической конференции. Том 18. Педагогические науки. — София: «БялГРАД-БГ» ООД, 2011. — С. 93—96.