Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Шитова Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 30.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 191 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Шитова Екатерина Александровна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Галич Галина Олеговна
научный руководитель, старший преподаватель Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Карпушкина Елена Александровна

 

 

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии каждого ребенка. В этот период начинается активная подготовка к школе. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования при поступлении, дети должны иметь достаточно обширные общие знания о мире, уметь считать, читать, писать. Но, как правило, для овладения этими навыками необходим высокий уровень развития высших психических функций, к которым, в частности, относится и речь. К сожалению, в последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, что, в свою очередь, негативно сказывается на процесс подготовки к школе, а в последующем, и на сам процесс обучения в школе. Нарушения речи у детей, как правило, сопровождаются несформированностью других психических функций. Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина, в старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память.

Исследования памяти детей с общим недоразвитием речи, проведенные Л.И. Беляковой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркушей [1] и др. показало, что у данной группы детей особенно страдает развитие слуховой памяти, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы. Поскольку неустойчивость памяти ведет к большим трудностям в учебном процессе, а далее во всей жизни, следовательно, встает вопрос о необходимости проведения коррекционной работы. Изучение специфики развития слухоречевой памяти при нарушениях речи у детей дошкольного возраста проводилось недостаточно, имеются работы по функционированию слухоречевой памяти при разных формах афазии.

Под слухоречевой памятью в современной психологии и нейропсихологии понимают хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов (лексического материала) [4]. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, который им обладает, может довольно быстро и точно запомнить смысл читаемого текста, рассказы, рассуждения и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.

Согласно исследованиям И.Т. Власенко [3], которые показали некоторое общее снижение в объеме слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи, необходимо сказать о том, что прослеживается также и взаимосвязь уровня слуховой памяти и уровня речевого развития.

Формирование потенциально сохранных умственных способностей в достаточно большой мере может тормозить общее недоразвитие речи, препятствуя формированию речевого интеллекта. У детей с общим недоразвитием речи заметно снижена слухоречевая память, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Исследования ученых, которые занимались проблемой речевого недоразвития у детей дошкольного возраста показали, что проявление неполноценности языковых систем у таких детей, как правило, сопровождается нарушениями неречевых процессов. У детей с общим недоразвитием речи отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности; недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

С целью изучения особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР нами было проведено психодиагностическое исследование, которое проводилось в МДОУ детский сад комбинированного вида № 149 г. Пензы в декабре 2013 года. В исследовании приняли участие дети из подготовительной логопедической группы в количестве десяти человек с III уровнем общего недоразвития речи. В качестве методик, используемых для диагностики уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи, мы выбрали следующие:

1.  Методика «10 слов» А.Р. Лурия .

Целью методики является диагностика объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульным материалом теста «10 слов» являлся словесный ряд, который предлагался детям для запоминания и который состоял из слов, несвязанных между собой.

Оценка и интерпретация результатов:

Первый уровень. 10 баллов (очень высокий уровень) получает ребенок, если его кратковременная память характеризуется объемом в 7—8 единиц. Данный уровень можно охарактеризовать большим объемом произвольной слуховой памяти, способностью сохранять информацию при установке на запоминание.

Второй уровень. В 8—9 баллов (высокий уровень) оценивается объем кратковременной памяти ребенка, если он запомнил 5—6 слов из предоставленного стимульного материала. 2 уровень выражается достаточно большим объемом произвольной слуховой памяти, способностью сохранять информацию при установке на запоминание.

Третий уровень. 4 балла (средний уровень) получает ребенок, у которого объем кратковременной памяти составляет 3—4 единицы. Средний уровень показывает объем произвольной слуховой памяти, который соответствует возрасту, при установке на запоминание сохраняется достаточный объем информации.

Четвертый уровень. В 2 балла (низкий уровень) оценивается объем кратковременной памяти ребенка в том случае, если ребенок запомнил 1—2 слова. Объем произвольной слуховой памяти - недостаточный, при установке на запоминание сохраняется небольшое количество информации.

Пятый уровень. В 0 баллов (очень низкий уровень) оценивается объем памяти ребенка, имеющий показатель, равный нулю. Данный уровень выражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Информация сохраняется с трудом.

По методике «Заучивание 10 слов» оцениваются объем как кратковременной, так и долговременной памяти.

2.  Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов.

Целью методики является диагностика объема долговременной слухоречевой памяти.

Экспериментальный материал состоит из следующего задания. Слова, которые были заучены детьми, экспериментатор просит воспроизвести через 30 — 40 минут после предъявления словарного материала.

Формула для высчитывания коэффициента долговременной памяти:

развитие памяти у детей,  диагностика

где А — предложенное количество слов,

В — количество слов, которые запомнились ребенком,

С — коэффициент долговременной памяти.

Интерпретация результатов:

75—100 % — высокий уровень;

50—75 % — средний уровень;

30—50 % — низкий уровень;

3.  Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс).

Методика парных ассоциаций — методика, с помощью которой проводится исследование памяти человека. Предлагается несколько пар слов для запоминания. Затем после предъявления каждого первого члена пары слов дается задание воспроизвести второй член.

Коэффициент смысловой памяти высчитывается по такой же формуле, что и коэффициент долговременной памяти.

Интерпретация результатов:

75—100 % — высокий уровень;

50—75 % — средний уровень;

30—50 % — низкий уровень;

ниже 30 % — очень низкий уровень.

Результаты диагностики развития слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня по выбранным нами методикам мы свели в рисунок, чтобы наглядно представить полученные нами данные.

 

 

Рисунок 1. Уровни развития слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня

 

Представленные на диаграмме данные свидетельствуют о преобладании среднего и низкого уровней развития слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи, что характеризуется соответствующим и недостаточным возрасту объемом произвольной слуховой памяти, способностью сохранять достаточную или небольшую информацию при установке на запоминание.

Остановимся подробнее на выполнении детьми заданий. При диагностике развития кратковременной слуховой памяти по методике «10 слов» А.Р. Лурия высокий уровень (2 уровень) развития слухоречевой памяти был выявлен у одного дошкольника (10 %). В 8 баллов был оценен объем кратковременной слухоречевой памяти. 5 слов из 10 было воспроизведено им без искажений. Задание было выполнено без искажений слов и смысловых замен.

Средний уровень (3 уровень) развития слухоречевой памяти был выявлен у шести детей (60 %). У этих детей объем произвольной слуховой памяти соответствует возрасту. При воспроизведении слов были допущены искажения (мед — лед), что указывает на недостаточность фонематического восприятия; смысловые замены (игла — нитка), что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.

Низкий уровень (4 уровень) был выявлен у двух дошкольников (20 %). Этот результат отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти. Этими детьми также были допущены искажения слов (окно — окошко) и смысловые замены (гриб — растение, сосна — елка), что указывает на недостаточность фонематического восприятия и на недостаточность формирования приемов запоминания.

Очень низкий уровень (5 уровень). В 0 баллов была оценена память одного ребенка дошкольного возраста (10 %), имеющая показатель, равный нулю. Этот результат отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух.

При диагностике развития долговременной слуховой памяти по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено, что один дошкольник (10 %) не вспомнил ни одного слова правильно, при припоминании он предложил три слова, одно из которых было искажено по фонематическому сходству (дом — бом), два — по смыслу (гриб — мухомор, сосна — лес). У него был констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.

У двух детей (20 %) был констатирован низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти. Из ошибок присутствовали только смысловые замены (брат — сестра).

У семерых детей (70 %) был констатирован средний уровень развития долговременной памяти.

При диагностике развития слухоречевой памяти по методике парных ассоциаций «Запомни пару» низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти был выявлен у трех детей (30 %). Средний — у семи детей (70 %). Средний уровень развития смысловой слухоречевой памяти выявлен у тех детей, которые при диагностиках кратковременной и долговременной слуховой памяти по методике «10 слов» А.Р. Лурия показали средний и высокий уровни развития слухоречевой памяти. Низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти диагностировался у тех детей, которые показали низкий и очень низкий уровни развития слухоречевой памяти при диагностиках кратковременной и долговременной слуховой памяти по методике «10 слов» А.Р. Лурия. Это свидетельствует о том, что некоторые дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют определенные трудности при запоминании и воспроизведении словарного материала. Как правило, эти дети также имеют нарушения внимания, мышления, что непосредственно сказывается на их познавательной деятельности, а, следовательно, и на дальнейшем процессе обучения в школе.

Итак, в ходе исследования нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня обусловлены недоразвитием фонематического восприятия.

Таким образом, проведя исследование, мы можем сделать вывод о том, что для обследуемых нами дошкольников необходима коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти, в которую можно включать игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов. Также необходимо использовать упражнения на формирование как логической, так и механической памяти. Следует уделить особое внимание обучению детей с общим недоразвитием речи различным мнемическим приемам, которые в значительной мере способны облегчить процесс обучения.

 

Список литературы:
1.    Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.— М.: Владос, 2000. — 317 с.
2.    Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 403 с.
3.    Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 98 с.
4.    Мухина В.С. Детская психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 316 с.
5.    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.